ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-101/18 от 26.06.2018 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Решение

по жалобе на постановление по делу об

административном правонарушении

г. Нижневартовск 26 июня 2018 года

Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хлынова Л.Р.,

с участием законных представителей юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» - Е.С.А.., предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, и Н.В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» И.М.Н. на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Б.В.А. № 02-722/2017 от 11 октября 2017 года, вынесенное в отношении

Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», юридический и почтовый адрес: г. Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ул. Университетская, д. 4, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (далее – Нижневартовске управление Природнадзора Югры) Б.В.А. № 02-722/2017 от 11 октября 2017 года Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (далее - АО «Тюменьэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, в установленный законом срок, законный представитель АО «Тюменьэнерго» И.М.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что при осуществлении административного расследования не был соблюден порядок привлечения АО «Тюменьэнерго» к административной ответственности, установленный законом, поскольку административное производство по делу было возбуждено после проведения должностным лицом в одностороннем порядке мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах. В силу ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все действия должностных лиц до момента возбуждения административного производства нельзя считать совершенными в рамках производства по делу об административном правонарушении. Доказательства нарушения АО «Тюменьэнерго» обязательных требований, полученные в установленном законом порядке, отсутствуют, так как согласно положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты плановых (рейдовых) осмотров не могут являться доказательством совершения юридическим лицом административного правонарушения. В действиях АО «Тюменьэнерго» отсутствует состав правонарушения. 02 декабря 2016 года АО «Тюменьэнерго» заключило договор на выполнение работ по расчистке трасс ВЛ 35-110 кВ от зарослей кустарника и подлеска № 26р-351/16, срок выполнения работ с 01 июня 2017 года по 30 сентября 2017 года, о чем начальник территориального отдела Мегионского лесничества Б.И.М. был уведомлен. Соответственно проверка должностным лицом проведена 11 сентября 2017 года в период проведения работ по договору. Также неверно указано, что АО «Тюменьэнерго» не обеспечило уборку заготовленной древесины, так как древесина не заготавливалась. В то же время, вмененное АО «Тюменьэнерго» нарушение п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах не устанавливает срок уборки порубочных остатков.

В дополнении к жалобе законный представитель АО «Тюменьэнерго» Н.В.И. указала, что АО «Тюменьэнерго» привлечено к административной ответственности в нарушение установленного законом запрета на привлечение к административной ответственности по результатам предварительной проверки. Акт мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах от 11 сентября 2017 года № 02-518/2017, включая приложения к нему, не является доказательством по делу, поскольку был составлен в отсутствие представителя АО «Тюменьэнерго» и без привлечения понятых.

В возражениях на жалобу заместитель начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры Б.В.А. указал, что объектом контроля (надзора) в данном случае является лесной фонд, а не объекты Общества либо его деятельность, в связи с чем положения Закона № 294-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению. Не освободив от порубочных остатков (горючих материалов) просеку линии электропередачи в период пожароопасного сезона, АО «Тюменьэнерго» нарушило требования природоохранного законодательства, что в соответствие с п. 38 Правил, ст. 99 Лесного кодекса РФ предусматривает ответственность по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт наличия договора аренды лесного участка от 19 мая 2004 года №1695 со сроком действия по 23 апреля 2029 года состава вмененного Обществу правонарушения не исключает. Более того, условия договора аренды лесного участка предусматривают обязанность арендатора соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах. На утверждение Общества о том, что заготовкой древесины оно не занимается, отмечает, что Обществу вменено оставление порубочных остатков в период пожароопасного сезона, что отражено в акте патрулирования, зафиксировано на фотоснимках и других материалах. По вопросу предмета законности проведения Обществом работ по расчистке трасс ВЛ в рамках заключенного договора на выполнение работ по расчистке трасс ВЛ 35-110 Кв от зарослей кустарника и подлеска №26р-351/16 со сроком выполнения работ с 01 июня 2017 года по 30 сентября 2017 года указывает, что орган надзора не проводил контрольных мероприятий по указанному вопросу. Кроме того, факт вышеуказанного заключенного договора не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения, выразившегося в неосвобождении участков лесного фонда от порубочных остатков (горючих материалов).

