материал № (12-274/2022; 12-1013/2021)
07RS0№-66
РЕШЕНИЕ
<адрес> 20 июня 2023 года
Судья Нальчикского городского суда КБР Жигунов А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустяна Варткеса Олеговича - Чабдарова З.О. на Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» и постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике №.31-758/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустяна Варткеса Олеговича привлеченного по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Решением (далее - Решение) Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике (далее - Управление) по результатам рассмотрения дела № о нарушении антимонопольного законодательства от 29.12.2020г., общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» (далее - ООО «Экологистика») признано:
- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами на территории Кабардино- Балкарской Республике, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
- нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике №.31-758/2021 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустян В.О. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Представитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустян В.О. - Чабдаров З.О. подал на данное решение и постановление жалобу в Нальчикский городской суд КБР.
В жалобе, Чабдаров З.О., выражает несогласие с постановлением УФАС по КБР, считая его незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности по следующим основаниям.
Решение не соответствует закону и нормативному правовому акту Правительства РФ.
С соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.1 1.2016 N 1133, далее - Правила №) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Общество провело электронный аукцион на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.
Доказательств того, что Общество не проводило аукцион, в Решении и материалах дела № не имеется.
Протоколами аукционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются следующие факты:
- по каждому из 9 лотов была подана только одна заявка от ООО «Гарант»;
- заявка ООО «Гарант» по каждому из 9 лотов признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе;
- аукционная комиссия признала аукцион по каждому из 9 лотов несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка.
После признания аукционной комиссией единственного участника аукциона (ООО «Гарант») и поданных им заявок на участие в аукционе соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе, Общество в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе заключило контракты на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с единственным участником аукциона - ООО «Гарант» (здесь и далее нормы Закона о контрактной системе и Правил № приведены в редакции, действовавшей в период проведения аукциона и заключения договоров с ООО «Гарант»).
Считает, что изложенная в Решении позиция Управления о том, что Правилами № не предусмотрено заключение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с единственным поставщиком не основана на законе и является ошибочной ввиду следующего.
Правила № устанавливают последствия признания аукциона несостоявшимся только основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 13 Правил №).
Такими основаниями являются:
- по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки на участие в аукционе;
- по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в аукционе;
- аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем.
Согласно пункту 13 Правил №, в случае признания аукциона несостоявшимся по вышеуказанным основаниям, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.
Доказательств признания аукциона несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, Решение и материалы дела № не содержат.
Правила № не предусматривают обязанности по проведению повторного аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, равно как и не устанавливают последствия признания аукциона несостоявшимся по этому основанию.
Кроме этого, Правила № не устанавливают запрета на заключение региональным оператором договора по транспортированию твердых коммунальных отходов с единственным поставщиком.
В случаях неурегулированных Правилами № подлежат применению нормы Закона о контрактной системе, согласно которому поставщики определяются, а контракты заключаются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе (пункты 2, 3 части 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 указанного закона).
В силу пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в случае признания несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе (в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем):
- контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
- участник закупки, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю определения поставщика.
Считает, что Решение противоречит правоприменительной практике изложенной в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 09АП-36596/2020 по делу N А40-307297/19, Решении ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу 10/01/10-4/2019, Решении Татарстанского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 38-кз/2019
В связи с изложенным приводит выводы, что у Общества не возникла обязанность по проведению повторного аукциона на основании пункта 13 Правил №, а договор с единственным поставщиком заключен в соответствии с Законом о контрактной системе.
В Решении позиция Управления о том, что Правилами № не предусмотрено заключение региональным оператором договора на оказание услуг по транспортированию ТКО с единственным поставщиком, является ошибочным, не соответствует Закону о контрактной системе и Правилам №, а также нарушает единообразие практики применения ФАС России норм антимонопольного законодательства.
Также считает, что Решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности так как Решение устанавливает факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства и предопределяет Общество как субъекта административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из санкции части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что подлежащая взысканию с Общества сумма штрафа является значительной.
Отражение в резолютивной части Решения сведений об установлении факта нарушения Обществом антимонопольного законодательства, с учетом общеправового принципа неотвратимости наказания, свидетельствует о том, что Решение создает для Общества неблагоприятные правовые последствия в виде неизбежного привлечения к административной ответственности и взыскания административного штрафа.
Целью подачи заявления о признании Решения незаконными является восстановление нарушенных прав Общества (часть 1 статьи 4 АПК РФ). В случае признания арбитражным судом Решения незаконным, Общество не будет привлечено к административной ответственности и административному наказанию, что повлечет восстановление его прав и экономических интересов.
Решение затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, а признание Решения незаконным приведет к их восстановлению.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино- Балкарской республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не соответствует Закону о контрактной системе и Правилам №.
