дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
<адрес> 17 марта 2016 года
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Е.Н.,
при секретаре Сизовой А.В.,
с участием:
представителя заявителя генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности №<адрес>0 от дата;
представителя региональной тарифной комиссии <адрес>Ч, действующей на основании доверенности № от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> жалобу генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 на постановление региональной тарифной комиссии <адрес> о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от дата,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении председателя региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата генеральный директор публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 привлечен к административной ответственности и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в Промышленный районный суд <адрес>, указав в своей жалобе, что для энергоснабжения многоквартирного дома по адресу <адрес> в <адрес> между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ООО «Эвилин-экспо» заключен договор энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг № от дата, согласно которому ООО «Эвилин-экспо» приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, жилых домов (в части потребления коммунальной услуги при использовании надворных построек), а также для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых инженерных системах у ПАО «Ставропольэнергосбыт» по тарифам, утвержденным постановлением РТК <адрес>.
Энергоснабжение подземных парковок и нежилых офисных помещений по адресу <адрес> осуществляется на основании договора между ООО «Эвилин-экспо» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» для потребителя с присоединенной мощностью свыше 50 кВА № от дата (в редакции дополнительного соглашения от дата) Расчеты за электрическую энергию для обеспечения энергоресурсами нежилых офисных помещений производятся по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен. Расчеты за потребленную электроэнергию для электроснабжения парковочных мест в доме по <адрес>, производятся по тарифу, установленному для населения.
Договор энергоснабжения № был заключен намного ранее договора № для исполнителей коммунальных услуг, электроэнергия в рамках договора № приобреталась для нужд подземного гаража, а не на нужды жителей, проживающих в многоквартирном доме.
При заключении договора № (об энергоснабжении подземных парковок) ООО «Эвилин-Экспо» предоставлены свидетельства о праве собственности на место стоянки автомобиля, назначение объекта права - нежилые помещения. Данное имущество не являлось местами общего пользования собственников многоквартирного дома, а является индивидуальной собственностью собственников мест стоянки автомобиля.
В связи с тем, что пользование местами стоянки автомобиля является бытовым потреблением физических лиц, то при заключении договора был применен тариф для городского населения в домах с газовыми плитами: в период с дата по дата в размере 3,57 руб./кВт-ч, в период с дата по дата в размере 3,88 руб./кВт-ч. Указывает, что основания для применения понижающего коэффициента отсутствовали.
Право собственности или владения машино-местом никак не может быть ограничено фактом проживания владельца (собственника) в многоквартирном доме, машино-место не является местом общего пользования, поскольку в силу п.п. а, ж п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата№ в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Предоставленные свидетельства указывают о наличии индивидуальной собственности на нежилые помещения - места стоянки автомобилей, которые не являются местом общего пользования, не используются для проживания и не используются для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.
Таким образом, только собственники машино-мест пользуются данными нежилыми помещениями в силу своего права собственности.
В обратном случае, если бы подземная парковка находилась в общедолевой собственности, то порядок пользования машино-местами должен был определяться соглашением между всеми собственниками помещений МКД.
Однако данное соглашение отсутствует, что позволяет сделать однозначный вывод о том, что подземной парковкой пользуется определенный круг собственников, а не все собственники помещений в МКД.
Если подземный гараж (машино-место в таком гараже) является помещением МКД, его собственник должен заключить договор управления МКД (если выбран способ управления с помощью УК). Кроме того, должен быть заключен именно договор, отвечающий требованиям п. 3 ст. 162 ЖК РФ, а не договор управления машино-местом и содержания общего имущества в паркинге.
Указывает, что в рассматриваемом случае договор управления всего комплекса имущества МКД, в том числе и подземной парковки не заключался.
Энергоснабжение и содержание общего имущества подземной парковки осуществлялось на основании отдельного договора, заключенного между ООО «Эвилин-Экспо» и собственниками машино-мест, о чем свидетельствуют выставляемые 000 «Эвилин-Экспо» квитанции на оплату, в которых кроме индивидуального потребления электроэнергии машино-местом имеется отдельная строка - общедомовые нужды.
