ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-101/20 от 25.09.2020 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-101/2020

РЕШЕНИЕ

г. Мелеуз 25 сентября 2020 года

Судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан Барашихина С.Ф.,

с участием представителя администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан ФИО1,

заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Мелеузовского МО СП УФССП России по РБ ФИО2,

при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Мелеузовского МОСП УФССП России по Республике Башкортостан ФИО3 от 29 июля 2020 года, вынесенного по делу об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, предусмотренному ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Мелеузовского МОСП УФССП по Республике Башкортостан ФИО3 от 29 июля 2020 года Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее Администрация) привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением должностного лица, Администрация подала жалобу в Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан, в которой просит отменить обжалуемое постановление ввиду его незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы Администрация указала, что Законом РБ от 28 декабря 2005 года № 260-з государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления – муниципальным районам. При этом органы государственной власти обязаны обеспечить муниципальные районы финансовыми средствами для осуществления переданных государственных полномочий. Предусмотренные и переданные Законом РБ от 28 декабря 2005 года № 260-з государственные полномочия Администрация выполняет в соответствии с размером выделяемых финансовых средств (субвенций), что и предписывает законодатель. Законом РБ от 21 июня 2005 года № 190-ф «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления несут ответственность (статья 11) за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей при осуществлении государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

По смыслу протокола Совещания Врио Главы Республики Башкортостан в августа 2019 года по вопросу обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, следует, что не обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями в полном объеме связано с недостаточным финансированием из бюджета Республики Башкортостан и Российской Федерации. Как следует из Служебной записки зам. начальника Экспертно-контрольного управления Главы Республики Башкортостан, зав. экспертным отделом ФИО10 от августа 2019 года, Протокола совещания временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата обезличена> предполагалось решать вопрос об увеличении республиканского и федерального финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Однако дополнительного финансирования нет. Многочисленные запросы органом местного самоуправления о дополнительном финансировании остаются без положительного решения. На 2020 год выделено не смотря на все обращения, субвенции по Соглашениям от <дата обезличена><№> и от <дата обезличена><№> на приобретения всего 15 квартир. <дата обезличена> был проведен электронный аукционы на приобретение 7 квартир. Однако аукционы были признаны несостоявшимися. То есть Администрация сделала все от нее зависящее – запросила дополнительные средства, провела аукционы. Но не надлежащее финансирование органов государственной власти переданных государственных полномочий выделение субвенции по стоимости 1 кв.м жилого помещения как стоимость 1 кв.м в сельской местности (приказ <№> от <дата обезличена>) не позволили Администрации выполнить переданные полномочия надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила постановление от 29 июля 2020 года отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, дополнительно суду пояснила, что постановление от 08.08.2017 года о взыскании исполнительского сбора им вручено не было.

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Мелеузовского МОСП УФССП России по Республике Башкортостан ФИО2 просил постановление оставить без изменения, у них есть четкий алгоритм по исполнению решений суда по предоставлению жилья детям-сиротам, был принят весь комплекс мер, оснований для прекращения производства по делу он не видит.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оцениваются судьёй в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а так же с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 24 июля 2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Мелеузовского МОСП УФССП России по Республике Башкортостан ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении <№>-АП, согласно которому Администрация не исполнила требование, содержащееся в исполнительном документе по исполнительному производству <№>-ИП от 22 декабря 2016 года, возбужденному на основании исполнительного листа <№> от 05 декабря 2016 года в установленный законом срок.

Предметом исполнения по исполнительному производству <№> от 22 декабря 2016 года является обязанность Администрации предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, заключить с ним договор найма специализированного жилого фонда сроком на 5 лет.

08 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем ФИО9 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей. Сведений о вручении данного постановления Администрации муниципального района Мелеузовский район в материалы дела представлено не было.

18 июня 2020 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Мелеузовского МОСП УФССП России по Республике Башкортостан ФИО2 Администрации было выставлено требование о предоставлении ФИО4 в срок до 20 июня 2020 года жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Мелеузовского МОСП УФССП по Республике Башкортостан ФИО5 от 29 июля 2020 года Администрация привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу ст. ст. 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.

В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что в специализированном жилом фонде имелось свободное благоустроенное жилое помещение для предоставления ФИО4

В период со дня возбуждения соответствующего исполнительного производства и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении в бюджет денежные средства на исполнение решения суда не поступали.

При этом судом установлено, что был проведен электронный аукцион в целях приобретения квартиры, однако в результате отсутствия заявок аукцион был признан несостоявшимся.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрацией были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении Администрацией решения суда в отношении ФИО4, обусловленных недостаточным финансированием из бюджета.

Исходя из вышеизложенного, суд считает постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Мелеузовского МО СП Управления службы судебных приставов по Республике Башкортостан ФИО5 от 29 июля 2020 года, вынесенное в отношении Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежащим отмене, производство по делу прекращению.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Мелеузовского МОСП Управления службы судебных приставов по Республике Башкортостан ФИО5 от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении № 115/20/02022-АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья С.Ф.Барашихина