Дело № 12-101/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 18 апреля 2016 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Тупица А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Суховского сельского поселения на постановление государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 11.12.2015 года № 08/03/15/03 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КРФоАП, в отношении Администрации Суховского сельского поселения
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 11.12.2015 года № 08/03/15/03 Администрация Суховского сельского поселения признана виновной по ст. 8.41 КРФоАП и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Администрация Суховского сельского поселения обжаловала данное постановление и просит его отменить по следующим основаниям.
1.) Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в период с 14.10.2015 года по 10.11.2015 года проведена плановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Администрация Суховского сельского поселения эксплуатирует здание, расположенное по ул. Школьная, 18 п. Металлплощадка Кемеровского района на основании договора безвозмездного пользования от 10.01.2006 года № 6-Т, заключенного между Администрацией Кемеровского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района и Администрацией Суховской сельской территории.
В соответствии с договором имущество передано в безвозмездное пользование бессрочно.
Административным органом установлено, что в процессе деятельности Администрация Суховского сельского поселения осуществляет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- в 4 квартале 2014 года Администрация Суховского сельского поселения осуществляла негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами.
Так, в соответствии с расшифровкой к бухгалтерскому балансу Суховского сельского поселения Администрацией Суховского сельского поселения эксплуатируются два передвижных источника выброса: автомобиль j200 Chevrolet Lacetti и автомобиль ВАЗ-21110.
Администрацией Суховского сельского поселения представлены инвентарные карточки учета основных средств от 28.10.2015 года № 56 на автомобиль j200 Chevrolet Lacetti и от 28.10.2015 года № 109 на автомобиль ВАЗ-21110.
- в 1-3 кварталах 2015 года Администрация Суховского сельского поселения осуществляла негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в размещении отходов.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности Администрации Суховского сельского поселения образуется мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный), код ФККО 7 33 100 01 72 4, IV класс опасности (малоопасный).
Мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) временно складируются (накапливается) Администрацией Суховского сельского поселения в контейнере, расположенном около здания администрации.
На дату проведения выездной проверке в указанном контейнере находились отходы.
В соответствии с договором на оказание услуг по вывозу отходов от 01.01.2015 года № 154тбо Администрация Суховского сельского поселения (заказчик) поручает, а МУП "Жилищно-коммунальное управление Кемеровского района" (исполнитель) обязуется оказать услуги по вывозу отходов 4, 5 класса опасности (ТБО) с территории заказчика.
В соответствии с п. 1.1 договора от 01.01.2015 года № 154тбо право собственности на отходы, подлежащие вывозу в рамках исполнения настоящего договора, к исполнителю не переходит, периодичность вывоза - 2 раза в неделю.
Вывоз отходов согласно данному договору подтверждается счетом-фактурой от 27.02.2015 года № 524, в соответствии с которой исполнителем вывезено 2,250 м2 ТБО, счетом-фактурой от 28.09.2015 года № 2508, в соответствии с которой исполнителем вывезено 8,250 м2 ТБО.
При этом установлено, что Администрация Суховского сельского поселения не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки (4 квартал 2014 года - 20.01.2015 года, 1 квартал 2015 года - 20.04.2015 года, 2 квартал 2015 года - 20.07.2015 года, 3 квартал 2015 года - 20.10.2015 года).
Однако в ходе рассмотрения дела Администрацией Суховского сельского поселения представлена сопроводительная в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области от 07.12.2015 года, подтверждающая направление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками за 1-4 кварталы 2014 года.
Расчеты направлены почтовой связью, что подтверждается почтовой квитанцией от 10.12.2015 года № 00340.
Администрация Суховского сельского поселения произвела оплату за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается следующим платежными документами:
- платежное поручение № 755822 от 15.12.2015 года в сумме 4 рубля 93 копейки;
- платежное поручение № 755825 от 15.12.2015 года в сумме 4 рубля 45 копеек;
- платежное поручение № 755821 от 15.12.2015 года в сумме 7 рублей 11 копеек;
- платежное поручение № 755824 от 15.12.2015 года в сумме 4 рубля 52 копейки;
- платежное поручение № 758064 от 15.12.2015 года в сумме 1 357 рублей 21 копейка;
- платежное поручение № 755823 от 15.12.2015 года в сумме 1 357 рублей 94 копейки;
- платежное поручение № 755826 от 15.12.2015 года в сумме 1 357 рублей 21 копейка.
Всего внесена оплата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4 093 рубля 37 копеек.
2) Администрация Суховского сельского поселения считает, что административный орган не доказал факт негативного воздействия на окружающую среду, поскольку в протоколе не указан период времени, за который производилось негативное воздействие на окружающую среду.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
3) Орган по надзору в сфере природопользования не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления, каким является Администрация Суховского сельского поселения, таким правом наделен только суд.
4) Кроме того, Администрация Суховского сельского поселения считает административное правонарушение малозначительным.
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду произведена в добровольном порядке. Пропуск срока платежей не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениями, не причинил вреда личности, обществу или государству, и доказательств обратного департаментом не представлено.
Размер санкции за данное правонарушение несоизмеримо высок в сравнении с произведенной добровольной оплатой.
В судебном заседании представитель Администрации Суховского сельского поселения ФИО1, действующий на основании доверенности от 20.12.2015 года (срок до 31.12.2016 года), дополнительно пояснил, что администрация обязана было вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал, в связи с чем за 4 квартал 2014 года такая оплата должна вноситься не позднее 20 января 2015 года.
