К делу №12-47/2022 (12-1021/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 января 2022 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе
председательствующего судьи Медоевой Е.Н.,
при секретаре Бесчастном А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» на постановление Северо-Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.05.2021г. № 076-987-27 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора АО «АТЭК» ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
первоначально АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с жалобой на постановление Северо-Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.05.2021г. № 076-987-27 по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора АО «АТЭК» ФИО4
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2021г. административное дело направлено в Краснодарский краевой суд для направления его в суд общей юрисдикции по подсудности.
Краснодарским краевым судом настоящее дело направлено для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Краснодара.
Определением Октябрьского районного суда города Краснодара от 09.11.2021 г. административное дело передано по подведомственности в Первомайский районный суд г. Краснодара.
В обосновании требований указано, что 14.05.2021 г. Северо-Кавказским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатом рассмотрения заявления АО «НЭСК» о возбуждении в отношении директора АО «АТЭК» ФИО4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9. 22 КоАП РФ, было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «НЭСК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное, в обоснование которой указало, что между АО «НЭСК» и АО «АТЭК» заключен ряд договоров энергоснабжения № 1468, 1201, 10239, 2000, 24908, в отношении указанных в них точек поставки электроэнергии.
АО «АТЭК» является гарантирующим поставщиком тепловой энергии на территории Краснодарского края и использует в своей деятельности объекты инфраструктуры, задействованные в теплоснабжении и горячем водоснабжении потребителей (котельные, центральные тепловые пункты, бройлерные и т.д.).
По причине образования задолженности перед АО «НЭСК» в отношении АО «АТЭК» была инициирована процедура ограничения режима электропотребления и направлены уведомления об ограничении режима электропотребления от 09.11.2020г. № 6683, 6678, 6679, 6677, 6667. Однако до даты, указанной в уведомлениях, АО «АТЭК» не устранил основания для введения ограничения, не предоставил в адрес АО «НЭСК» утвержденный План, а также не выполнил требования по установке за свой счет автономных источников питания. Более того, потребитель продолжил потреблять электроэнергию в прежнем объеме, что подтверждается показаниями приборов учета, переданными потребителем.
Невыполнение потребителем мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Наличие события правонарушения выражается в невыполнении потребителем мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно в ненаправлении в адрес АО «НЭСК» уведомления о готовности к введению полного ограничения режима электропотребления.
Отказывая АО «НЭСК» постановлением, административный орган указал, что на определение от 14.04.2021г. об истребовании сведений необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного на основании заявления АО «НЭСК», в отношении АО «АТЭК», по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, АО «НЭСК» представило ответ, не содержащий ряд сведений.
Заявитель полагает, что данный довод административного органа противоречит фактическим обстоятельствам дела, полагает, что управлением неверно истолкованы нормы права, а также не применен закон, подлежащий применению, что привело к вынесению незаконного решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В судебном заседании представитель генерального директора АО «АТЭК» ФИО4 – ФИО2, действующая на основании доверенности, просила оставить жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель Северо-Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в его отсутствии.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетике, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработке электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с п.п. 7 и 9 ст. 38 Закона №35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями – участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии установлены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442). Ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из обстоятельств, перечисленных в пункте 2 Правил № 442, в частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (подпункт «б»).
Как следует из материалов дела, на основании заявления, поступившего от АО «НЭСК», 14.04.2021г., возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФИО4 – директора АО «АТЭК».
14.05.2021г. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО «АТЭК» ФИО4
Основанием вынесения оспариваемого постановления послужило то, что АО «НЭСК» не соблюдён алгоритм действий, закрепленных действующим законодательством, нарушение которого ведет к неправомерности действий энергоснабжающей организации, инициировавшей начало процедуры введения режима ограничения подачи электроэнергии.
АО «НЭСК» при введении процедуры ограничения режима потребления электрической энергии не соблюден алгоритм действий, закрепленных Правилами №442.
Суд, исследовав доводы жалобы, находит их безосновательными ввиду следующего.