Заявитель в своей жалобе указывает, что:
подземная парковка не является общим имуществом собственников помещений в МКД (имеет самостоятельное назначение, построена на средства собственников машино-мест, а не собственников помещений в МКД);
договор энергоснабжения подземной парковки заключен намного раньше договора электроснабжения МКД (до ввода МКД в эксплуатацию);
ООО «Эвилин-экспо» по договору с собственниками машино-мест заключило договор с Обществом и оплачивает все расходы на содержание гаража как самостоятельного имущественного комплекса, необходимые для поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии, получает плату на содержание гаража от собственников машино-мест;
энергоснабжение подземной парковки осуществляется по отдельной, не зависящей от МКД схеме энергоснабжения;
объем электроэнергии, потребленной подземной парковкой фиксируется отдельным прибором учета электроэнергии.
Таким образом, считает, что, нежилые помещения подземной парковки предназначены для самостоятельного использования и являются самостоятельными объектами гражданских прав, а их правовой режим также отличается от правового режима нежилых помещений в многоквартирном доме, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 14.6. КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц -пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц -в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Административная ответственность по указанной статье применяется за завышение либо за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), т.е. действие виновного лица, выразившееся в увеличении регулируемых цен. Иного нарушения установленного порядка ценообразования данной статьей не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата№ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» ценообразование это процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Считает, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» при определении стоимости за электрическую энергию, приобретаемую для электроснабжения парковочных мест не производило расчетов, не завышало установленный тариф, а применило тариф на электроэнергию, установленный постановлением РТК <адрес> от дата№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей на 2015 год» (далее - Постановление №), для городского населения в домах с газовыми плитами: в период с дата по дата в размере 3,57 руб./кВт*ч, в период с дата по дата в размере 3,88 руб./кВт*ч.
По мнению заявителя, указание в постановлении об административном правонарушении от дата№ о не обеспечении с его стороны надлежащего контроля за соблюдением ПАО «Ставропольэнергосбыт» порядка ценообразования, в связи с чем Общество применило завышенный тариф на электрическую энергию, поставляемую в многоквартирный дом, оборудованный электроплитами по адресу <адрес>, используемую в местах общего пользования (подземного паркинга) (стр. 4 протокола), не образует объективной стороны нарушения порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Понятие «применение завышенного тарифа», использованное РТК <адрес> в качестве основания для квалификации правонарушения не тождественно понятию «завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)», указанного в ч. 1 ст. 14.6. КоАП РФ. Общество самостоятельно тариф не завышало, а применение тарифа, установленного Постановлением № не является нарушением порядка ценообразования по смыслу ст. 14.6. КоАП РФ.
Просит отменить постановление региональной тарифной комиссии <адрес> о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от дата, производство по делу прекратить.
ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в суд не явился, уважительных причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не представил. Суд считает возможным рассмотреть жалобу ФИО1 в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе ФИО1 Просила жалобу удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении вынесенное председателем региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании представила дополнения к ранее поданной жалобе, указав, что согласно ч.3 ст.28.7. КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица. составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации. предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическом) лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Частью 3.1. ст. 28.7. КоАП РФ установлено, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В нарушение статьи 28.7 КоАП РФ законному представителю Общества при возбуждении административного дела права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, не разъяснялись, копия определения о возбуждении административного дела отдата№ар 1 была направлена в адрес Общества лишь дата. о чем свидетельствует отметка Почты России.
В определении от дата не указана статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Также Общество и (или) его законный представитель не извещались о времени, дате и месте вынесения определения от дата№ар/1.
Таким образом, в нарушение положений КоАП РФ определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от дата вынесено в отсутствие представителя общества при отсутствии доказательств его надлежащего извещения, в связи с чем Общество изначально было лишено возможности защищать свои права в порядке, установленном КоАП РФ.
Считает, что данное нарушение является существенным и неустранимым при рассмотрении дела об административном правонарушении (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от дата по делу № АЗЗ-8196/2013).
дата в 16 час. 26 мин по средствам факсимильной связи в адрес Общества от РТК СК поступило письмо №, в котором сообщалось о составлении протоколов об административных правонарушениях дата в 14 час. 30 мин.
Считает, что вызов законного представителя юридического лица на рассмотрение дел об административных правонарушениях на одно и то же время свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности, поскольку генеральный директор Общества не мог присутствовать одновременно при составлении в отношении Общества и должностного лица двух протоколов об административном правонарушении.
Тем самым юридическое лицо было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.
Кроме того, вызов соответствующих лиц в административный орган с целью составления протокола или рассмотрения дела призван гарантировать именно их заблаговременное извещение о процессуальном действии и полноценное участие в установлении фактической стороны дела с учетом той или иной предварительно выработанной ими правовой позиции, а не формальное направление в их адрес соответствующего уведомления.
