Сысольский районный суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сысольский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-102/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
с. Визинга
25 ноября 2011 года
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Фомина Г.Д., рассмотрев материалы административного дела по жалобе Экк Р.Д. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №, вынесенным (дата) инспектором отделения надзорной деятельности Сысольского района Носковым А.С., директор МОУ «Начальная школа-детский сад» Экк Р.Д привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая постановление по делу об административном правонарушении необоснованным, Экк Р.Д. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что не согласна с постановлением о назначении административного наказания, в связи с тем, что такие работы, как замена дверей в здании возможны лишь при проведении капитального ремонта, здание является типовой постройкой детского сада и введено в эксплуатацию в 1976 году. Просит постановление отменить.
В судебном заседании Экк Р.Д. подтвердила доводы, указанные в жалобе, пояснив, что здание МОУ «Начальная школа-детский сад» является типовым, введено в эксплуатацию в 1976 году, на него не распространяются требования СНиП, действующих в настоящее время. Кроме того, начальная школа – детский сад является бюджетным учреждением, и согласно смете расходов на 2011 год, на капитальный ремонт здания не выделено средств. Просит постановление отменить.
Инспектор отделения надзорной деятельности Сысольского района Носков А.С. пояснил, что была проведена плановая проверка пожарной безопасности, по результатам которой были выявлены нарушения пожарной безопасности. По результатам проверки им было составлено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч.4 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении постановления он также руководствовался ст. 46 Федерального закона от 27.12.21002 № 184 «О техническом регулировании», из которой следует, что со дня вступления настоящего закона до вступления в силу технических регламентов требования к продукции или связанными с ними процессами проектирования, эксплуатации, установленными нормативными актами Российской Федерации и нормативными документами Федеральных исполнительных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части соответствующим целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Просит постановление о назначении административного наказания оставить в силе.
Исследовав материалы административного дела, заслушав заявителя и должностное лицо, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме: проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что (дата) и.о. начальника ОНД Сысольского района было вынесено распоряжение о проведении плановой проверки в отношении МОУ «Начальная школа-детский сад» с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № от (дата), согласно которому установлены нарушения требований пожарной безопасности – нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97, а именно ширина эвакуационных выходов из помещений детского сада менее 1,2 м.
(дата) инспектором ОНД Сысольского района Носковым А.С. вынесено постановление № о назначении наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Экк Р.Д. на основании приказа Отдела образования МР «Сысольский» №-к от (дата) назначена на должность директора начальной школы-детского сада с (дата), в настоящее время работает в указанной должности.
Суд не принимает доводы Экк Р.Д. о том, что МОУ «Начальная школа –детский сад» не выделено из бюджета средств на капитальный ремонт. Из материалов дела следует, что общеобразовательное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно уставу учреждение имеет самостоятельный баланс, сметы расходов и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Таким образом директор начальной школы –детский сад Экк Р.Д. является лицом ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности, а значит субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Последовательность, сроки действий и полномочия должностных лиц по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент).
В соответствии с приказом МЧС Российской Федерации N 68 от 06.02.2006 "Об утверждении перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Таким образом, судом установлено, что протокол № от (дата), а также постановление № от (дата) в отношении директора МОУ «Начальная школа –детский сад» Экк Р.Д. вынесено уполномоченным на то лицом.
Согласно подпункту 5 пункта 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему иные органы, в частности Государственную противопожарную службу (пункт 3 названного Положения).
В пункте 4 Регламента установлено, что проверкам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности (далее - проверки) подлежат продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество) (далее - объекты защиты) и территории, к которым установлены или должны быть установлены обязательные требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (далее - объекты надзора).
Подпунктом 2 пункта 70 Регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны), в том числе, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению и пересмотру дел об административных правонарушениях регламентирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.1.1 ч.1 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, если при проведении обследований подконтрольных объектов надзора в соответствии с установленными задачами и функциями инспекторы противопожарной службы (ОГПН) выявят нарушения требований пожарной безопасности, они вправе привлечь виновных лиц к административной ответственности и выдать им обязательные для исполнения предписания.
Из материалов дела следует, что поводом для составления протокола № об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение государственным инспектором по пожарному надзору нарушений требований пожарной безопасности, допущенных директором МОУ «Начальная школа-детский сад» - нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97, а именно ширина эвакуационных выходов из помещения детского сада менее 1,2 м.
Согласно требованиям п. 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м- из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной безопасности, за исключением класса Ф 1.3 – более 50 человек, 08 м. во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно СНиП 21-01-97– детские дошкольные учреждения, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений относятся к помещениям класса Ф 1.1. Согласно паспорта бюджетного учреждения МОУ «Начальная школа-детский сад» число эвакуирующихся из здания на момент проверки составляло более 15 человек.
Также согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Судом установлено, что проверка МОУ «Начальная школа-детский сад» - проведена в целях контроля исполнения правил пожарной безопасности.
Судом установлено несоответствие порядка проведения проверки требованиям закона, поскольку в нарушение требований ст. 29.10 КоАП РФ в протоколе № об административном правонарушении и постановлении № о назначении административного наказания выводы проверяющего инспектора относительно несоответствия ширины эвакуационного выхода требованиям п. 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), п. 6.16 строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97) ничем не обоснованы, не указаны размеры эвакуационных выходов, их количество и местонахождение. Эти параметры отсутствуют и в акте проверки от (дата).
Судом установлено, что согласно паспорта бюджетного учреждения МОУ «Начальная школа - детский сад» , год ввода в эксплуатацию здания – 1976 год.
В соответствии с п.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На объекты согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", запроектированные и построенные до 1 мая 2009 года, применяются нормы, действовавшие на тот момент.
Согласно письма Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.07. 2011 № 19-1-2086 « О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНИП» при рассмотрении нарушений строительных норм и правил, непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действующим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяется, таким образом судом установлено, что при проверки пожарной безопасности инспектором ОДН ссылка на требование СНиП 21-01-97 не законна.
Судом установлена и несостоятельность ссылки инспектора отделения надзорной деятельности Сысольского района Носкова А.С. на требования ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», так как второй абзац вышеуказанного закона, на который ссылается инспектор, введен Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, а, следовательно, норма неприменима.
На основании изложенного, суд считает, что действия должностного лица Отдела по проверке соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации заявителем помещения проведены с существенными нарушениями проверяющим требований Федерального закона N 294-ФЗ и КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вменение Экк Р.Д. нарушения, предусмотренного п. 6.16 СНиП 21-01-97, а именно: ширина эвакуационных выходов из помещения детского сада, является не обоснованным и не основанным на законе, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Экк Р.Д. состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, поскольку в действиях Экк Р.Д. отсутствует состав административного правонарушения, постановление инспектора ОНД Сысольского по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу -прекращению.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Экк Р.Д. удовлетворить.
Постановление инспектора ОНД Сысольского района № от (дата) о привлечении Экк Р.Д. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - подпись.
Копия верна: судья - Г.Д. Фомина