Согласно требованиям Правил «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 обязательным до введения режима отключения является направление уведомления потребителю о введении ограничения режима потребления. В уведомлении о введении ограничения режима потребления должна содержатся следующая информация: дата введения полного ограничения режима потребления и уровень до которого исполнитель обязан ввести ограничение режима потребления - если введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению подачи электрической энергии иным потребителям.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу статьи 3 Федерального Закона «Об электроэнергетике» №35-Ф3 от 26.03.2003 субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли- продажи электрической энергии и мощности.
В пункте 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии; меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Такой порядок установлен в Правилах № 442.
В соответствии с абзацем 1 подпункта "б" пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в связи с неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В силу пункта 54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Минэнерго России от 06.06.2013 N 290 аварийной броней является минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения. Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии) (пункт 55 Правил № 290).
В соответствии с пунктом 14 (2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потреблении электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам № 442 составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
Согласно пункту 31 (4) Правил № 861 потребитель, указанный в пункте 31 (1) данных правил (относящийся к категориям потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям) составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Из приведенных норм следует, что возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения допускается лишь частично до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности. Энергоснабжающая организация обязана до введения ограничения энергопотребления на такие объекты согласовать уровень аварийной брони с исполнителем (сетевой организацией). В отсутствие согласованной величины аварийной брони по усмотрению энергоснабжающей организации невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя. Размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов на предприятии, может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.
На основании пункта 2 приложения к Правилам № 442 к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в отношении этих объектов.
АО «АТЭК» осуществляет централизованное теплоснабжение, горячее водоснабжение абонентов, следовательно, в отношении АО «АТЭК» необходимо осуществлять особый порядок ввода режима ограничения электроснобжения.
АО «НЭСК» направило в адрес АО «АТЭК» уведомление, содержание которого не в полной мере соответствует п. 16(1) Правил № 442.
Согласно п. 8 (2) Правил № 442 уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8 (1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:
а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и(или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровне аварийной брони;
в) информация, о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Из изложенного следует, что при составлении и направлении уведомления в соответствии с п. 16(1) Правил № 442 АО «НЭСК» обязан был в уведомлении указать уровень аварийной брони объектов АО «АТЭК», задействованных в процессе централизованной поставки ресурса, однако АО «НЭСК» ни в одном из своих уведомлений не указывает на уровень аварийной брони ни одного из объектов АО «АТЭК», что само по себе свидетельствует о нарушении АО «НЭСК» процедуры ввода режима ограничения электроснабжения.
Согласно п. 16 (1) Правил № 442 потребитель (в данном случае АО «АТЭК») обязан представить в 3-х дневный срок план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления. Однако, течение 3-х дневного срока обусловлено наступлением одного из двух событий: после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони; после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони)
АО «НЭСК» ни ограничивало поставку электрической энергии, в том числе до уровня аварийной брони, ни уведомляло АО «АТЭК» о намеренье ввести частичное ограничение поставки электроэнергии, если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони.
Исходя из изложенного течение 3-х дневного срока, установленного п. 16 (1) Правил № 442 не началось до настоящего момента, а, следовательно, в действиях АО «АТЭК» отсутствует состав административного правонарушении.
Ввиду изложенного АО «АТЭК» не должно было ни направлять в АО «НЭСК» план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, ни выполнять иных мер по подготовке своих объектов к отключению от электрической сети.
Кроме этого, уведомление от 28.12.2020 направленное АО «НЭСК» в адрес АО «АТЭК» в нарушении п.п. «а» пункта 10 Правил №442, является приложением к письму от 28.12.2020, а также не содержит описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более, в нарушении п.п. «б» пункта 8.1 Правил №442.
Также АО «НЭСК» в нарушении п. б и в. п. 10 Правил 442 не исполнил обязанность по уведомлению исполнителя (субисполнителя) о необходимости введения ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
С учетом изложенного у управления отсутствовали правовые основания для привлечения должностного лица ФИО4 – директора АО «АТЭК» к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела не установлено.
Доказательства, положенные должностным лицом в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает постановление законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, выводы должностного лица обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенноее, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление от 14.05.2021г. № 085-987-27 является законным и обоснованным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что органом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Северо-Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.05.2021 г. № 076-987-27 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора АО «АТЭК» ФИО4, оставить без изменения, жалобу АО «НЭСК» без удовлетворения.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодара Е.Н. Медоева