68RS0015-01-2020-001581-06
Дело №12-101/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Моршанск 28 октября 2020 года
Федеральный судья Моршанского районного суда Тамбовской области Акимушкина Т.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ года о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.начальника Моршанского участка службы линии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.13 КоАП ПФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что согласно обжалуемому постановлению на водосборной площади пруда на <адрес> произведён сброс отходов опиловки деревьев, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, что является нарушением ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.13 КоАП РФ.
Вместе с тем сотрудниками филиала ПАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго» фактически производились работы по приведению в нормативное состояние просек охранных зон линий электропередач - очистка охранных зон от древесно-кустарниковой растительности. Порубочные элементы расчищенной древесины были сложены в пределах охранных зон ВЛ на период окончания работ и на момент вынесения обжалуемого постановления были убраны. Данные обстоятельства подтверждаются нарядами на допуск №-з от ДД.ММ.ГГГГ, №-з от ДД.ММ.ГГГГ, №-з от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из журнала фото ВЛ в районе <адрес>.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Из приложенных документов усматривается, что порубочные элементы древесины были временно расположены в пределах охранных зон ВЛ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет срок, не превышающий 11 месяцев.
Таким образом, им не было допущено размещение расходов, которое могло повлечь загрязнение указанного выше водного объекта или другие вредные явления.
Данные обстоятельства были письменно доведены до начальника Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Эксплуатация ВЛ не связана с обращением с отходами, а нормы и правила в области обращения с отходами были соблюдены сотрудниками филиала.
Сотрудниками филиала не допущено сбросов отходов в поверхностные воды и на водосборные площади, размещение порубочной древесины было произведено временно и в пределах охранных зон линии электропередач.
Кроме того, сама по себе порубочная древесина не несет вредного воздействия на окружающую среду, поскольку является её естественным продуктом.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Из вышеприведенных обстоятельств усматривается отсутствие события административного правонарушения, следовательно, производство по данному делу подлежит прекращению по п.2 ч.l ст.24.5 КоАП РФ.
Просит постановление Управления по охране окружающей среды Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1, ссылаясь на то, что вину признал, раскаялся в содеянном, вредного воздействия на окружающую среду оказано не было, просит принятое постановление отменить, производство по делу прекратить, применив к нему положения ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Представитель Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От начальника Управления ФИО3 поступило ходатайство, в котором просит провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в ходе рейдовых мероприятий по обращению ФИО4 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) установлен факт нарушения водоохранного режима на водосборах водного объекта, а именно: сброс отходов опиловки деревьев на водосборной площади на <адрес>, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения и.о.начальника Моршанского участка службы линии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.13 КоАП ПФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей
Вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
- обращением ФИО4 за № от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ,
- фотоматериалом;
- приказом об исполнении обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ№л/ТБ о возложении на ФИО1 обязанностей начальника Моршанского участка службы линиии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго»;
- Положением об участке службы линий электропередач Управления высоковольтных сетей филиала ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» и Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-ТБ об отверждении Положений о структурных подразделениях Управления высоковольтных сетей.
Представленные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, однако должен соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение ст.2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» были приняты срочные меры по устранению выявленных нарушений до вынесения постановления об административном правонарушении, в связи с чем отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
С учетом указанного, на основании оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, не установив существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить и.о.начальника Моршанского участка службы линии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» ФИО1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении и.о.начальника Моршанского участка службы линии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»-«Тамбоэнерго» ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью.
Освободить и.о.начальника Моршанского участка службы линии электропередач Управления высоковольтных сетей ПАО «МРСК Центра»- «Тамбоэнерго» ФИО1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии решения в Тамбовский областной суд путем подачи жалобы через Моршанский районный суд.
Федеральный судья: Т.Е.Акимушкина