Постановление о привлечении Администрации Суховского сельского поселения к административной ответственности вынесено 11.12.2015 года, до настоящего времени не вступило в законную силу, в этой связи за данный эпизод администрация не может быть привлечена к ответственности так, как истек срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако в материалах дела не содержится данных о том, что администрация занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
Заслушав объяснения представителя Администрации Суховского сельского поселения ФИО1, действующего на основании доверенности от 20.12.2015 года (срок до 31.12.2016 года), консультанта управления государственного надзора департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2, действующую на основании доверенности от 11.05.2015 года, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.8 КРФоАП лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КРФоАП обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Постановлением государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 11.12.2015 года № 08/03/15/03 Администрация Суховского сельского поселения признана виновной по ст. 8.41 КРФоАП в том, что в ходе плановой проверки, проведенной в период с 14.10.2015 года по 10.11.2015 года установлено, что Администрация Суховского сельского поселения эксплуатирует здание, расположенное по адресу: <...> на основании договора безвозмездного пользования от 10.01.2006 года № 6-Т, заключенного между Администрацией Кемеровского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района (ссудодатель) и Администрацией Суховской сельской территории (ссудополучатель).
Имущество передано в безвозмездное пользование бессрочно.
В процессе деятельности Администрация Суховского сельского поселения осуществляет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- в 4 квартале 2014 года Администрация осуществляла негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами.
Так, в соответствии с расшифровкой к бухгалтерскому балансу Суховского сельского поселения Администрацией Суховского сельского поселения эксплуатируются два передвижных источника выброса: автомобиль j200 Chevrolet Lacetti, автомобиль ВАЗ-21110.
Администрацией представлены инвентарные карточки учета основных средств от 28.10.2015 года № 56 на автомобиль j200 Chevrolet Lacetti и от 28.10.2015 года № 109 на автомобиль ВАЗ-21110.
В соответствии со справкой от 28.10.2015 года на работу автотранспорта Администрацией Суховского сельского поселения было использовано ГСМ: за 2014 год – 5 874 л., за 10 месяцев 2015 года – 3 852 л.
Администрацией представлены договоры на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств от 20.01.2014 года № 397 и от 06.04.2015 года № 551, заключенные с ООО "Сибинпэкс" (исполнитель), предметом которых является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
- в 1-3 кварталах 2015 года Администрация осуществляла негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в размещении отходов.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности Администрации образуется мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный), Код ФККО 7 33 100 01 72 4, IV класс опасности (малоопасный).
Мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) временно складируются (накапливается) Администрацией Суховского сельского поселения в контейнере, расположенном около здания администрации.
На дату проведения выездной проверки в указанном контейнере находились отходы.
В соответствии с договором на оказание услуг по вывозу отходов от 01.01.2015 года № 154тбо Администрация Суховское сельское поселение (заказчик) поручает, а МУП "Жилищно-коммунальное управление Кемеровского района" (исполнитель) обязуется оказать услуги по вывозу отходов 4, 5 класса опасности (ТБО) с территории заказчика.
В соответствии с п. 1.1 договора от 01.01.2015 года № 154тбо право собственности на отходы, подлежащие вывозу в рамках исполнения настоящего договора, к исполнителю не переходит.
Периодичность вывоза - 2 раза в неделю.
Вывоз отходов согласно данному договору подтверждается: счетом-фактурой от 27.02.2015 года № 524, в соответствии с которым исполнителем вывезено 2,250 м2 ТБО, счетом-фактурой от 28.09.2015 года № 2508, в соответствии с которой исполнителем вывезено 8,250 м2 ТБО.
При этом установлено, что Администрация Суховского сельского поселения не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки (4 квартал 2014 года - 20.01.2015 года, 1 квартал 2015 года - 20.04.2015 года, 2 квартал 2015 года - 20.07.2015 года, 3 квартал 2015 года - 20.10.2015 года).
Диспозиция ст. 8.41 КРФоАП предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 23 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду; внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Пунктами 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 года № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
Из представленных материалов следует, что Администрация Суховского поселения своевременно плату за негативное воздействие на окружающую среду при образовании отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений организации (Код ФККО 7 33 100 01 72 4, IV класс опасности) не внесла, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КРФоАП.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КРФоАП истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Статьей 16 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об охране окружающей среды" предусматривалось, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ), которая действует с 01.01.2016 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким образом, с учетом внесенных в Закон изменений плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух нестационарными источниками, к которым относятся автомобили, в настоящее время не взимается.
В соответствии со ст. 1.7 КРФоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух нестационарными источниками отменена, то постановление в части несвоевременной оплаты за автомобили j200 Chevrolet Lacetti и ВАЗ-21110 подлежит отмене с прекращением производства на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КРФоАП, согласно правовой позиции вышеуказанного Пленума Верховного суда РФ, не предусмотрено в качестве административного правонарушения, которое ни при каких обстоятельствах не может быть признано малозначительным.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в совокупности. Отличительным признаком малозначительного правонарушения является отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, ежеквартальный и общий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые подлежали внесению, отсутствие реального вреда и тяжести наступивших последствий судья считает, что данное правонарушение существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не представляет, что свидетельствует о возможности применения при рассмотрении данного дела положений ст. 2.9 КРФоАП о малозначительности административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 11.12.2015 года № 08/03/15/03 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КРФоАП РФ, в отношении Администрации Суховского сельского поселения отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в части невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду при использовании автомобилей j200 Chevrolet Lacetti и ВАЗ-21110 прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП.
Прекратить производство в отношении Администрации Суховского сельского поселения по ст. 8.41 КРФоАП РФ в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при образовании отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений организаций (Код ФККО 7 33 100 01 72 4, IV класс опасности), освободить её от административной ответственности, применить ст. 2.9 КРФоАП и объявить устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья