ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1019/17 от 03.05.2017 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

12-1019/17

Р Е Ш Е Н И Е

03 мая 2017 года р.п. Старая Майна

Судья Чердаклинского районного суда Ульяновской области Дементьев Н.Н.,

при секретаре Лисенковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе муниципального учреждения «Управление делами» муниципального образования «Старомайнский район» на постановление мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 13.04.2017 о назначении административного наказания по ст. 9.13 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района от 13.04.2017 МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район подвергнуто административной ответственности по 9.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В постановлении указано, что 03.03.2017 в ходе проведенной проверки осмотра здания Администрации муниципального образования «Старомайнский район», расположенного по адресу: <...> (принадлежащем на праве оперативного управления Муниципальному учреждению «Управление делами» МО «Старомайнский район») выявлены нарушения ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», доступ инвалидов к зданию затруднен, а именно: высота порога входной двери составляет 0,03 м, что не соответствует п.5.1.14 СП 59.13330.2012; глубина тамбура составляет 1,17 м, ширина 1,75 м, что не соответствует п.5.1.17 СП 59.13330.2012; уклон пандуса составляет 1:7,7 (высота подъема пандуса 0,13 м, длина 1,0 м), пандус не оборудован поручнями, ширина пандуса составляет 0,84 м, что не соответствует п.4.1.14 СП 59.13330.2012.

03.03.2017 в ходе проведенной проверки осмотра здания Администрации муниципального образования «Старомайнский район», расположенного по адресу: <...>, (принадлежащем на праве оперативного управления Муниципальному учреждению «Управление делами» МО «Старомайнский район») выявлены нарушения ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», доступ инвалидов к зданию затруднен, а именно: размеры входной площадки составляют 1,6 х 5,5 м, что не соответствует п.5.1.3 СП 59.13330.2012; высота порога входной двери составляет 0,06 м, что не соответствует п.5.1.14 СП 59.13330.2012; глубина тамбура составляет 1,12 м, ширина 1,8 м, что не соответствует п.5.1.17 СП 59.13330.2012; уклон пандуса составляет 1:3,6 (высота подъема пандуса 0,4 м, длина 1,45 м), пандус не оборудован поручнями, ширина пандуса составляет 0,84 м, лестница не оборудована поручнями, что не соответствует п.4.1.14 СП 59.13330.2012; краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом, что не соответствует п.4.1.12 СП 59.13330.2012.

В поданной жалобе директор МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район» ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи, а производство по делу прекратить, при этом указал, что в адрес юридического лица не направлялось уведомление о проверке, и является нарушением процедуры проверки. В протоколе об административном правонарушении отсутствует точный адрес здания, тем самым не установлено место совершения административного правонарушения, здания администрации МО «Старомайнский район», расположенные по адресу: <...> введены в эксплуатацию в <...> г. и положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ » в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур к ним не применяются, а исключительно только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, реконструкцию объектам и средствам. Администрацией Старомайнского района утверждена муниципальная программа на 2017-2020 годы, согласно которой предусмотрены мероприятия по приспособлению входной группы здания Администрации МО «Старомайнский район» доступности для инвалидов (устройство пандуса, тактильных элементов, кнопки вызова). Муниципальное учреждение «Управление делами» МО «Старомайнский район» не имеет возможности согласовать с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие предоставление услуг, поскольку на территории Старомайнского района не зарегистрированы общественные объединения инвалидов.

Представитель МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал и дал пояснения аналогичные, изложенным в жалобе.

Проверив в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ представленные материалы, изучив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи.

Как следует из материалов дела МУ «Управление делами « МО «Старомайнский район» принадлежат на праве оперативного управления административные здания, расположенные по адресу: <...> 20.12.2012, занимаемые администрацией МО «Старомайнский район»