В судебном заседании законные представители юридического лица АО «Тюменьэнерго» Е.С.А. и Н.В.И. доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заместитель начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры Б.В.А. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.

Заслушав в судебном заседании участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражения на нее, судья приходит к следующим выводам.

В силу п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

На основании ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, п. 34 которых предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах).

Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 апреля 2017 года № 2-нп пожароопасный сезон на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлен с 05 мая 2017 года.

Из материалов административного дела следует, что 11 сентября 2017 года старшим инспектором Нижневартовского управления Природнадзора Югры Х.Д.В. на основании распоряжения заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры Б.В.А. от 04 сентября 2017 года № 02-518/2017 без привлечения иных лиц проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах в кварталах №№ 419-427, 414, 410-412, 383-384, 395-399 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничества в целях выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства.

В ходе проведенного патрулирования в кварталах №№ 410, 426 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничества (в районе отрезка автодороги 173-177 км. федеральной автодороги Сургут – Нижневартовск) выявлено, что просека, на которой находятся линии электропередачи (при средней ширине 50 метров и протяженностью 5400 метров), не свободна от горючих материалов (порубочных остатков) в период пожароопасного сезона, установленного приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 24 апреля 2017 года № 2-нп. При эксплуатации линии электропередачи не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков (горючих материалов). Уборка заготовленной древесины и порубочных остатков не ведется. На опорах прикреплены информационные таблички с надписями: «ВЛ-110 кВ Васильев-Ватинская, охранная зона линии электропередачи от крайних проводов по 20 метров» и «ВЛ-110 кВ Кирьяновская-Мартовская, охранная зона линии электропередачи от крайних проводов по 20 метров».

При помощи GPS навигатора были зафиксированы координаты лесонарушения от <данные изъяты> до <данные изъяты>, при выгрузке зафиксированных координат в программу ЛесГис установлено расположение участка – просека линии электропередачи в квартале № 410 выдел № 45, в квартале № 426 выделы №№ 81, 83, 35 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничество (л.д. 36, 37, 38-41).

При обработке (введении) координат точек, зафиксированных GPS-навигатором с использованием публичной кадастровой карты, предоставленной официальным интернет-сайтом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) установлено, что в указанном месте на просеке находятся отведенные отдельные земельные участки прямоугольной формы, имеющие кадастровый номер <данные изъяты>, предоставленные для размещения иных объектов энергетики «Электросетевой комплекс «ПС 110/35/6 кВ Ватинская с прилегающими ВЛ 110 кВ Васильев-Ватинская, Кирьяновская-Ватинская, Васильев-Мартовская, Кирьяновская-Мартовская».

По указанному факту страшим инспектором Нижневартовского управления Природнадзора Югры Х.Д.В. 11 сентября 2017 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неопределенного круга лиц по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования (л.д. 42-44).

В ходе проведенного административного расследования установлено, что АО «Тюменьэнерго» на лесном участке, используемом на основании договора аренды земельных участков № 1695 от 19 мая 2004 года, вид разрешенного использования – электросетевой комплекс «ПС 110/35/6 кВ Ватинская с прилегающими ВЛ 110 кВ Васильев-Ватинская, Кирьяновская-Ватинская, Васильев-Мартовская, Кирьяновская-Мартовкая» в квартале № 410 выдел № 45, в квартале № 426 выделах №№ 81,83, 35 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничества, в период пожароопасного сезона допустило нахождение порубочных остатков (горючих материалов) на просеке линии электропередачи.

По факту выявленного нарушения 29 сентября 2017 года должностным лицом Нижневартовского управления Природнадзора Югры в отношении АО «Тюменьэнерго» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 61-67).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Тюменьэнерго» к административной ответственности, установленной данной нормой (л.д. 76-83).

