ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1018/2021 от 18.03.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0014-02-2021-002544-40

дело № 12-93/2022

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 18 марта 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Козлов А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Родионовой К.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Регион Газ Снаб», адрес:156003, <...>, <данные изъяты>, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО 1 от 26 октября 2021 г. № 10.2-Пр/0086-212-55пл-2021 ООО «Регион Газ Снаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ выразившегося в нарушении ст.ст. 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 2 Постановления правительства РФ «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» от 25.10.2019 г. № 1365, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Копия постановления получена ООО «Регион Газ Снаб» 03.12.2021 г. и в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжаловано в суд.

В жалобе ООО «Регион Газ Снаб» просит постановление № 10.2-Пр/0086-212-55пл-2021 от 26.10.2021 г. по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе указано, что привлечение к административной ответственности является незаконным и необоснованным. Срок действия протокола № 17-16-310 от 28.03.2016 г. об аттестации ФИО 2 в области промышленной безопасности на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 440 был продлен до 01.07.2021 г. В состав комиссии по проверке знаний персонала опасных производственных объектов ФИО 2 была включена без нарушений ст.ст. 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ и п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 г. № 1365. На момент проверки руководитель общества ФИО 3 был аттестован, область аттестации А1, Б7.4, Б8.3, что подтверждается выпиской из протокола № 53-21-7217 от 24.08.2021 г. В данной части событие административного правонарушения отсутствует. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий и в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ общество заключило с ООО «ЯРСПАС» (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ № 00003 от 27.02.2019 г., регистрационный № 16/2-1-590) договор № ЯРС 21/20 от 01.12.2020 г. на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов, виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы, газоспасательные работы; заключило с ОГКУ «Служба спасения ГО и ЧС» (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ серии 207 № 07551 от 15.11.2018 г., регистрационный № 0-207-005) договор № 20/21 от 29.12.2020 г. на обслуживание потенциально опасных объектов Костромской области, виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные работ, связанные с пожаром. По условиям договора исполнитель ОГКУ «Служба спасения ГО и ЧС»обязано поддерживать в постоянной готовности свои силы и средства, проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы при угрозе и при возникновении чрезвычайных ситуаций на опасных объектах ООО «Регион Газ Снаб», а также организовывать взаимодействие с областными службами постоянной готовности, привлекаемыми к ликвидации ЧС. При возникновении на объекте аварийных ситуаций, ликвидация которых не входит в область деятельности исполнителя аварийно-спасательные работы, в том числе газоспасательные работы, будут выполняться привлеченной исполнителем сторонней организацией (службой). Таким образом, общество выполнило в полном объеме требования законодательства по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, принято меры для недопущения совершения административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Регион Газ Снаб» - адвокат Миронов С.З. доводы жалобы поддержал, представил письменное дополнение к жалобе, указал, что общество не было в установленном п. 12 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ порядке уведомлено о проведении с 31.08.2021 г. плановой выездной проверки. Решение о проведении проверки принято 26.08.2021 г., следовательно, до начала проверки не прошло трех рабочих дней. Решение о проведении проверки было вручено руководителю общества после начала проверки 31.08.2021 г. в 15:30. Действия административного органа по вручению решения о проведении проверки не соответствуют требованиям названого закона, указанное нарушение является грубым и влечет за собой недействительность результатов проверки. Следовательно, доказательства нарушения ООО «Регион Газ Снаб» требований законодательства о промышленной безопасности отсутствуют, отсутствует само событие административного правонарушения.

Должностное лицо административного органа – Центрального управления Ростехнадзора в судебное заседание не явилось, возражения на жалобу не представило.

Выслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления по делу не имеется.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из обжалуемого постановлении следует, что в период с 31.08.2021 г. по 06.09.2021 г. на основании решения зам. руководителя Центрального управления Ростехнадзора ФИО 4 от 26.08.2021 г. № Р-212-55-рш проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Регион Газ Снаб» за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах: станция газозаправочная (автомобильная) <...>, рег. № А17-03743-0006, III класс опасности; станция газозаправочная (автомобильная) Костромская область, Островский район, рег. № А17-03743-0004, III класс опасности; станция газозаправочная (автомобильная) Костромская область, Судиславский район, Расловский с/с, рег. № А17-03743-0001, III класс опасности. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности: 1. не аттестован в области промышленной безопасности А1 руководитель организации – генеральный директор ФИО 3; 2. не аттестован в области промышленной безопасности А1 член аттестационной комиссии, назначенной приказом № 6 от 15.06.2021 г. – ФИО 2; 3 отсутствует договор на обслуживание, заключенный с профессиональной аварийно-спасательной службой.