По результатам проведенной прокуратурой Старомайнского района проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов от 03.03.2017 заместителем директора Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Старомайнскому району в отношении МУ «Управление делами» Мо «Старомайнский район» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ согласно которому : доступ инвалидов к зданию, расположенному по адресу: <...> затруднен, а именно: высота порога входной двери составляет 0,03 м, что не соответствует п.5.1.14 СП 59.13330.2012; глубина тамбура составляет 1,17 м, ширина 1,75 м, что не соответствует п.5.1.17 СП 59.13330.2012; уклон пандуса составляет 1:7,7 (высота подъема пандуса 0,13 м, длина 1,0 м), пандус не оборудован поручнями, ширина пандуса составляет 0,84 м, что не соответствует п.4.1.14 СП 59.13330.2012. В здании по адресу: <...> размеры входной площадки составляют 1,6 х 5,5 м, что не соответствует п.5.1.3 СП 59.13330.2012; высота порога входной двери составляет 0,06 м, что не соответствует п.5.1.14 СП 59.13330.2012; глубина тамбура составляет 1,12 м, ширина 1,8 м, что не соответствует п.5.1.17 СП 59.13330.2012; уклон пандуса составляет 1:3,6 (высота подъема пандуса 0,4 м, длина 1,45 м), пандус не оборудован поручнями, ширина пандуса составляет 0,84 м, лестница не оборудована поручнями, что не соответствует п.4.1.14 СП 59.13330.2012; краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом, что не соответствует п.4.1.12 СП 59.13330.2012.

Обстоятельства совершенного правонарушения по делу установлены полно, мировым судьей тщательно проверены доводы представителя МУ «Управления делами», в части отсутствия в действиях юридического лица состава вышеуказанного административного правонарушения. Вывод мирового судьи о виновности МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на приведенных в постановлении доказательствах.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вышеуказанным Федеральным законом также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований.

В Своде Правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2012 реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30.03.1999 №52-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с требованиями п.5.1.4 Свода правил 59.1330.2012 высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

В соответствии с требованиями п.5.1.7 Свода правил 59.1330.2012 Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,3 при ширине не менее 1,50 м. При глубине тамбура менее 1,8 м до 1,5 м (при реконструкции) его ширина должна быть не менее 2 м.

В соответствии с требованиями п.4.1.14 Свода правил 59.1330.2012 уклон пандуса не должен быть круче 1:20. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

В соответствии с требованиями п.5.1.3 Свода правил 59.1330.2012 размеры входной площадки с пандусом должна быть не менее 2,2х2,2 м.

В соответствии с требованиями п.4.1.12 Свода правил 59.1330.2012, краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.

Мировым судьёй обоснованно установлено что МУ «Управление делами» не выполнены вышеуказанные требования доступности инфраструктуры для инвалидов.

Таким образом, оценив совокупность исследованных доказательств, мировой судья обоснованно пришёл к выводу о наличии в действиях МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

Доводы представителя правонарушителя о том, что вышеуказанные здания введены в эксплуатацию в 1969 году и не подвергались реконструкции, модернизации соответственно на них не распространяются требования ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 года, проверены мировым судьей при рассмотрении дела и обосновано не приняты во внимание, поскольку распространяются не только на вновь возводимые (реконструируемые) объекты недвижимости, но и на эксплуатируемые объекты недвижимости. Учреждения и организации, которые в силу нераспространения на них требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» либо в силу объективной невозможности выполнить эти требования, должны руководствоваться требованиями других частей этой же статьи. В соответствии с этими требованиями в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Однако в нарушении ч.5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" каких-либо мер, обеспечивающих удовлетворение потребностей инвалидов, принятых по согласованию с общественными объединениями инвалидов, юридическим лицом разработано не было.

Доводы о том, что на территории Старомайнского района не зарегистрированы общественные объединения инвалидов, с которым возможно согласовать обеспечение минимальных потребностей инвалидов по предоставлению услуг, не являются основанием для не соблюдения требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальных инфраструктур.

Доказательств того, что МУ «Управление делами» МО «Старомайнский район» отсутствовала возможность по соблюдению требований, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Сводами правил, предписывающими обязанность по обеспечению для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, суду не представлено.

Наличие утверждённой муниципальной программы на 2017-2020 годы, которой предусмотрены мероприятия по приспособлению входной группы здания администрации для доступности инвалидов, не является основанием для освобождения от административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей достоверно установлен адрес места совершения правонарушения - <...>, соответственно доводы в данной части необоснованные.

Так же не принимаются во внимание доводы заявителя о нарушении прокуратурой Старомайнского района процедуры проведения проверки в части уведомления юридического лица, поскольку в деле имеется уведомление, направленное в адрес главы администрации МО «Старомайнский район» о проведении с 15.02.2017 прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, направленное 14.02.2017.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, которые явились бы основанием для отмены обжалуемого постановления, не имеется.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках санкции ст. 9.13 КоАП РФ, в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 13 апреля 2017 о признании муниципального учреждения « Управления делами» муниципального образования « Старомайнский район» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАп РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, а жалобу муниципального учреждения « Управления делами» муниципального образования « Старомайнский район» - без удовлетворения.

Судья Н.Н. Дементьев