Дело № 12-102/2018 г.
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2018 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием ректора Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов ФИО1, представителей данной Организации ФИО2, действующего по доверенности от 13 сентября 2018 года, ФИО3, действующей по доверенности от 20 августа 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов на постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 августа 2018 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации- руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № от 15 мая 2018 года в отношении Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов (далее Институт христиан-баптистов, Религиозная образовательная организация, Институт) была назначена проверка в целях осуществления контроля за соблюдением Религиозной образовательной организацией лицензионных требований в осуществлении образовательной деятельности (л.д. 141-146, т.2).
По результатам проведенной проверки 28 июня 2018 года был составлен Акт №/Л/З, из которого следует, что в Религиозной образовательной организации выявлены нарушения обязательных требований, в том числе:
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № (далее Положение о лицензировании), - у лицензиата отсутствовали разработанные и утвержденные образовательные программы подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2015 №, серия №№;
- в нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2015 №, серия №№;
- в нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствуют безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2015 №, серия №№.
На основании Акта №/Л/З и материалов проверки главным специалистом-экспертом отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ФИО4 в отношении Института христиан-баптистов 28 июня 2018 года был составлен протокол № АП-№/Л/З-3/19.20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому данная Религиозная образовательная организация допустила грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, выразившиеся в нарушении Организацией требований подпунктов «г», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № и отсутствии у лицензиата: разработанных и утвержденных образовательных программ подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2015 №, серия №№; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, использующегося для осуществления образовательной деятельности (санитарно-эпидемиологическое заключение не переоформлено в связи с изменением наименования образовательной организации (пункт 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года №)); отсутствии безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (отсутствует заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности) ( т.1, л.д. 4-7 ).
Постановлением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 августа 2018 года Религиозная духовная образовательная организация высшего образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Религиозная образовательная организация признана виновной в том, что 28 июня 2018 года в 11 часов 00 минут по адресу: <...>, в результате проведенной Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проверки, в ее деятельности были выявлены следующие нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией):
- подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №, выразившееся в отсутствие у лицензиата разработанных и утвержденных образовательных программ подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08 июля 2015 года №, серии №№ (отсутствуют компоненты образовательной программы - рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методические материалы, оценочные средства (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»);
- подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании, выразившееся в отсутствии у Религиозной образовательной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08 июля 2015 года №, серия №№ (санитарно-эпидемиологическое заключение не переоформлено в связи с изменением наименования образовательной организации (пункт 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 №));
- подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании, выразившееся в отсутствии у Религиозной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08 июля 2015 года №, серия №№ (отсутствует заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности).
Указанные обстоятельства на основании пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № судьей были признаны грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Копия постановления судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 августа 2018 года была вручена Религиозной организации 08 сентября 2018 года (т.1 л.д.117).
Как указано в жалобе, административный орган и судья, рассмотревший дело об административном правонарушении по первой инстанции, неправильно определили статус Института христиан-баптистов как образовательного учреждения, что привело к неверному установлению спорных правоотношений и неправильному применению норм материального закона, без учета того, что Институт является религиозной духовной образовательной организацией высшего образования, реализующей самостоятельные образовательные программы, утверждаемые религиозной конфессией и направленные на подготовку только служителей и религиозного персонала религиозных организаций данного вероисповедания. Институт не реализует программы по Федеральным государственным образовательным стандартам и проходит государственную аккредитацию, осуществляя образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность. Прошедшим обучение в Институте не выдают дипломы государственного образца, они получают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается организацией.
При этих обстоятельствах, считает заявитель, вывод административного органа в протоколе об административном правонарушении и судьи в обжалуемом постановлении о допущении Религиозной организацией нарушения подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившейся в отсутствии у Института разработанных и утвержденных образовательных программ подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08 июля 2015 года №, серии №№, по мотиву отсутствия в образовательных Программах Института, предусмотренных пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» компонентов: рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов, оценочных средств, несостоятелен, поскольку в силу пункта 9 статьи 2 указанного Федерального закона образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и такие программы, принятые и утвержденные в установленном порядке, у Института имеются. Что касается компонентов образовательных программ в виде рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов, оценочных средств, то указанные компоненты требуются только в отношении образовательных программ, строящихся в соответствии с Федеральными государственными стандартами, а Институт не осуществляет и никогда не осуществлял реализацию образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными стандартами. Лицензия Института на ведение образовательной деятельности не предусматривает реализацию образовательных программ Института по этим Стандартам.
Кроме того, считает заявитель, состав административного правонарушения создает само отсутствие у образовательного учреждения образовательной программы, а не отсутствие каких-либо компонентов этой программы.