Письмо от дата№ не может быть признано надлежащим извещением, так как по смыслу положений КоАП РФ надлежащее извещение лица предполагает заблаговременное его уведомление о совершении указанных процессуальных действий. Административным органом не было учтено, что законный представитель Общества должен был иметь возможность подготовиться к участию для составления протокола об административном правонарушении, иметь время явиться в административный орган, который находился в ином населенном пункте, нежели Общество, то есть в данном случае имела место и определенная территориальная удаленность Общества от места составления протокола.
Полагает, что в конкретном рассматриваем случае извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в конце рабочего дня дата, при условии, что составление протоколов назначено на дата, заведомо затрудняет, если не полностью исключает возможность его участия в составлении протоколов.
Также отмечает, что письмо от дата№ не содержит информации о конкретном административном правонарушении и его событии.
Таким образом, как на момент уведомления Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и на момент составления протокола. Общество не располагало и не могло располагать достаточными сведениями, позволяющими ему сделать вывод в связи с выявлением каких нарушений оно приглашается в административный орган для составления протокола об административном правонарушении. Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от дата№ он был составлен в 15 час. 15 мин.
Однако на указанное время законный представитель Общества для его составления не приглашался, о переносе составления протокола об административном правонарушении на другое время - 15 час. 15 мин. не извещался. Доказательства уведомления законного представителя Общества о приглашении его на иное, чем указано в письме от дата№ время (14 часов 30 мин.) административным органом не представлено.
С учетом изложенного выше письмо от дата№ не может быть принято в качестве допустимого и достоверного доказательства уведомления Общества и (или) его законного представителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения являются существенными, поскольку Общество было лишено возможности воспользоваться своими правами.
3. В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к названной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения порядка ценообразования. Вместе с тем в ходе рассмотрения РТК СК дела об административном правонарушении данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследован не был, в чем именно выразился ненадлежащий контроль за соблюдением порядка ценообразования генеральным директором ПАО «Ставропольэнергосбыт» не установлено, трудовой договор указанного лица не исследовался.
Все приложенные к протоколу об административном правонарушении от дата№ в качестве доказательств документы были собраны в отношении юридического лица - ПАО «Ставропольэнергосбыт» и приобщены в виде копий к протоколу, составленному в отношении должностного лица. Самостоятельного административного расследования в отношении генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» не было.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что генеральный директор ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 лично допустил нарушение установленного порядка ценообразования.
Считает, что РТК СК не доказала наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Между тем, в силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
4. Постановлением Региональной тарифной комиссии <адрес> от дата№ утвержден Административный регламент исполнения РТК СК государственной контрольной (надзорной) функции «Контроль за соблюдением порядка формирования и применения субъектами предпринимательской деятельности регулируемых цен и тарифов на территории <адрес>» (далее - Регламент).
Так, согласно п.22 Регламента исполнение государственной функции осуществляется в форме проверки.
Основания и порядок проведения проверок установлены положениями Регламента, а также Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от дата № 294-ФЗ (далее - Закон).
Указывает, что в нарушение положений Закона и Регламента какая-либо проверка (плановая, внеплановая, документарная, выездная) в отношении юридического лица не проводилась, что в свою очередь свидетельствует о нарушении со стороны РТК СК требований действующего законодательства РФ, а также прав и законных интересов Общества.
Представитель региональной тарифной комиссии <адрес>Ч в судебном заседании просила постановление по делу об административном правонарушении вынесенное председателем региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения. Представила в судебном заседании отзыв на жалобу генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1, в котором указывает, что управление многоэтажным жилым комплексом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет управляющая компания ООО «Эвилин-Экспо».
В состав многоэтажного жилого комплекса входят встроенно-пристроенные помещения, торгово-развлекательный центр с офисными помещениями, подземный паркинг и надземная парковка.
Многоэтажный жилой комплекс оборудован электрическими плитами.
В целях управления многоэтажным жилым комплексом ООО «Эвилин-Экспо» на основании договоров управления многоквартирным домом и агентирования в интересах и по поручению собственников помещений заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг, принимает на расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги и транзитом перечисляет их ресурсоснабжающим организациям.
