ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1014/17 от 25.12.2017 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-1014/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

р.п. Старая Кулатка Ульяновской области 25 декабря 2017 года

Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Агафонов С.Н.,

при секретаре Хабибуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» на постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 от 10.10.2017 в отношении юридического лица ООО «Ульяновскнефтегаз» по ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 № 310 от 10.10.2017 Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (далее ООО «Ульяновскнефтегаз») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.

В постановлении указано, что ООО «Ульяновскнефтегаз» предоставлено право пользования недрами (с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья) в пределах Сулакского месторождения на основании лицензии УЛН 09134 НЭ, зарегистрированной в Федеральном агентстве по недропользованию от 30.04.2008. В нарушение указанных требований, ООО «Ульяновскнефтегаз» на особо охраняемой территории федерального значения – государственный природный заказник «Старокулаткинский» осуществляет добычу углеводородного сырья из эксплуатационной скважины . То есть своими действиями ООО Ульяновскнефтегаз» не обеспечило соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которой установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.09.2017 в действиях юридического лица – ООО «Ульяновскнефтегаз» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор управляющей организации ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» обжаловал его в суд. В обоснование жалобы указано, что ООО «Ульяновскнефтегаз» предоставлено право пользования недрами (с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья) в пределах Сулакского месторождения на основании лицензии , зарегистрированной в Федеральном агентстве по недропользованию от 30.04.2008. При получении указанной лицензии в лицензионном соглашении было указано, что на территории Сулакского месторождения особо охраняемых территорий нет и на момент строительства скважины о данном факте ООО «Ульяновскнефтегаз» известно не было. Учитывая, что санкция ст. 8.39 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 300000 до 500000 рублей, просит применить постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, с учетом имущественного и финансового положения ООО «Ульяновскнефтегаз», просит постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ от 10 октября 2017 года в отношении ООО «Ульяновскнефтегаз» признать незаконным и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.

Представители ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Административная ответственность по статье 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Согласно Уставу ООО «Ульяновскнефтегаз», утвержденному Внеочередным общим собранием участников (Протокол от 28.12.2015), для достижения поставленной цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: добыча и реализация нефти, газа и продуктов их переработки (п. 3.5.3); разведка, разработка и эксплуатация нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (п. 3.5.4); бурение параметрических, поисковых, разведочных, структурных, наблюдательных и эксплуатационных скважин на углеводородное сырье, воду (п. 3.5.5).

Договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества от 18.02.2016, предусмотрено, что Общество с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (Управляющая организация) осуществляет все полномочия единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (Общество) в соответствии с Уставом и внутренними документами Общества, настоящим договором, с соблюдением установленных Уставом и законодательством ограничений. К компетенции Управляющей организации относятся все вопросы текущего руководства деятельностью Общества, за исключением вопросов. Отнесенных к компетенции Общего собрания участников и Совета директоров Общества. Настоящий договор регулирует комплекс взаимоотношений Сторон по поводу оказания Управляющей организацией полномочий единоличного исполнительного органа Общества (Генерального директора).

Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 01.08.2017 по 21.09.2017, проведенной на основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее по тексту также – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) от 25.07.2017 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и от 25.08.2017 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица (л.д. ...), должностными лицами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области выявлен факт нарушения ООО «Ульяновскнефтегаз» установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Старокулаткинский». На основании лицензии , зарегистрированной в Федеральном агентстве по недропользованию от 30.04.2008 (срок действия лицензии до 10.09.2026), ООО «Ульяновскнефтегаз» предоставлено право пользования недрами (с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья) в пределах Сулакского месторождения. Сулакское месторождение большей частью находится в границах ГПЗ «Старокулаткинский». В нарушение указанных требований, ООО «Ульяновскнефтегаз» осуществляет добычу углеводородного сырья из эксплуатационной нефтяной скважины Сулакского месторождения, расположенной в границах особо охраняемой территории федерального значения – государственного природного заказника «Старокулаткинский». Выводы должностных лиц, проводивших плановую выездную проверку, нашли отражение в акте проверки от 21.09.2017 (л.д. ...).

Из письма Управления Росприроднадзора по Ульяновской области , имеющейся в материалах дела об административном правонарушении, следует, что согласно обзорной карте, Сулакское месторождение большей частью расположено в границах ГПЗ «Старокулаткинский».

Действия ООО «Ульяновскнефтегаз» квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и виновность ООО «Ульяновскнефтегаз» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27.09.2017; актом проверки от 21.09.2017, предписанием от 21.09.2017, и другими материалами дела.

Вывод должностного лица Росприроднадзора Ульяновской области о наличии в действиях ООО «Ульяновскнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Приказом Минсельхоза РФ от 21.04.2003 № 662 «Об утверждении Положений о государственных природных заказниках федерального значения» утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Старокулаткинский», согласованное с Администрацией Ульяновской области (приложение № 6).

Согласно п. 1.2 указанного Положения, заказник создан Приказом Главохоты РСФСР от 28.01.85 № 43 «Об образовании государственного республиканского зоологического заказника «Старокулаткинский» в Ульяновской области» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.82 № 14 «О порядке образования государственных заказников», на основании решения Ульяновского облисполкома от 07.12.84 № 810 «Об образовании государственного республиканского зоологического заказника «Старокулаткинский», по согласованию с Госпланом РСФСР.

Заказник общей площадью 20,166 тыс. га расположен в южной части Ульяновской области на территории Старокулаткинского и Павловского районов (центральная усадьба в ...) в границах:

- ...

...

... (п. 1.11 Положения).

В соответствии с п. 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Старокулаткинский», на территории заказника запрещается деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, в том числе проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий и разработка полезных ископаемых.

Довод заявителя о том, что ООО «Ульяновскнефтегаз» на момент строительства скважины не было известно о наличии на территории Сулакского месторождения особо охраняемой территории не состоятелен, правовым основанием для отмены состоявшегося по делу постановления не является. Поскольку у ООО «Ульяновскнефтегаз» имелась возможность при осуществлении природопользования на Сулакском месторождении соблюдать режим особой охраны государственного природного заказника «Старокулаткинский», на котором расположена часть месторождения.

Согласно п. 2.3 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Старокулаткинский», собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах заказника, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушения административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Заказник в обязательном порядке учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации (п. 2.4 указанного Положения).

Из материалов дела следует, что постановление от 10.10.2017 было вынесено уполномоченным должностным лицом – старшим государственным инспектором по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица Росприроднадзора по Ульяновской области, по делу не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела, изученных судом. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Административное наказание в виде штрафа в размере 310 000 рублей назначено в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «Ульяновскнефтегаз» наказания, поскольку имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

С учетом характера совершенного правонарушения, а также принимая во внимание, финансовое положение ООО «Ульяновскнефтегаз», применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 310 000 рублей, в данном случае направленно на экономическое подавление субъекта, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, полагаю возможным снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа до 200 000 рублей, то есть назначить наказание ниже низшего предела, установленного законом, которое в рассматриваемом случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 от 10.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» изменить, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (Двухсот тысяч) рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 от 10.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья С.Н. Агафонов