№ 12-101/2019
УИД 33RS0019-01-2019-001274-22
Р Е Ш Е Н И Е
14 октября 2019 года г. Суздаль
Судья Суздальского районного суда Владимирской области Матвеева И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Серебряные ключи» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области ФИО2 от 5 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Серебряные ключи»,
у с т а н о в и л:
постановлением № ДПП-04-08/268 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области ФИО2 от 5 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Серебряные ключи» (далее ООО «Серебряные ключи») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
В жалобе, поданной в Суздальский районный суд Владимирской области, представителем ООО «Серебряные ключи» ФИО1, действующего на основании доверенности, ставится вопрос об отмене постановления в части назначения административного наказания.
В обоснование жалобы указывается на трудное финансовое положение ООО «Серебряные ключи». Приводится сведения о том, что по состоянию на апрель 2019 года задолженность ООО «Серебряные ключи» по сводному исполнительному производству составляла 17 063 257,83 руб., в том числе: 4 495 005,29 руб. задолженность по исполнительным листам перед взыскателями и 12 568 252,54 руб. исполнительский сбор. *** Арбитражным судом <...> по делу № A11-8625/2018 вынесено постановление о принятии заявления акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (<...>) в лице Владимирского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (<...>) о признании ООО «Серебряные ключи» банкротом. Также в суд подано заявление о признании ООО «Серебряные ключи» несостоятельным (банкротом) Федеральной налоговой службы (<...>) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ### по <...>. По состоянию на июль 2019 года расчетный счет предприятия полностью блокирован на общую сумму 17828441.93 руб. В связи с этим предприятие не имеет финансовых возможностей на оформление лицензии на право пользования недрами (добыча подземных вод), средняя стоимость которой составляет не менее 600 тыс. руб. В то же время, приостановить пользование водными ресурсами невозможно, так как основным потребителем воды является крупный рогатый скот, иные источники снабжения водой в <...> отсутствуют. Лишение доступа к воде приведет к невозможности надлежащего ухода за животными, что повлечет за собой нарушение законов Российской Федерации в сфере обращения с животными.
Кроме того, представитель просит принять во внимание, что ООО «Серебряные ключи» не скрывало факт пользования недрами без лицензии, указав данное обстоятельство в отчете по форме 2-ТП (водхоз) за 2018 год. И, с учетом приведенных доводов, полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа либо положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В судебное заседание представитель ООО «Серебряные ключи» не явился, юридическое лицо (ООО «Серебряные ключи») извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы. Ходатайств об отложении рассмотрении не поступило.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебное заседание также не явился, сведений о причинах неявки не поступило.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из системного толкования пункта 4 статьи 1, пункта 5 и пункта 6 статьи 5, пункта 3 статьи 9 Водного кодекса РФ, статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (ред. от 21.11.2011), пункта 1.2 Инструкции по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", утвержденной Председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14 апреля 1994 г., на добычу подземных вод необходимо получение лицензии.
В силу ст. 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Пунктом 3 ст. 9 Водного кодекса РФ установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 (далее - Закон "О недрах") его положения регулируют отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, включая подземные воды.
В соответствии со ст. 1.2, 2 Закона РФ "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.
В силу положений части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
Пользователями недр согласно ст. 9 Закона РФ "О недрах", могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно абз.4 ч.3 ст.10.1 Закона «О недрах» основанием для возникновения права пользования участками недр для целей добычи подземных вод является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со ст. 11 Закона "О недрах" предоставление участка (участков) недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ст. 23 Закона "О недрах").
Как следует из Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных приказом МПР РФ от 12.09.2002 N 575, под добычей подземных вод понимается изъятие из недр воды как природного ресурса для использования его в заданных целях.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Серебряные ключи» осуществляет деятельность в Суздальском районе Владимирской области. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства юридическое лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вид деятельности — разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (л.д. 26-30).
Согласно приказу директора департамента природопользования и охраны окружающей среды от 18.04.2019 № 92/01-08 «О проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя» утверждено задание № 6 от 18.04.2019 о проведении мероприятий по надзору за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе в отношении ООО «Серебряные ключи», обязательных требований Федерального закона «О недрах» (л.д. 17, 18-19).
В соответствии с информацией, содержащейся в годовом отчете ООО «Серебряные ключи» по форме 2-ТП (водхоз) за 2018 год, представленном в департамент природопользования, в 2018 году ООО «Серебряные ключи» было добыто 18 000 куб.м подземных вод (около 50 куб.м, в сутки). Согласно порядку заполнения формы 2-ТП (водхоз) в 1м разделе «Забрано из природных источников, получено от поставщиков, использовано, передано и потеряно воды» в графах 1-3 заполняются данные о разрешительном документе на пользование водным объектом, в графе 4 указывает код типа источника водоснабжения. Приложением к порядку заполнения формы 2-ТП (водхоз) для подземных водных объектов установлен код 60. В отчете, представленном ООО «Серебряные ключи», графы 1-3 не заполнены, а в графе 4 для водного объекта присвоен код 60 (л.д. 31-34).
Сведений о наличии у ООО «Серебряные ключи» лицензии на пользование недрами, выданной уполномоченные органами власти, не имеется.
Как усматривается из материалов дела, по состоянию на июнь 2019 года заявлений от юридического лица (ООО «Серебряные ключи») на получение лицензии для добычи подземных вод в департамент природопользования не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21 июня 2019 года в отношении ООО «Серебряные ключи» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ДПП-04-08/82 от 21 июня 2019 года (л.д.24-25); заданием № 6 на проведение наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя от 18 апреля 2019 года (л.д.18-19); актом № 13 о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя от 22 апреля 2019 года (л.д.20-21).
Приведенным доказательством дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ООО «Серебряные ключи» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Порядок привлечения ООО «Серебряные ключи» к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления в части назначенного наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. N 1-П).
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «Серебряные ключи», а также, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное ООО «Серебряные ключи» административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 800 000 рублей, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области от 5 июля 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Серебряные ключи» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоПФ РФ,
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области от 5 июля 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Серебряные ключи» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, изменить: назначенное ООО «Серебряные ключи» административное наказание снизить с 800 000 рублей до 400 000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.И.Матвеева