ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-101/2021 от 21.04.2021 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№ 12-101/2021

УИН 67RS0003-01-2021-001323-02

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Смоленск 21 апреля 2021 года

Судья Промышленного районного суда г.Смоленска Селезенева И.В., при секретаре Ушковой М.В., рассмотрев жалобу АО «Спецавтохозяйство» на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области № ИМ-69-08/3/364-ДР от 11.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области № ИМ-69-08/3/364-ДР от 11.03.2021 АО «Спецавтохозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Спецавтохозяйство» обратилось в суд с жалобой, в которой в которой, не оспаривая наличие выявленных нарушений законодательства, указывает, что их причиной явился факт отсутствия разъяснений по правильности заполнения отчетности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2020 № 627.

В судебном заседании защитник АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 доводы жалобы поддержал. Указал, что форма 2-ТП «Отходы» утверждена приказом Росстата №627 от 09.10.2020, впоследствии приказом Росстата от 13 ноября 2020 г. № 698 утверждены прилагаемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования изменения в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения «2-ТП (отходы). Через десять дней после ознакомления с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения Общество 24.11.2020 исх. № 48845 направило в адрес Межрегионального Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям запрос о предоставлении разъяснений по заполнению формы 2-ТГ, которые были получены только 12.03.2021. И только после указанной даты, Общество имело возможность предоставления корректной формы отчета 2-ТП.

Вместе с тем, АО «Спецавтохозяйство» является не только организацией собирающей и утилизирующей бытовые отходы на соответствующих полигонах, но одновременно и региональным оператором данного вида деятельности, что в прилагаемых отчетных формах не учтено. Их заполнение по имеющимся методическим рекомендациям приводит к удвоению подаваемых статистических сведений и наступлении административной ответственности по ч. 3 вменяемой статьи, предусматривающей ответственность за некорректное их заполнение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанная позиция Общества, не была принята во внимание заместителем руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области и не нашла отражения в постановлении по делу об административном правонарушении. Между тем указанные обстоятельства безусловно свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) Общества, события административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав защитника АО «Спецавтохозяйство», исследовав доводы жалобы, а также письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно материалам дела, оспариваемое постановление было вынесено 11.03.2021. Как следует из почтового конверта, жалоба в адрес суда направлена 19.03.2021, то есть в десятидневный установленный законом срок на обжалование.

Оценивая доводы жалобы по существу, судья исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В силу предписаний Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистике в Российской Федерации» официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 2).

На основании ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 9 ст. 8).

В соответствии с п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее также Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

В силу п. 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.

Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Согласно п. 14 Положения непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 09.10.2020 №627 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» (далее - форма № П-2).

Впоследствии приказом Росстата от 13 ноября 2020 г. № 698 утверждены прилагаемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования изменения в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения «2-ТП (отходы).

Форму федерального статистического наблюдения N П-2 территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности

Сведения, содержащиеся в форме № П-2, являются основным источником для формирования показателей, характеризующих интенсивность инвестиционных процессов, качественных и количественных характеристик инвестиций, от которых зависит производственный потенциал региона, эффективность его функционирования, видовая и воспроизводственная структура экономики области.

Срок предоставления формы № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» - ежегодно не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.

Таки образом, в силу вышеизложенного, срок предоставления АО «Спецавтохозяйство» отчета по форме №П-2 за январь-декабрь 2020 года истек 01.02.2021.

Вместе с тем, как следует из материалов дела через десять дней после ознакомления с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения АО «СпецАТХ» 24.11.2020 исх. № 48845 направило в адрес Межрегионального Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям запрос о предоставлении разъяснений по заполнению формы 2-ТГ. Указанное обращение поступило на адрес электронной почты Управления (rpn67@rpn.gov.ru) 24.11.2020 в 10 часов 35 минут.

Письмом от 14.01.2021 Исх. №2264 АО «СпецАТХ» направило в адрес руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО2 жалобу на неправомерные действия должностных лиц Управления Росприроднадзора в Смоленской области в части отсутствия ответа на запрос АО «СпецАТХ» касательно предоставления разъяснений по заполнению формы 2-ТП «Отходы».

Спустя шесть дней с момента направления вышеуказанной жалобы АО «СпецАТХ» получен ответ Управления Росприроднадзора от Исх.№05-25/216 (Вх. АО «СпецАТХ» №2767) в виде сопроводительного письма к письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с исх. №АА-10-02-31/15.

Ознакомившись с текстом письма Федеральной службы Росприроднадзора АО «СпецАТХ» установлено, что указанное письмо не содержит разъяснений по вопросам, поставленным в обращении АО «СпецАТХ» от 24.11.2020. По своей сути ответ представляет собой дословное цитирование Указаний по заполнению федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом 09.10.2020 №627 (ред. от 13.11.2020), которые, в свою очередь, не содержат разъяснений по поставленным АО «СпецАТХ» вопросам.