В целях оказания коммунальных услуг электроснабжения ООО «Эвилин-Экспо» по заданию собственников заключило с публичным акционерным обществом «Ставропольэнергосбыт» (далее - ПАО «Ставропольэнергосбыт») договор энергоснабжения электрической энергии с исполнением коммунальных услуг от дата№, согласно которому ООО «Эвилин-Экспо» приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, жилых домов (в части потребления коммунальной услуги при использовании надворных построек), а также для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых инженерных системах у ПАО «Ставропольэнергосбыт» по тарифам, утвержденным постановлением РТК <адрес>.
Кроме того, между ООО «Эвилин-Экспо» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения для потребителя с присоединенной мощностью свыше 50 кВа № от дата для обеспечения энергоресурсами нежилых офисных помещений и подземных парковок, согласно которому расчеты за электрическую энергию производятся по цене, определенной в порядке, установленном действующим законодательством. Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен. В рамках данного договора (пункт дата) ООО «Эвилин-Экспо» приняло на себя обязательства по оплате за электрическую энергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Дополнительным соглашением к вышеуказанному договору определены приборы учета электрической энергии, потребляемой для электроснабжения парковочных мест в доме по <адрес>, как на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Расчеты по данному объему электрической энергии ведутся по тарифу, установленному для населения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от дата№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель оплачивает коммунальные услуги, с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
В соответствии с пунктом 71 Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ (далее -Основы ценообразования в сфере электроэнергетики), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей (Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) определен в приложении 1 к Основам ценообразования в сфере электроэнергетики) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, тарифы на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей, на 2015 год установлены РТК <адрес> постановлением от дата№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей на 2015 год» (далее - Постановление №).
Согласно Постановлению № тарифы на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей, к которым непосредственно относится ООО «Эвилин-Экспо», как исполнитель коммунальных услуг, установлены в следующих размерах (с учетом НДС):
для городского населения в домах с газовыми плитами: с дата по дата - 3,57 руб./кВт-ч; с дата по дата -3,88 руб./кВт-ч;
для городского населения в домах с электроплитами и сельского населения: с дата по дата - 2,50 руб./кВт-ч; с дата по дата- 2,72 руб./кВт-ч.
Согласно актам-приема передачи элетроэнергии (мощности) между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ООО «Эвилин-Экспо» № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата к договору № потребляемая электрическая энергия в многоквартирном жилом доме по <адрес>, оборудованном электрическими платами, оплачивается по тарифу для населения с учетом понижающего коэффициента для домов, оборудованных электроплитами.
Согласно актам приема-передачи эл. энергии (мощности) между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ООО «Эвилин-Экспо» № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата к договору № потребляемая электрическая энергия для подземной парковки входящей в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, оплачивается по тарифу для населения без учета понижающего коэффициента для домов, оборудованных электроплитами.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от дата№ подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, относится к общедомовому имуществу, в связи с чем при расчетах за электрическую энергию, потребленную в подземном гараже многоквартирного дома, оборудованного электрическими платами, подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента. На общедомовое имущество, в состав которого входят встроенные гаражи с машиноместами, распространяется режим мест общего пользования. Факт принадлежности машиномест на праве собственности лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также использование этих машиномест для удовлетворения личных потребностей собственников, не имеет правового значения при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию, поставленную в помещение подземного гаража, поскольку на статус этого подвального помещения, в котором имеются инженерные коммуникации, не влияет принадлежность расположенных в нем машиномест лицам, не проживающим в таком доме. Наличие среди собственников машиномест лиц, не являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, не влияет на правовой режим подземного гаража как общедомового имущества. Кроме того, отказ в применении тарифа на электрическую энергию, установленного регулирующим органом с понижающим коэффициентом нарушает права тех собственников машиномест, которые одновременно являются собственниками жилых помещений в этом доме. Президиум отмечает, что отнесение подземного гаража к общедомовому имуществу при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом не затрагивает права собственности граждан на машиноместа.
Таким образом, подземный паркинг, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по <адрес>, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный РТК <адрес> постановлением № для таких домов с применением понижающего коэффициента 0,7 о чем прямо указано в приложении к данному постановлению.
На основании вышеизложенного и в соответствии с Постановлением № за электрическую энергию, потребленную в подземном гараже многоквартирного дома, оборудованного электрическими платами, расположенного по адресу: <адрес>, ПАО «Ставропольэнергосбыт» должно взимать плату за содержание мест общего пользования, в том числе и подземного паркинга по тарифу 2,50 руб./кВт-ч., как для городского населения, проживающего в домах с электроплитами, вместо предъявленного к оплате 3,57 руб./кВт-ч. в период с апреля по июнь 2015 года и по тарифу 2,72 руб./кВт, вместо 3,88 руб./кВт с июля 2015 года.
