Судья Нечаев Е.А. Дело N
Р Е Ш Е Н И Е
8 июня 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края 4 на постановление судьи Тбилисского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года,
установил:
постановлением судьи Тбилисского районного суда от 15 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ленинградский район 1 прекращено ввиду малозначительности правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ); суд ограничился устным замечанием.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края 4 просил отменить вышеуказанное постановление, направить дело не новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление является незаконным, принято с нарушением норм КоАП РФ. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.
В силу ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Разрешение вопроса о восстановлении срока на обжалование решения судьи районного суда по делу об административном правонарушении относится к компетенции суда вышестоящей инстанции.
Как усматривается из материалов дела, копия обжалуемого постановления судьи районного суда от направлена лицам, участвующим в деле, , получена подателем жалобы , что следует из текста жалобы, сопроводительного письма и входящего регистрационного номера Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (л.д.
Иных сведений, указывающих на дату получения подателем жалобы копии судебного акта ранее указанной даты, материалы дела не содержат.
Жалоба на постановление судьи районного суда направлена в суд (л.д. ), то есть в установленный срок на обжалование судебного акта.
Таким образом, судья краевого суда полагает, что предусмотренный законом срок на обжалование постановления судьи не пропущен, оснований для его восстановления не имеется..
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с п.3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в рамках основных мероприятий Адресной программы № 186 (далее также - Порядок предоставления субсидий) утвержден Приложением № 6 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 № 186 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (далее также - Порядок).
Указанный Порядок разработан в соответствии со статьей 139 БК РФ и устанавливает общие правила предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета, условия предоставления субсидий и принципы их распределения между муниципальными образованиями Краснодарского края на реализацию основных мероприятий Подпрограммы.
Для реализации Мероприятия 1.5.1 между министерством топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее также - Министерство) и администрацией муниципального образования (далее также - Администрация) в 2020 году заключено Соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета от №ПО-3 (далее - Соглашение № ПО-3).
В соответствии с п. 3.2 раздела 3 Соглашения № ПО-3 предусмотрены следующие условия предоставления субсидии:
- наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;
- наличие в бюджете Муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета Муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета Субсидии в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения;
- заключение Соглашения в соответствии с пунктами 61, 7 Правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ;
- иные условия, предусмотренные Порядком предоставления и распределения субсидий.
Разделом 6 Порядка предусмотрено, что Министерство вправе включить в соглашение иные условия, которые регулируют порядок предоставления субсидии.
Так, в соответствии с п. 6.3.2 раздела 6 Соглашения № ПО-3 «Иные условия» администрация обязана принять решения и выполнить мероприятия, предусмотренные статьями 32 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, не позднее заключить соглашения о выплате возмещения с собственниками каждого хилого помещения в каждом аварийном многоквартирном доме, расселяемом в рамках этапа 2020 года.
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, в соответствии пунктом 1.10 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2021 год, проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности и целевого расходования (предоставления) предоставленных в 2019-2020 годах субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (п. 1.5.1 подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края») и субсидий, предоставленных администрации в рамках адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013- 2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (этап 2013 года) (по доводам, изложенным в обращении гражданки 5)».
В рамках указанного контрольного мероприятия рассмотрен вопрос эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, направленных на реализацию мероприятия 1.5.1 «Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.» и регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - Мероприятие 1.5.1) подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (далее - Подпрограмма) и адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от - этап 2020 года (далее - Адресная программа ). Однако по состоянию на соглашения о выплате возмещения с собственниками каждого жилого помещения в каждом аварийном многоквартирном доме, расселяемом в рамках этапа 2020 года Адресной программы , в отношении которых предусмотрен способ переселения, заключающийся в предоставлении собственнику возмещения в денежном выражении за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, не заключены.
Таким образом, администрацией как получателем краевых бюджетных средств не исполнены условия Соглашения № ПО-3, Порядка, чем нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов.
В соответствии с разделом 5 «Ответственность Сторон» Соглашения № ПО-3 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1 Соглашения ПО-3 Уполномоченным органом Администрации, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Муниципального образования возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ленинградский район (далее также Отдел ЖКХ).
Распоряжением администрации муниципального образования Ленинградский район на должность начальника отдела жилищно - коммунального хозяйства администрации МО с -р назначен 1.
Должностное лицо - начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования 1 (занимавший должность в период с .) в по адресу: Краснодарский край, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, что повлекло неисполнение требований пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ и п.п. 2 п. 6.3.2 раздела 6 Соглашения № ПО-3, Порядка, чем нарушены условия расходования средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Частью 2 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Совершение данного правнарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Судья районного суда признал доказанной вину должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ленинградский район 1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.3 КоАП РФ КоАП РФ, квалифицированного как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, однако производство по делу прекратил на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, данное правонарушение совершено должностным лицом впервые, не повлекло за собой общественно-опасных последствий, требования бюджетного законодательства выполнены в полном объеме.
Вместе с тем согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ (в сфере бюджетных правоотношений), с учетом признаков их объективной стороны не могут быть признаны малозначительными, поскольку они существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Существенность угрозы охраняемым государством правоотношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.
Совершенное 1 правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.
При этом судьей районного суда также не принят во внимание тот факт, что 1 работал в должности начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ленинградский район до момента его увольнения (распоряжение администрации от -р), а все необходимые действия с целью предотвращения последствий от действий правонарушителя, а также с целью исполнения требования бюджетного законодательства, были предприняты иными должностными лицами в более поздний период после увольнения 1
Вышеуказанное дает основания полагать о том, что постановление судьи районного суда вынесено без всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного постановление судьи Тбилисского районного суда от подлежит отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
постановление судьи Тбилисского районного суда от 15 марта 2022 года отменить.
Дело направить в Тбилисский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение.
Судья