В связи с изложенным просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и постановление №.31-758/2021 о назначении административного наказания от 08.09.2021г.
На данную жалобу должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановления – заместителем руководителя Управления ФИО4 подано возражение в которой просит отказать в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
По итогам проведения планового анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и мониторинга сайта zakupki.gov.ru УФАС России по КБР было выявлено, что на территории Кабардино-Балкарской Республики ООО «Экологистика» в нарушение подпункта «а» пункта 10 и пункта 13 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), было проведено 9 закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по транспортированию коммунальных отходов на территории Кабардино- Балкарской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) транспортирование, обработка, утилизация обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №).
Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.
При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), установлено что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кабардино- Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП (утр. силу в связи с изданием постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП), территория Кабардино-Балкарской Республики разделена на 3 зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В зону деятельности № входят: городской округ Нальчик, Лескенский муниципальный район, Черекский муниципальный район, Урванский муниципальный район.
В зону деятельности № входят: городской округ Прохладный, Прохладненский муниципальный район, Майский муниципальный район, Терский муниципальный район.
В зону деятельности № входят: городской округ Баксан, Баксанский муниципальный район, Зольский муниципальный район, Эльбрусский муниципальный район, Чегемский муниципальный район.
Между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО
«Экологистика» были заключены Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики <адрес> в каждой из трех зон от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.
Учитывая круг потребителей услуг ООО «Экологистика», население и юридические лица в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «Экологистика» является региональным оператором на территории всех трех зон Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, положение ООО «Экологистика» на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами во всех трех зонах Кабардино-Балкарской Республики является доминирующим.
Из конкурсной документации по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики, размещенной Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на сайте torgi.gov.ru, следует, что в 1 зоне деятельности регионального оператора по обращению с отходами Кабардино-Балкарской Республики образуется 46,32% твердых коммунальных отходов (по массе отходов), во 2 зоне деятельности регионального оператора образуется 22,85% твердых коммунальных отходов, в 3 зоне деятельности образуется 30,83% твердых коммунальных отходов образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.
На основании указанной нормы, Правилами № установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Согласно пункту 4 Правил № торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами №.
Пункт 5 Правил № определяет, что при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие, в том числе последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимися, предусмотренные частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (подпункт «д»),
В силу подпункта «а» пункта 3 Правил № цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, в том числе в случае если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 10 Правил № определяются территории, в отношении которых региональный оператор обязан провести аукцион.
Так, из взаимосвязанного толкования подпункта «а» пункта 3 и подпункта «а» пункта 10 Правил № следует, что региональный оператор в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан провести аукцион в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Пунктом 9 Правил № установлено, что услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории, в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, разбивается не менее чем на 3 лота (территории). Организатор аукциона вправе выделять в отдельные лоты услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов отдельных видов (классов опасности), образующихся на определенной территории в зоне деятельности организатора аукциона.
Следовательно, в силу требований Правил №, ООО «Экологистика» в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в первой и третьей зонах деятельности, было обязано провести торги по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В представленных пояснениях (исх. № от 10.11.2020г.) ООО «Экологистика» сообщило, что общество провело торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Дата публикации извещений и документации электронного аукциона: 15.11.2019г.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 26.11.2019г.
По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) было выявлено, что ООО «Экологистика» проводилось 6 закупок по 1 зоне деятельности, 3 закупки по 3 зоне деятельности у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора:
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик» (Лот 1) с начальной (максимальной) ценой контракта - 19 900 372,02 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик» (Лот 2) с начальной (максимальной) ценой контракта - 19 925 315,01 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик» (Лот 3) с начальной (максимальной) ценой контракта - 14 809 959,56 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик» (Лот 4) с начальной (максимальной) ценой контракта - 31 846 655,41 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик» (Лот 5) с начальной (максимальной) ценой контракта - 43 241 151,00 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории <адрес> КБР, <адрес> КБР, <адрес> КБР, <адрес> КБР» (Лот 6) с начальной (максимальной) ценой контракта - 78 772 010,90 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории <адрес> КБР, г.о. Баксан» (Лот 7) с начальной (максимальной) ценой контракта - 58 855 431,00 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории <адрес> КБР, <адрес> КБР» (Лот 8) с начальной (максимальной) ценой контракта - 68 761 418,00 рублей;
№ «Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории <адрес> КБР» (Лот 9) с начальной (максимальной) ценой контракта - 28 124 025,60 рублей;
Сведения о самостоятельном осуществлении ООО «Экологистика» транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики в Управление не поступали.
Также в письме ООО «Экологистика» указывалось, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 26.11.2019г., по лотам 1 - 9 поступила единственная заявка от ООО «Гарант» (ИНН 0726000716, ОГРН 1090726000650).
