Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 21 ноября 2013 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Канзай А.А., при секретаре Мангыр С.Т., рассмотрев протест прокурора Чеди-Хольского района Наконечного А.А. на постановление судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 16 октября 2013 года,
установил:
24 сентября 2013 года заместитель прокурора Чеди-Хольского кожууна ФИО1 направил требование государственному нотариусу ФИО2, где указал, что во исполнение плана работы прокуратуры района на 2 полугодие 2013 года проводится проверка соблюдения федерального законодательства о налогах и сборах в части соблюдения в ч. 6 ст.85 Налогового кодекса РФ, в связи с чем требовал в 14 час. 24.09.2013 года обеспечить проведение соответствующей проверки.
Постановлением судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 16 октября 2013 года производство по административному делу в отношении ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, прокурор Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва, принес протест на вышеуказанное постановление судьи, в котором просит его отменить и направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании ФИО2 не участвовала, была извещена о месте и дате судебного заседания.
В судебном заседании прокурор Х.Б.С. протест поддержал, суду пояснил, что 24 сентября 2013 года в ходе проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, требовал от нотариуса ФИО2 обеспечить проведение соответствующей проверки, под этим подразумевалось, и устно нотариусу разъяснялось, необходимость ознакомления прокурора с наследственными делами в части даты выдачи свидетельств о праве на наследство по закону или по завещанию и направлений сведений об этом в налоговые органы.
Выслушав участников процесса, изучив доводы протеста прокурора, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
По смыслу приведенной нормы, требования прокурора должны вытекать из возложенных на него функций и соответствовать закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
В силу ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Из положений названных выше норм следует, что к предмету прокурорского надзора не относится совершение нотариальных действий нотариусами.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Согласно п. 2,3,4 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
Как усматривается из материалов дела, для исполнения плана работы прокуратуры Чеди-Хольского кожууна нотариусу ФИО2 было направлено требование об обеспечении проведения проверки соблюдения федерального законодательства о налогах и сборах в части соблюдения ст. 85 Налогового кодекса РФ. Обеспечение проверки заключалось в предоставлении наследственных дел для изучения.
Нотариус ФИО2 отказалась выполнить требования прокурора, ссылаясь на ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Прекращая производство по административному делу, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что требования заместителя прокурора не основаны на законе, и нотариус ФИО2, обоснованно отказалась выполнить требование, поскольку требование заместителя прокурора носило общий характер, не связанное с выполнением конкретного действия нотариусом, не связано с конкретными уголовными, гражданскими или административными делами, или заявлениями, обращениями в прокуратуру о нарушениях закона.
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате прокурорский надзор за деятельностью нотариусов не предусмотрен. Этими же Основами, предусмотрен специальный порядок получения сведений о совершенных нотариальных действиях по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами.
В этой связи, полагаю, что требование прокурора от 24 сентября 2013 года не основано на законе, у нотариуса ФИО2 отсутствовали законные основания для его выполнения.
На основании вышеизложенного доводы протеста считаю несостоятельными.
Руководствуясь пунктом 1 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судьи
решил:
постановление судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 16 октября 2013 года оставить без изменения, а протест - без удовлетворения.
Судья А.А.Канзай