АО «СпецАТХ» обратилось в прокуратуру Смоленской области и Управление Росприроднадзора с жалобами, указав, что отсутствие разъяснений по поставленным вопросам препятствует исполнению Обществом возложенной законом обязанности по заполнению и предоставлению в территориальный орган Росприроднадзора заполненной формы 2-ТП «Отходы» за 2020 год, а также на то, что действия должностных лиц Межрегионального управления Росприродназора по Московской и Смоленской областям могут повлечь неблагоприятные для АО «СпецАТХ» последствия в виде привлечения к административной ответственности за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных, недостоверность статистических данных (при наличии ошибок по заполнению формы) или несвоевременное их предоставление.

15.02.2021 в адрес АО «СпецАТХ» поступило информационное письмо Управления Росприроднадзора о проведении служебной проверки по факту непредоставления Обществу разъяснений на вопросы, поставленные в обращении от 24.11.2020 и привлечении должностных лиц, допустивших нарушения к дисциплинарной ответственности. При этом ответов по существу заданных в обращении вопросов так и не поступило.

Уведомлением от 18.02.2021 АО «СпецАТХ» было извещено о составлении 03.03.2021 протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ.

В обращении от 05.03.2021 Управление Росприроднадзора потребовало от АО «СпецАТХ» представить отчет по форме 2-ТП с указанием на то, что представленные сведения можно будет скорректировать с использованием функционала обратной связи и оперативно разрешить спорные моменты по заполнению разделов отчета.

АО «СпецАТХ» 09.03.2021 разместило отчет в системе.

Письмом от 12.03.2021 года после проверки представленного Управление Росприродиадзора указало на то, что отчет корректен, как заполненный оператором по обращению с ТКО (полигоном ТБО) однако, необходимо в срок до 15.03.2021 заполнить разделы отчета как юридическому лицу - образователю отходов и как региональному оператору по обращению с ТКО.

Только 12.03.2021 АО «СпецАТХ» получены разъяснения по корректному заполнению формы статистической отчетности 2-ТП (отходы). И только после указанной даты, АО «СпецАТХ» имело возможность предоставления корректной формы отчета 2-ТП.

По данному факту главным специалистом-экспертом отдела статистики предприятий, строительства, торговли, услуг, науки, инноваций, ведения статистического регистра и общероссийских классификаторов Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области ФИО3 03.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.19. КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области № ИМ-69-08/364-ДР от 11.03.2021 АО «Спецавтохозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

На основании ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании статьи 2.4. КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения административного правонарушения и вина АО «Спецавтохозяйство» подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: письмом Межрегионального управления Росприророднадзора по Московской и Смоленской областям № 05-20/1578 от 26.02.2021 «О предоставлении информации в рамках административного производства», протоколом об административном правонарушении от 03.03.2021 № ИМ-69-08-331-ДР.

Кроме того, факт несвоевременного предоставления в Смоленскстат отчета по форме П-2 за январь-декабрь 2020 не оспаривается и самим привлекаемым к ответственности лицом. Доводы, свидетельствующие об оспаривании фактических обстоятельств, установленных в постановлении о назначении административного наказания в жалобе АО «Спецавтохозяйство» не приведены.

На основании вышеизложенного судья приходит к выводу, что вина АО «Спецавтохозяйство» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Исходя из представленных доказательств следует, что АО «Спецавтохозяйство» должно было в срок не позднее 01.02.2020 представить в Смоленскстат отчет по форме № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», что им сделано не было.

При установленных обстоятельствах действия юридического лица правильно квалифицированы должностным лицом налогового органа по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, наказание назначено в размере минимальной санкции предусмотренной указанной нормой.

Вместе с тем, оценивая обстоятельства совершенного противоправного деяния и доводы заявителя о его малозначительности, судья исходит из следующего.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, сконструирован, как формальный, фактическое отсутствие общественно опасных последствий само по себе не исключает наличие в действиях лица административного правонарушения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в последних отсутствуют сведения о конкретных общественно опасных последствиях несвоевременного направления статистической формы. Судья учитывает, что статистические данные были направлены в Смоленскстат 19.03.2020, т.е. с минимальной просрочкой. Также суд учитывает факт неполучения вплоть до 12.03.2021 разъяснений, связанных с порядком и формой представления отчетности по форме 2-ТП.

Указанные обстоятельства позволяют прийти к убеждению, что действия АО «Спецавтохозяйство» хотя формально и содержат признаки правонарушения, но фактически не повлекли общественно опасных последствий, поскольку сама информация была предоставлена.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения по их применению, судья считает, что в данном случае описанное действие АО «Спецавтохозяйство», содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения отсутствия причинения конкретного вреда и последствий таких действий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а производство по делу подлежит прекращению ввиду малозначительности административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Отменить постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области № ИМ-69-08/364-ДР от 11.03.2021 о признании АО «Спецавтохозяйство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Производство по административному делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, освободив АО «Спецавтохозяйство» от административного наказания, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В. Селезенева