Фактические обстоятельства дела и виновность юридического лица АО «Тюменьэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью собранных по делу и исследованных доказательств, в том числе:

- копией договора аренды земельных участков № 1695 от 19 мая 2004 года и дополнительного соглашения к нему №2 от 26 мая 2015 года, заключенного между администрацией Муниципального образования Нижневартовский район и ОАО «Тюменьэнерго», согласно которому ОАО «Тюменьэнерго» предоставлены в аренду 11 земельных участков общей площадью 3,1375 га, в том числе, электросетевой комплекс «ПС 110/35/6 кВ Ватинская с прилегающими ВЛ 110 кВ Васильев-Ватинская, Кирьяновская-Ватинская, Васильев-Мартовская, Кирьяновская-Мартовкая», кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 0,3267 (л.д. 167-177);

- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 сентября 2017 года №86-0-1-77/4005/2017-6084, согласно которой земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен по договору аренды земельных участков № 1695 от 19 мая 2004 года АО «Тюменьэнерго» под электросетевой комплекс «ПС 110/35/6 кВ Ватинская с прилегающими ВЛ 110 кВ Васильев-Ватинская, Кирьяновская-Ватинская, Васильев-Мартовская, Кирьяновская-Мартовкая» (л.д. 55-56);

- копией выписки из государственного лесного реестра ХМАО-Югры №86/005/17/133 от 14 сентября 2017 года о принадлежности участка в квартале в квартале № 410 выдел № 45, в квартале № 426 выделах №№ 81,83, 35 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничества к землям лесного фонда (л.д. 47-49).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований обеспечения пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередач в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, АО «Тюменьэнерго» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки утверждениям заявителя, нарушений процессуальных требований на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, допущено не было.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что проверочные мероприятия в отношении АО «Тюменьэнерго» 11 сентября 2017 года не проводились.

11 сентября 2017 года государственными инспекторами Нижневартовского управления Природнадзора Югры, на основании планового задания и распоряжения заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры, на территории Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела – лесничества, проведено патрулирование в лесах.

По смыслу закона, при проведении плановых рейдов в лесах взаимодействие органа государственного контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не требуется.

Акт о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) был составлен по результатам проведения такого мероприятия, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 31 августа 2015 года N 373 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований".

Согласно ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, акт о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении общества.

АО «Тюменьэнерго» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направило своего защитника, которому были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, а также ст. ст. 24.2, 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, нарушений при возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества, допущено не было.

Ссылка автора жалобы на нарушение административным органом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) к порядку проведения проверок основана на ошибочном толковании законодательства.

Так, согласно п. 17 ч. 4 ст. 1 Закона, особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В силу ч. 1 ст. 97 ЛК РФ федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Пункты 11, 12 и 16 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 устанавливают, что государственный надзор осуществляется как посредством проведения проверок в соответствии с Законом, так и мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах. Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами.

Таким образом, в отношении порядка осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах положения Закона, устанавливающие порядок проведения проверок, не применяются, поскольку должностное лицо при этом руководствуется вышеприведенным Положением и соответствующим административным регламентом.

Довод жалобы о том, что проверка должностным лицом Нижневартовского управления Природнадзора Югры проведена в период выполнения работ по договору на выполнение работ по расчистке трасс ВЛ 35-110 кВ от зарослей кустарника и подлеска №26р-351/16 от 02 декабря 2016 года, заключенного АО «Тюменьэнерго» с ООО «Техэнерго», срок выполнения которых был установлен с 01 июня 2017 года по 30 сентября 2017 года, во внимание принят быть не может.

Акт мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах составлен в рамках проведения уполномоченным должностным лицом мероприятий по контролю за исполнением требований лесного законодательства, и обязанность по содержанию просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах подлежит исполнению постоянно и независимо от времени завершения работ по расчистке, которая производилась в пожароопасный сезон. Кроме того, АО «Тюменьэнерго» как заказчик работ по договору подряда в соответствии со ст. ст. 715 и 723 ГК РФ не лишено было возможности своевременно проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, и при необходимости обеспечить пожаробезопасное состояние просек с помощью иных подрядчиков либо собственными силами.

Постановление о привлечении АО «Тюменьэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил :

Постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Б.В.А. № 02-722/2017 от 11 октября 2017 года в отношении Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя АО «Тюменьэнерго» И.М.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Л.Р. Хлынова