Таким образом, генеральный директор ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1, выполняя организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением ПАО «Ставропольэнергосбыт» порядка ценообразования, в связи с чем общество применило завышенный тариф на электрическую энергию, поставляемую в многоквартирный дом, оборудованный электроплитами по адресу <адрес>, используемую в местах общего пользования (подземного паркинга), что является нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма завышения ПАО «Ставропольэнергосбыт» тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в доме, оборудованном электроплитами, согласно нижеуказанных актов приема-передачи за период с сентября 2014 года по август 2015 года составила 7 319,87 руб.
месяц | согласно актам приема-передачи | по расчету РТК | Расчет сумм завышения тарифа, руб. | |||
кол-во кВт .4 | Тариф, при- менный ПАО «Став- ропольэнер- госбыт», руб., без НДС | Сумма, оплаченная ООО «Эви-лин-Экспо», руб. | Установленный тариф, руб. | Сумма, с применением установленного тарифа, руб. | ||
сентябрь 2014 г. | 698 | 3,025 | 2111,45 | 2,118 | 1478,22 | 633,23 |
октябрь 2014 г. | 849 | 3,025 | 2568,23 | 2,118 | 1798,01 | 770,22 |
ноябрь 2014 г. | 546 | 3,025 | 1651,65 | 2,118 | 1156,32 | 495,33 |
декабрь 2014 г. | 789 | 3,025 | 2386,73 | 2,118 | 1670,94 | 715,78 |
январь 2015 г. | 728 | 3,025 | 2202,20 | 2,118 | 1541,76 | 660,44 |
февраля 2015 г. | 607 | 3,025 | 1836,43 | 2,118 | 1285,50 | 550,93 |
март 2015 г. | 576 | 3,025 | 1742,64 | 2,118 | 1219,85 | 522,79 |
апреля 2015 г. | 516 | 3,025 | 1561,12 | 2,118 | 1092,78 | 468,33 |
май 2015 г. | 576 | 3,025 | 1742,64 | 2,118 | 1219,85 | 522,79 |
июнь 2015 г. | 698 | 3,025 | 2111,74 | 2,118 | 1478,22 | 633,52 |
июль 2015 г. | 667 | 3,288 | 2193,19 | 2,302 | 1535,23 | 657,96 |
август 2015 г. | 698 | 3,288 | 2295,12 | 2,302 | 1606,58 | 688,54 |
ИТОГО | 794 8 | 24403,13 | 17083,27 | 7319,87 |
Установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение понижающего коэффициента 0,7 к нему не может рассматриваться как самостоятельный вид тарифа, поскольку является особым порядком ценообразования.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики.
Согласно статье 4 настоящего Федерального закона в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти принимают в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики.
Пунктом 71 Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ предусмотрено применение понижающего коэффициента от 0,7 до 1 к установленным тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.
Конкретный размер понижающего коэффициента устанавливается по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которым на территории <адрес> является РТК <адрес>.
Таким образом объективную сторону совершенного ФИО1 правонарушения составляет отсутствие контроля за выполнением ПАО «Ставропольэнергосбыт» действия по применению в расчетах за электрическую энергию, поставляемую в подземный паркинг, входящий в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома по <адрес>, оборудованного электрическими плитами, понижающего коэффициента 0,7, что привело к завышению тарифа на электрическую энергию для потребителей.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), за завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям за завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
На основании п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилой дом (домовладение) в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерацией. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст.154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Тарифы на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей на 2015 год установлены постановлением РТК <адрес> от дата№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей на 2015 год»
Согласно Постановлению № тарифы на электрическую энергию для населения <адрес> и приравненных к нему категорий потребителей установлены в следующих размерах (с учетом НДС):
для городского населения в домах с газовыми плитами: с дата по дата - 3,57 руб./кВт-ч; с дата по дата -3,88 руб./кВт-ч;
для городского населения в домах с электроплитами и сельского населения: с дата по дата - 2,50 руб./кВт-ч; с дата по дата- 2,72 руб./кВт-ч.
