ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1014/18 от 13.12.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 13 декабря 2018 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры Т.К. Коваленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Тарховское» Нарзяевой Ю. А. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №9 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2018 года ООО «Тарховское» на основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре от 17 мая 2017 года №112-ГН/19, согласно которому на ООО «Тарховское» была возложена обязанность в срок до 15.07.2018 года вести учет добываемой продукции на узле учете, установленном по проекту, согласованному в установленном законом порядке.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Тарховское» Нарзяева Ю.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что согласно п. 10.3 главы №10 Отчета, утвержденного в соответствии с действующим законодательством проектного документа, «Дополнение к технологической схеме разработки Северо-Тарховского нефтяного месторождения» (протокол ЦКР Роснедр по УВС №6484 от 24.12.2015) продукция с добывающих скважин Северо-Тарховского месторождения по выкидным линиям поступает на замерные установки, где проводятся замеры количества поступающей жидкости.

Учет производится раздельно по каждому месторождению, что находит отражение в ежемесячном балансе нефтяного (попутного) газа месторождений ООО «Тарховское». Ранее лицензионное соглашение содержало п. 4.2, согласно которому учет добываемой продукции ведется на узле учета, установленном на конечном пункте выхода продукции с лицензионного участка. В настоящее время, согласно п. 1.1 дополнительного соглашения к лицензии

№ ХМН 14658 НЭ, пункт 4.2 из лицензионного соглашения исключен, то есть обязательство по установке отдельного узла учета добываемой продукции в пределах Тарховского лицензионного участка распорядителем недр отменено.

В соответствии с требованиями правил разработки, ООО «Тарховское» ведет оперативный учет добываемой продукции (нефти, воды, газа) на узлах учета на ДНС Сороминского месторождения, ЦПС Ершового месторождения, а количество добытых из каждой скважины (и в конечном итоге суммарно по месторождениям) за месяц нефти попутного газа для целей отчетности нормируется по данным коммерческих узлов, в том числе СИКН №544 АО «Самотлорнефтегаз», расположенных на Белозерном ЦТП коммерческих узлов учета попутного нефтяного газа ПАО «СИБУР Холдинг» на Белозерном ГПЗ. За основу в процедуре учета добываем продукции ООО «Тарховское» берутся утвержденная техническая документация ; лицензионное соглашение, и Общество не может проводить мероприятия, которые не находят своего отражения в указанных документах.

Защитник ООО «Тарховское» Нарзяева Ю.А. на доводах жалобы настаивала, суду пояснила, что основания для привлечения к административной ответственности общества отсутствовали, учет ведется в установленном законом порядке.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО1 суду пояснил, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, так как учет добываемой продукции раздельно по каждому лицензионному участку в нарушение предписания не производится.

Судья, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителзащитника ООО «Тарховское» Нарзяеву Ю.А. и представителя Росприроднадзора ФИО1., изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу п. 12 ст. 16 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Согласно п. 2 ст. 25 указанного выше Федерального закона, юридическое лицо, допустившее нарушение настоящего Федерального закона, не исполняющее в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009) (ред. от 06.07.2016) разъяснено, ч. 1 ст. 19.5 Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, а субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Из материалов дела следует, что 17.05.2017 года старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ООО «Тарховское» выдано предписание №112-ГН/19 по выявленным нарушениям со сроком устранения 15.07.2018 года. 10.08.2018 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Тарховское» на предмет контроля исполнения предписания от 15.07.2018 г №112-ГН/19.

В ходе проведения проверки выявлено, что ООО «Тарховское» обязано было в срок до 17.07.2018 года вести учет добываемой продукции на узле учете, установленном по проекту, согласованному в установленном законом порядке.

Порядок организации учета газа определен Правилами учета количества газа, утвержденными приказом Министерства энергетики от 30.12.2013 № 961.

В соответствии с пунктом 3.11 Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 №961 «Об утверждении Правил учета газа» количество добытого попутного (нефтяного) газа за отчетный период нефтегазодобывающим организации учитывают раздельно по каждому лицензионному участку недр в соответствии с проектной документацией лицензионного участка по результатам измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями.

