ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1010/2016 от 24.05.2016 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело №12-1010/2016

РЕШЕНИЕ

Р.п. Вешкайма 24 мая 2016 года

Судья Майнского районного суда Ульяновской области Живодерова В.В.

при секретаре Жирновой И.М.,

рассмотрев жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» на постановление начальника отдела судебных приставов по Вешкаймскому району УФССП России по Ульяновской области ФИО1 от 19 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Вешкаймский район» обратилась с жалобой на вышеуказанное постановление, мотивируя жалобу указала, что является должником по исполнительному производству , возбужденному 06.07.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Вешкаймскому району УФССП по Ульяновской области, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –жилого дома, расположенного по адресу: ..., путем подачи заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости как бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Постановлением начальника отдела судебных приставов ОСП по Вешкаймскому району УФССП России по Ульяновской области -старшего судебного пристава ФИО1 по делу об административном правонарушении от 19.04.2016 года муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб. Вместе с тем оснований для привлечения Администрации МО «Вешкаймский район» к административной ответственности не имелось. Заявитель указывает на то, что в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). В этой связи, объективная сторона анализируемого административного правонарушения может быть выражена как действием, так и бездействием юридического лица, создающих препятствия к реализации судебным приставом- исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера. Применительно к составу правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ виновность субъекта определяется умышленным не исполнением требований исполнительного документа без уважительных причин. Учитывая, что бремя доказывания наличия оснований для привлечения к административной ответственности лежит на органе или должностном лице, составившем протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ необходимо наличие доказательств того, что заявитель умышленно уклонился от исполнения возложенной на него решением суда обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –жилого дома, расположенного по адресу: ..., путем подачи заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости как бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, имея реальную возможность в установленный срок исполнить решение суда. Для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества –жилого дома, расположенного по адресу: ..., путем подачи заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости как бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области к заявлению необходимо предоставить документы, указанные в пункте 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, которые необходимо заказать, сделать, по изготовлению которых существуют с определенные сроки, поэтапность, согласованность. Муниципальное учреждение Администрация МО «Вешкаймский район» выдерживает сроки, утвержденные в постановлении администрации МО «Вешкаймский район» от 29.05.2015 года №527 «Об утверждении дорожной карты по оформлению одноэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... как бесхозяйный объект». Заявитель полагает, что в действиях Администрации МО «Вешкаймский район» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. На основании изложенного, заявитель просит отменить постановление начальника отдела судебных приставов ОСП по Вешкаймскому району УФССП России по Ульяновской области -старшего судебного пристава ФИО1 по делу об административном правонарушении от 19.04.2016 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Администрация МО «Вешкаймский район» в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрация МО «Вешкаймский район» ФИО2 требования жалобы поддержала и привела аналогичные доводы.

Начальник ОСП по Вешкаймскому району УФССП России по Ульяновской области ФИО1 и судебный пристав –исполнитель ФИО3 просили отказать в удовлетворении жалобы заявителя, постановление от 19.04.2016 года оставить без изменения.

Проверив представленные материалы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 113 того же закона, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области является должником по исполнительному производству от 06 июля 2015 года, возбужденному на основании исполнительного листа от 14 мая 2015 года об обязании по принятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –жилого дома, расположенного по адресу: ..., путем подачи заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости как бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 06 июля 2015 года должнику для исполнения требований исполнительного документа установлен пятидневный срок с момента получения копии настоящего постановления.

В связи с тем, что исполнительный документ муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Вешкаймский район» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 августа 2015 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В соответствии с требованием судебного пристава-исполнителя ОСП по Вешкаймскому району от 12 апреля 2016 года, полученным представителем должника в тот же день, администрации МО «Вешкаймский район» установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до 14 апреля 2016 года). Кроме того, этим же требованием администрация предупреждена о возможности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

К назначенному времени муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, по исполнительному листу от 14 мая 2015 года, не выполнила.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 15 апреля 2016 года и вынесения постановления от 19 апреля 2016 года о привлечении муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Таким образом, часть 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При этом оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.

В своей жалобе заявитель ссылается на то, что для исполнения решения суда ей необходимо было представить документы, предусмотренные в п.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 года №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», а именно к заявлению должны быть приложены: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Доказательств того, что у муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» имелись препятствия в предоставлении в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.7 вышеуказанного приказа, суду не представлено. Запросы в уполномоченные органы должником направлены лишь в марте-апреле 2016 года.

Доказательств того, что в установленный законом и судебным приставом –исполнителем срок должником предпринимались какие-либо действия для исполнения судебного решения ни должностному лицу, вынесшему оспариваемое постановление, ни суду представлено не было. Доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась в целях надлежащего исполнения, не представлено.

Должник с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда не обращался.

Сроки исполнения решения суда в соответствии с нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в пределах предоставленных полномочий устанавливаются судебным приставом- исполнителем, поэтому ссылку заявителя на сроки для исполнения решения суда, установленные им самим в дорожной карте, суд считает не состоятельной.

Принятие должником постановления об утверждении дорожной карты, предусматривающей сроки исполнения отдельных действий каждым из его отделов не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора, поскольку в данном случае решение суда исполняется в принудительном порядке, поэтому должник должен соблюдать установленные для него сроки.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о бездействии должника, влекущем наступление для него административной ответственности.

Установленные в суде обстоятельства и виновность заявителя в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается вышеуказанными письменными доказательствами, имеющимися в деле.

При указанных обстоятельствах судья полагает, что в действиях муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией названной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области оставить без удовлетворения, а постановление начальника отдела судебных приставов ОСП по Вешкаймскому району УФССП России по Ульяновской области -старшего судебного пристава ФИО1 от 19 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без изменения.

На решение может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья В.В.Живодерова