Из материалов дела следует, что дата заместителем председателя региональной тарифной комиссии <адрес>Г, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по факту деятельности ПАО «Ставропольэнергосбыт» в части правильности применения тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям дома по адресу: <адрес>, в связи с нарушением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением по делу об административном правонарушении председателя региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата генеральный директор публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 привлечен к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Судом установлено, что в РТК <адрес> поступило обращение Б (вх. №-ж от дата) о правильности применения тарифов на электрическую энергию ООО «Эвилин-Экспо» на основании которого РТК <адрес> проведена внеплановая выездная проверка ООО «Эвилин-Экспо».
Проверкой установлено, что многоэтажный жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, торгово-развлекательным центром с офисными помещениями, подземным паркингом и надземной парковкой, расположенный по адресу: <адрес> оборудован электроплитами.
ООО «Эвелин-Экспо» осуществляет управление данным многоквартирным домом на основании договоров управления многоквартирным домом и агентирования в части заключения договоров с РСО о поставке коммунальных услуг и оплаты коммунальных услуг, заключенных с Собственниками квартир.
В целях оказания коммунальных услуг электроснабжения ООО «Эвилин-Экспо» по заданию собственников заключило с публичным акционерным обществом «Ставропольэнергосбыт» договор энергоснабжения электрической энергии с исполнением коммунальных услуг от дата№, согласно которому ООО «Эвилин-Экспо» приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, жилых домов (в части потребления коммунальной услуги при использовании надворных построек), а также для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых инженерных системах у ПАО «Ставропольэнергосбыт» по тарифам, утвержденным постановлением РТК <адрес>.
Также между ООО «Эвилин-Экспо» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения для потребителя с присоединенной мощностью свыше 50 кВа № от дата для обеспечения энергоресурсами нежилых офисных помещений и подземных парковок, согласно которому расчеты за электрическую энергию производятся по цене, определенной в порядке, установленном действующим законодательством. Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен.
Дополнительным соглашением к вышеуказанному договору определены приборы учета электрической энергии, потребляемой для электроснабжения парковочных мест в доме по <адрес>, как на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Расчеты по данному объему электрической энергии ведутся по тарифу, установленному для населения.
Согласно актам-приема передачи элетроэнергии (мощности) между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ООО «Эвилин-Экспо» № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата потребляемая электрическая энергия в многоквартирном жилом доме по <адрес>, оборудованном электрическими платами, оплачивается по тарифу для населения с учетом понижающего коэффициента для домов, оборудованных электроплитами.
Согласно актам приема-передачи эл. энергии (мощности) между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ООО «Эвилин-Экспо» № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата, № от дата электрическая энергия потребляемая в подземном паркинге оплачивается по тарифу для населения без учета понижающего коэффициента для домов, оборудованных электроплитами.
Судом установлено, что за электрическую энергию, потребленную в подземном паркинге многоквартирного дома, оборудованного электрическими плитами, расположенного по адресу: <адрес>, ПАО «Ставропольэнергосбыт» должно взимать плату, как электроэнергию потребленную в местах общего пользования, к которым относится и подземный паркинг, по тарифу 2,50 руб./кВт-ч., как для городского населения, проживающего в домах с электроплитами, вместо предъявленного к оплате 3,57 руб./кВт-ч. в период с апреля по июнь 2015 года и по тарифу 2,72 руб./кВт, вместо 3,88 руб./кВт с июля по август 2015 года, т.е. произведено завышение тарифов на электоэнергию.
Также судом установлено, что приказом от датаФИО1 приступил к исполнению обязанностей генерального директора ОАО «Ставропольэнергосбыт».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к указанной статье установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В тоже время в данном примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что совершившие административные правонарушения, в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, генеральный директор ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1, являясь должностным лицом, выполняя организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением ПАО «Ставропольэнергосбыт» порядка ценообразования, в связи с чем общество применило завышенный тариф на электрическую энергию, поставляемую в многоквартирный дом, оборудованный электроплитами по адресу <адрес>, используемую в местах общего пользования (подземного паркинга), что является нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд находит, что существенных нарушений закона при рассмотрении дела должностным лицом, допущено не было, а потому постановление председателя региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное председателем региональной тарифной комиссии <адрес>Ш№ от дата о привлечении должностного лица - генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу генерального директора ПАО «Ставропольэнергосбыт» ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд в течение 10 суток.
Судья Е.Н. Мальцева