В судебном заседании установлено, что ООО «Тарховское» имеет лицензию ХМН 14658 НЭ на право пользования недрами с целью с целью добычи нефти и газа в пределах Тарховского лицензионного участка. Лицензионный участок включает Северо-Тарховское и Западно-Тарховское нефтяные месторождения, расположенные в пределах Нижневартовского района. Согласно пункту 8.1. приложения 1 к лицензии ХМН 14658 НЭ Лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Тарховского лицензионного участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, «Владелец лицензии осуществляет все работы при соблюдении законодательства РФ о недрах, охране окружающей среды и других законов, а также Законов и Правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа, принятых в соответствии с Законодательством РФ и действующих на территории

ХМАО-Югры». Согласно пункту 8.9. приложения 1 к лицензии ХМН 14658 НЭ, «Владелец лицензии осуществляет обустройства месторождения по проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно пункту 12-1.1. приложения 1 к лицензии ХМН 14658 НЭ «Владелец лицензии производит обустройство лицензионного участка на основании проектных документов, разработанных, согласованных с окружными природоресурсными комитетами и утвержденных в соответствии с требованиями федерального и окружного законодательства, внутриотраслевых и окружных нормативных актов. Проектные документы разрабатываются специализированными организациями, имеющими лицензии на производство проектных работ в области добычи нефти. Согласно пункту 15-1 приложения 1 к лицензии ХМН 14658 НЭ, замер объемов и количества добытого углеводородного сырья должен осуществляться Владельцем лицензии методами и приборами, соответствующими и удовлетворяющими требованиям действующих стандартов.

В рамках проводимой на основании Приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре за№ 1134а от 09.07.2018года внеплановой проверки ООО «Тарховское установлено: В целях обеспечения ведения учета добываемой продукции на Тарховском лицензионном участке ООО «Тарховское» разработана рабочая документация «Техническое перевооружение объектов по учету добываемой продукции ООО «Тарховское» «Узел учета на Северо-Тарховском месторождении». Проектной документацией для измерения количества добываемой продукции нефтяных скважин Северо- Тарховского месторождения предусмотрено применение измерительной установки «Мера- ММ.71». Измерительная установка производит разделение газожидкостного потока продукции скважин и газовую составляющие с помощью сепаратора с последующим определением сырой нефти и нефтяного газа.

Актом осмотра объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры ООО «Тарховское» от 7 августа 2018 года на предмет организации учета добывающей продукции (нефти, попутного нефтяного газа) проведенного на Тарховском и Западно-Сороминском лицензионных участках установлено, что на Тарховском и Западно-Сороминском лицензионных участках отсутствуют узлы учета нефти и газа, учитывающих количество добытой продукции раздельно по каждому лицензионному участку.

Узел учета нефтяного газо-измерительный комплекса, обеспечивающий измерение термодинамических параметров и расчет расхода и количества нефтяного газа по Тарховскому лицензионному участку у общества отсутствует.

Доводы заявителя о том, что п. 4.2 лицензионного соглашения, согласно которому учет добываемой продукции ведется на узле учета, установленном на конечном пункте выхода продукции с лицензионного участка, исключен дополнительным соглашением, суд во внимание не принимает, так как обществом должны соблюдаться нормы пункта 3.11 Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 №961 «Об утверждении Правил учета газа»

Как пояснил представитель Росприродназдзора, общество планировало установить измерительные установки «Мера-ММ.71», однако так и не поставило на каждый лицензионный участок.

Таким образом, предписание от 17.05.2017 года №112-ГН/19 не выполнено.

Мировой судья обосновано признал, что данное бездействие общества образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у мирового судьи, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, так как они не опровергают правомерность выводов мирового судьи и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Положения гл. 4 "Назначение административного наказания" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивают необходимую дискрецию юрисдикционных органов при применении административных наказаний, так как содержат достаточный арсенал правовых средств, позволяющих суду, назначить справедливое и соразмерное наказание с учетом характера совершенного деяния, имущественного и финансового положения виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено ООО «Тарховское» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, его последствиями, в связи с чем, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Таким образом, при отсутствии оснований, предусмотренных п.п. 3-5 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка №9 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2018 года является законным и обоснованным, а все доводы жалобы - несостоятельны.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО «Тарховское» Нарзяевой Ю. А. оставить без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №9 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2018 года в отношении ООО «Тарховское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Т.К. Коваленко