12-101/2022
РЕШЕНИЕ
22 апреля 2022 года г. Тула
Судья Советского районного суда г.Тулы Савич Ж.С.,
с участием защитника Кузнецова В.И. по доверенности Перемячкина Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова Владимира Ивановича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-689/2021 от 07.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – <данные изъяты> АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» Кузнецова Владимира Ивановича,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-689/2021 от 07.12.2021 года <данные изъяты> АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» Кузнецов В.И. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Кузнецов В.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указано, что привлекая его к административной ответственности, должностное лицо исходило и того, что ООО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» не осуществлена рекультивация земель, которые использовались для размещения отходов производства после окончания эксплуатации его как объекта размещения отходов – «старого» шламонакопителя. Вместе с тем, в ходе проверки не установлено каких-либо фактов вывода промышленных объектов по месту нахождения АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации. В соответствии с абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Основное правило, касающиеся возможности эксплуатации земельного участка, заключается в соответствии данной деятельности его целевому назначению. Категория земельного участка является основной характеристикой земельного участка, определяет его правовой режим, в том числе, виды разрешенного использования и ограничения определенных видов деятельности. Земельный участок с кадастровым номером 71:30:030402:56 находится у общества во владении и пользовании на основании договора аренды, относится к категории земель населенных пунктов, для эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС (разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий, строений и сооружений производственного назначения). Все характеристики земельного участка с кадастровым номером 71:30:030402:56 удовлетворяют возможности его использования в качестве части системы водооборотного цикла. Следовательно, требование по рекультивации земельного участка, находящегося под объектом для эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС являются необоснованными.
Кузнецов В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В судебном заседании защитник Кузнецова В.И. по доверенности Перемячкин Р.Д. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщил.
Выслушав защитника Перемячкина Р.Д., исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ч.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Частью 6 ст.13 ЗК РФ установлено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с п.8 Правил проведения рекультивации и консервации земель рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Пунктом 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
В соответствии с ч.2 ст.11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 ст.38 Закона № 7-ФЗ ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения должностного лица Кузнецова В.И. к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, как следует из материалов дела, явился установленный при проведении в отношении АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» в период с 24.05.2021 года по 18.06.2021 года проверки факт неосуществления рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства после окончания эксплуатации объекта размещения отходов – «старого» шламонакопителя.
Вместе с тем, п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель «нарушенные земли» - это земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Разделом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация), утв. приказом Росстата от 29.12.2012 № 676, разъяснено, что к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы; к отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Исходя из указанных положений законодательства, регулирующего порядок восстановления нарушенных земель и их рекультивацию, нарушенными являются земельные участки в случае вывода из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, когда жизненный цикл зданий и сооружений завершен, когда эти объекты прекращают существование как объекты гражданских прав, что предполагает утрату их связи с соответствующими земельными участками, подлежащими вследствие этого восстановлению.
Судом установлено, что АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» на основании договора аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:30:030402:56 площадью 82 464,00 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, ул. Пржевальского, д. 1. Участок предоставляется для эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС (разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий, строений и сооружений производственного назначения).
Согласно проекту эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции №1 №2 для аккумуляции и хранения КЖС (изменение области назначения «старого» шламонакопителя) «старый» шламонакопитель построен по проекту института «Союзводоканалпроект», введен в эксплуатацию в 1962 году. После заполнения емкости до проектных отметок он не эксплуатировался с 1990 года. В последующие годы производилась разработка шламов, заскладированных в накопитель, с целью его дальнейшей утилизации. После освобождения части емкости, шламонакопитель с 1999 года начал снова использоваться для складирования отходов обогащения и химической обработки ванадийсодержащего шлака. В 2001 году был выполнен проект эксплуатации «старого» шламонакопителя), в котором разработан режим его эксплуатации с учетом утилизации шламов.
Таким образом, «старый» шламонакопитель предназначался для складирования отходов обогащения и химической обработки ванадийсодержащего шлама. В настоящее время шламонакопитель используется как система оборотного водоснабжения с использованием секции №1 и №2 для аккумулирования и хранения концентрата железосодержащего (КЖС).
В силу ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе, относится отсутствие состава административного правонарушения.
Состав административного правонарушения образуют: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения, субъективная сторона. Отсутствие в действиях лица признаков объективной стороны правонарушения приводит к отсутствию состава административного правонарушения, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит, что факт вывода промышленных объектов по месту нахождения АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации, своего подтверждения не нашел, в связи с чем, у АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» обязанности о рекультивации данных земель не возникло, в действиях должностного лица Кузнецова В.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.
При таких данных оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствие в действиях должностного лица Кузнецова В.И. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-689/2021 от 07.12.2021 года о привлечении должностного лица – <данные изъяты> АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» Кузнецова Владимира Ивановича к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть, обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 суток с момента его получения.
Судья