Согласно Протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» от ДД.ММ.ГГГГ по лотам 1 - 9 (протоколы опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ):
- на участие в электронном аукционе по каждому лоту была подана только одна заявка от ООО «Гарант»;
- члены аукционной комиссии признали указанную единственную заявку по каждому лоту соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе;
- аукционная комиссия признала электронный аукцион по каждому лоту несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем.
ООО «Экологистика» заключило 9 договоров по транспортированию твердых коммунальных отходов с ООО «Гарант», подавшим единственную заявку на участие в девяти электронных аукционах.
ООО «Экологистика» сообщило, что оно после подведения итогов аукциона не должно было проводить аукционы на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по 1 и 3 зонам деятельности Кабардино-Балкарской Республики.
Однако Правилами № не предусмотрено заключение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Пунктом 13 Правил № установлено, что в случае если аукцион, в том числе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона № 44-ФЗ, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.
Такими основаниями являются:
- в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;
- в случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе;
- в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем.
Исполнение положений Правил № не ставится в зависимость от организационно-правовой формы регионального оператора, либо от распространения на него положений Закона № 44-ФЗ.
В случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил № региональный оператор обязан провести аукцион в порядке, установленном Правилами №.
Правилами № не предусмотрена возможность заключать договор на транспортирование ТКО с единственным поставщиком в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, поименованными в статье 1 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с указанной статьей 1 Закона № 223-ФЗ к ним, в том числе относятся лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Деятельность по оказанию услуги по обращению с ТКО региональным оператором не указана в статье 1 Закона № 223-ФЗ, соответственно организации (региональные операторы), осуществляющие услугу по обращению с ТКО, при этом не осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов и не имеющие соответствующего тарифа (на обработку, утилизацию, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов), подтверждающего факт осуществления такой деятельности, не попадают под действие Закона № 223-ФЗ, и в том числе не могут руководствоваться порядком заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренным Законом №.
Таким образом, в случаях, попадающих под действие Правил №, региональный оператор обязан провести торги по отбору оператора, оказывающего услуги по транспортированию ТКО, и такие торги должны быть проведены исключительно по процедуре Закона № 44-ФЗ.
Непроведение торгов по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора в нарушение Правил № могут привести к ограничению конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, следовательно, такие действия свидетельствуют о признаках нарушения запрета, установленного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рынок транспортирования твердых коммунальных отходов является взаимосвязанным с рынком по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наличие у ООО «Экологистика» доминирующего положения на рынке по обращению с твердым коммунальными отходами приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию твердых коммунальных отходов.
ООО «Экологистика» в силу своего статуса регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах своей зоны деятельности, не проводя соответствующие аукционы, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке - рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, препятствие доступу на товарный рынок - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территориях 1-ой и 3-ей зонах Кабардино-Балкарской Республики. Установленное пунктом 9 Правил № требование о выделении в отдельный лот услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора свидетельствует о важности создания условий для развития конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности крупных региональных операторов.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике приходит к выводу, что действия ООО «Экологистика», выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 1 и 3 зон Кабардино-Балкарской Республики, являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О защите конкуренции».
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны по делу в суд не явились.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы и возражения, прихожу к следующим выводам.
Жалоба подана в установленный законом десятидневный срок с момента получения копии обжалуемого постановления (получено ДД.ММ.ГГГГ, подано ДД.ММ.ГГГГ).
Административная ответственность за нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлена частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечаниями к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Из представленных материалов дела явствует, что Галустян В.О. занимая должность генерального директора ООО «Экологистика», как должностное лицо, ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности: не принял решение о проведении торгов, что привело к нарушению ООО «Экологистика» антимонопольного законодательства, установленному решением комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
При таких обстоятельствах в действиях Галустяна В.О. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событием данного административного правонарушения является злоупотребление доминирующим положением ООО «Экологистика» в лице директора Галустяна В.О. путем препятствования доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории 1 и 3 зон Кабардино-Балкарской Республики, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом суд оставляет без рассмотрения жалобу в части обжалования Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» в связи с чем, что не является подсудным городскому суду, является предметом рассмотрения Арбитражного суда также Чабдаровым З.О. не представлено доверенности на представление интересов общества.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление вынесено в рамках действующего законодательства и соответствует требованиям 29.10 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино- Балкарской Республике №.31-758/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора Галустяна В.О. не имеется.
Согласно п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя по доверенности генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустяна Варткеса Олеговича - Чабдарова З.О. в части обжалования Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» оставить без рассмотрения.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике №.31-758/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» Галустяна Варткеса Олеговича по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд КБР в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Х. Жигунов