В ходе рассмотрения дела поступило ходатайство ООО «Регион Газ Снаб» о прекращении производства по делу № 215/7238 от 14.10.2021 г., которое было рассмотрено должностным лицом административного органа и установлено отсутствие нарушений, указанных в пунктах 1 и 3 установочной части постановления. В остальной части (по п. 2) должностным лицом учтено, что на момент проведения проверки и на момент рассмотрения дела документов, подтверждающих наличие аттестации у ФИО 2 не представлено. Довод о том, что протокол аттестации ФИО 2 действовал до 01.07.2021 г., Управлением не опровергается, но после указанной даты и до начала проверки у действовавшего члена аттестационной комиссии ФИО 2 аттестация в области промышленной безопасности А1 отсутствовала, в связи с чем, событие правонарушения имело место быть.

Таким образом, в вину ООО «Регион Газ Снаб» в рамках настоящего дела об административном правонарушении вменяется только отсутствие аттестации в области промышленной безопасности А1 (истечение срока действия протокола № 17-16-310 от 28.03.2016) у члена аттестационной комиссии назначенной приказом № 6 от 15.06.2021 г. – ФИО 2, поэтому доводы жалобы о наличии аттестации у руководителя организации, наличии договоров с аварийно-спасательными организациями при рассмотрении жалобы во внимание не принимаются.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 9 названного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ предусмотрено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

В силу подп. г) п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 г. № 1365 аттестацию проходят работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций.

Доводы руководителя ООО «Регион Газ Снаб» о продлении срока действия протокола об аттестации члена аттестационной комиссии ФИО 2 до 01.07.2021 г. были учтены должностным лицом при рассмотрении дела и обоснованно отклонены как не имеющие юридического значения. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в период после 01.07.2021 г. и на момент проведения проверки ФИО 2 имела аттестацию в области промышленной безопасности А1 или была исключена из состава аттестационной комиссии.

Факт совершения ООО «Регион Газ Снаб» административного правонарушения, и его виновность подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: решением зам. руководителя Центрального управления Ростехнадзора ФИО 4 от 26.08.2021 г. № Р-212-55-рш о проведении плановой выездной проверки; актом выездной плановой проверки от 06.09.2021 г.; протоколом об административном правонарушении от 22.09.2021 г. № 10.2-212-55пл -Пр/0086-2021, ходатайством ООО «Регион Газ Снаб» от 08.09.2021 г., ходатайством ООО «Регион Газ Снаб» от 13.10.2021 г.

Допустимость и достоверность полученных по делу доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения.

Доводы защитника о нарушении срока уведомления ООО «Регион Газ Снаб» о проведении плановой проверки, предусмотренного п. 12 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку указанный федеральный закон начиная с 01.07.2021 г. не применяется к правоотношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ)

С 01.07.2021 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, который регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Решение руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 26.08.2021 г. о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Регион Газ Снаб» принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ в связи с выполнением плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утв. Приказом от 28.12.2020 г.; ПР-210-515-о (учетный номер проверки 002104999700, 002104999701, 002104999702), то есть в связи с наступлением срока проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Доказательств нарушения Центральным управлением Ростехнадзора обязанности по информированию о планируемых в 2021 г. контрольных (надзорных) мероприятиях с использованием государственных информационных систем в суд не представлено.

То обстоятельство, что копия решения о проведении проверки была вручена руководителю ООО «Регион Газ Снаб» 31.08.2021 г. в 15:30 не свидетельствует о нарушении процедуры проведения проверки, поскольку это не противоречит ч. 7 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ.

Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки и иных доказательств по делу, со стороны должностных лиц административного органа не допущено

Действия (бездействия) ООО «Регион Газ Снаб» правильно квалифицированы при рассмотрении дела, вывод о виновности в совершении вышеописанного административного правонарушения является обоснованным. Обстоятельств объективного характера свидетельствующих о невозможности надлежащего исполнения требований промышленной безопасности в части аттестации сотрудника ФИО 2 заявителем не приводится.

При установленных обстоятельствах должностное лицо Ростехнадзора пришел к правильным выводам о нарушении обществом требований ст.ст. 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 2 Постановления правительства РФ «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» от 25.10.2019 г. № 1365 в части аттестации ФИО 2 и о наличии оснований для привлечения ООО «Регион Газ Снаб» к административной ответственности.

Представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Отсутствие последствий в виде причинения вреда в результате совершенного деяния, равно как и наличие смягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые, не являются основаниями для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления административной ответственности. Указанные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, при этом объектом охраны выступают не только организационные отношения, но и отношения безопасности жизни и здоровья граждан, свидетельствует о высокой степени общественной опасности допущенного правонарушения.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не допущено.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, из материалов дела усматриваются основания для снижения размера административного штрафа в соответствии с положениями ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и сохраняя баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, отсутствие вредных последствий допущенного правонарушения, необходимость дифференциации применяемой к нарушителю меры ответственности, прихожу к выводу, что административный штраф должен быть снижен до 100000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО 1 от 26 октября 2021 г. № 10.2-Пр/0086-212-55пл-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Регион Газ Снаб» изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Ю. Козлов