<данные изъяты>
Дело № 12-101/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Плесецкого районного суда Архангельской области Сергеева М.Н.,
рассмотрев по адресу: <...>, жалобу ФИО1 на постановление руководителя У. Ф. антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 от 03 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя У. Ф. антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 от 03 октября 2018 года должностное лицо глава администрации МО «Обозерское» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Должностное лицо ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, указав, что она не могла допустить срыва отопительного периода. Соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Обозерское» от 27.08.2015 года с ООО «Уют-2» заключено не с целью получения выгоды, не ограничивало свободную конкуренцию, а явилось временной вынужденной мерой в интересах населения муниципального образования «Обозерское» и не повлекло ухудшения жизни и здоровья граждан. Администрация неоднократно пыталась согласовать документацию для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с п.1,4-7,9-11 ч. 1.2. ст.23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и передаче объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования и расположенных на территории МО «Обозерское» в Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, агентстве по тарифам и ценам Архангельской области и Правовом департаменте. Считает, что администрацией МО «Обозерской» приняты все возможные меры для заключения концессионного соглашения. В период действия соглашения любая организация могла подать заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения, любая организация могла выступить с инициативной концессией и подать заявку. Соглашение не создает преимущественных условий для ООО «Уют-2» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами по получению, владению и распоряжению имуществом муниципального образования «Обозерское». Просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо глава администрации МО «Обозерское» ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Руководитель У. Ф. антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на постановление извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представил возражение на жалобу.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ч.1 ст. 28.1 ФЗ от 27.10.2010 № 190 -ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением специально установленных указанной статьей случаев.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (ч.3 ст.28.1 ФЗ от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Ст. 13 ФЗ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при передаче объектов теплоснабжения по договору аренды или по концессионному соглашению необходимо проведение процедуры торгов (за исключением специально предусмотренных случаев).
Как следует из материалов дела решением Архангельского УФАС России от 19.03.2018 года по делу № со стороны администрации МО «Обозерское» признано нарушение требований ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче ООО «Уют-2» муниципального имущества по соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Обозерское» от 27.08.2015 года без проведения торгов, что привело к созданию преимуществ для общества, которое получило доступ на рынок оказания услуг по теплоснабжению МО «Обозерское» в приоритетном порядке.
27 августа 2015 года между администрацией МО «Обозерское» и ООО «Уют-2» было заключено соглашение о передаче обществу в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Обозерское». Срок действия соглашения с учетом внесенных в него дополнений от 13.05.2016г., от 12.05.2017г. - с момента его подписания сторонами до окончания отопительного сезона 2017-2018 годов.
Соглашение от 27.08.2015 года о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Обозерское» было заключено на основании постановления администрации МО «Обозерское» от 21.08.2015 № «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Обозерское».
Пункт 4 данного постановления содержит решение о заключении с ООО «Уют-2» соглашения о предоставлении услуг теплоснабжения населению на территории МО «Обозерское» с передачей обществу в пользование имущества, необходимого для оказания соответствующих услуг в рамках режима повышенной готовности. Торги в рассматриваемом случае не проводились.
В связи с наличием в действиях администрации МО «Обозерское» признаков нарушения ч.1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» Архангельское УФАС России на основании ст. 39.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» 28.12.2016 года администрации МО «Обозерское» выдано предупреждение №ш-2016 о необходимости в срок до 14 июля 2017 года устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно, принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Уют-2», предназначенным для оказания услуг по теплоснабжению муниципальным имуществом, переданным обществу по соглашению от 28.08.2015 года, заключенному с администрацией МО «Обозерское», обеспечив равный доступ хозяйствующих субъектов к рассматриваемому муниципальному имуществу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением Архангельского УФАС России от 20.07.2017 года срок выполнения данного предупреждения был продлен до 01.11.2017 года.
Вместе с тем, к окончанию срока, предусмотренного предупреждением от 28.12.2016 года, оно не было выполнено, в связи с чем, и было возбуждено дело №, по итогам рассмотрения которого был признан факт нарушения администрацией МО «Обозерское» ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Передав имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения, в безвозмездное пользование ООО «Уют-2» по соглашению от 27.08.2015г. (с учетом внесенных в него дополнений от 13.05.2016 года, от 12.05.2017 года в части продления срока его действия) без проведения торгов (в приоритетном порядке), администрация МО «Обозерское» создала преимущество обществу по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.
Дополнительное соглашение от 12.05.2017 года к соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Обозерское» от 27.08.2015 года, которым срок его действия был продлен до вступления в силу концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса, но не позднее окончания отопительного сезона 2017-2018 гг., от имени администрации МО «Обозерское» было заключено ФИО1, которая является главой администрации МО «Обозерское» (решение Совета депутатов МО «Обозерское» от 07.09.2016г. №), что свидетельствует о наличии в ее действиях административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.
Наличие или отсутствие нарушения ст. 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливается на основании решении, принятого комиссионно в порядке гл. 9 Ф. закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.
Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен вступившим в законную силу решением по делу №.
Учитывая, что решение по делу № вступило в силу с момента изготовления в полном объеме 19.03.2018 года, срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения истекает 19.03.2019 года.
Постановление руководителя У. Ф. антимонопольной службы по Архангельской области о привлечении ФИО1, осуществлявшей полномочия главы МО «Обозерское», к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на полном, всестороннем и объективном анализе собранных доказательств, соответствующих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Нарушений прав должностного лица ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено должностному лицу с учетом всех установленных по делу обстоятельств, тяжести совершенного административного правонарушения и в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах не усматриваю оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление руководителя У. Ф. антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 от 03 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня его вручения или получения.
Судья подпись М.Н. Сергеева
<данные изъяты>
<данные изъяты>