Необоснованным считает заявитель жалобы выводы административного органа в протоколе об административном правонарушении и судьи в обжалуемом постановлении о совершении Религиозной образовательной организацией нарушения подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании, выразившегося в отсутствии у Религиозной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, по мотиву непереоформления имеющегося у Института санитарно-эпидемиологического заключения в связи с изменением наименования образовательной организации. Ссылаясь на то, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи о привлечении Института к административной ответственности нет ссылки на нормы закона, устанавливающие сроки для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения в связи с изменением наименования организации и предусматривающие санкции за нарушение таких сроков, а также устанавливающие недействительность выданного ранее санитарно-эпидемиологического заключения при изменении наименования организации, заявитель жалобы полагает, что санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность выдается один раз, действует бессрочно и является действительным документом, независимо от того, были ли внесены изменения в наименование организации, получившие ее, или нет. Обращение организации сменившей наименование за переоформлением санитарно-эпидемиологического заключения с новым наименованием осуществляется организацией без установления каких-либо сроков, считает заявитель, в силу чего, по его мнению, событие административного правонарушения о совершении Религиозной организацией нарушения подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности отсутствует.
Необоснован, считает заявитель, и вывод административного органа и судьи о совершении Институтом нарушения требований подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании, выразившегося в отсутствии у лицензиата безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, в силу отсутствия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, ссылаясь на то, что Институт имеет в наличии Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, выданное Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по КБР за № от 19 декабря 2012 года, которое и было предъявлено в судебное заседание.
Как указано в жалобе, данное заключение, как и санитарно-эпидемиологическое, является бессрочным и выдается один раз в соответствии с Порядком выдачи заключения определённым в Приказе МЧС РФ от 28.06.2012 №. Данный Приказ не предусматривает срок действия заключения.
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило в Суд письмо о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя данного Управления.
В судебном заседании представители Религиозной образовательной организации ФИО1, ФИО2 и ФИО3 поддержали жалобу по изложенным в ней доводам и просили ее удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей Религиозной образовательной организации, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу примечания к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В силу подпункта «а» статьи 9 данного Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
Как следует из пункта 1.1 Устава Института, Религиозная духовная образовательная организация высшего образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов является религиозной, духовно-образовательной организацией, созданной для подготовки служителей и религиозного персонала с высшим образованием для христианских церквей евангельских христиан-баптистов, оказывающей образовательные услуги в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08 июля 2015 года №, серии №№ (т. 1 л.д.79, 81, 159).
Ранее Институт имел наименование - Религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов, которое было изменено по решению учредителя от 21 октября 2014 года на ныне действующее наименование - Религиозная духовная образовательная организация высшего образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов. Сведения об изменении наименования Религиозной организации были внесены в Единый Государственный реестр юридических лиц 19 января 2015 года (т.1, л.д. 8-15, 158).
Как установлено по делу, Приказом Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации - руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № от 15 мая 2018 года в отношении Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов была назначена проверка соблюдения Религиозной образовательной организацией лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
По результатам проведенной проверки 28 июня 2018 года был составлен Акт №/Л/З, из которого следует, что в Религиозной образовательной организации выявлены нарушения обязательных лицензионных требований, в том числе нарушения требований подпунктов «г», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
На основании Акта №/Л/З и материалов проверки главным специалистом – экспертом отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ФИО4 в отношении Института христиан – баптистов 28 июня 2018 года был составлен протокол № АП-196/Л/З-3/19.20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации, согласно которому данная Религиозная образовательная организация допустила грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, выразившиеся в нарушении Организацией требований подпунктов «г», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в силу: отсутствия у лицензиата разработанных и утвержденных надлежащим образом образовательных программ подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2015 №, серия №№ с разработкой рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов, оценочных средств; отсутствия у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, использующегося для осуществления образовательной деятельности из-за несоблюдения Институтом пункта 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224 и непереоформлением санитарно-эпидемиологического заключения в связи с изменением наименования Религиозной организации; отсутствия у лицензиата безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что подтверждается отсутствием заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Факт нарушения Институтом христиан-баптистов лицензионных требований подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №АП-196/Л/З-3/19.20 (т.1, л.д. 4-7), Приказом Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации- руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № от 15 мая 2018 года о назначении в отношении Института плановой выездной проверки (т.1, л.д.25-31), уведомлением руководства Института 20 июня 2018 года о начале выездной плановой проверки с 27 июня 2018 года (т.2, л.д. 137-138), Актом проверки №/Л/З 28 июня 2018 года (т.1, л.д. 145-150), предписанием об устранении нарушений от 28 июня 2018 года (т.2, л.д. 167-168), экспертным заключением от 28 июня 2018 года и иными материалами дела (т.2, л.д. 148-155).
Указанные доказательства получили оценку суда первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы судьи о том, что Религиозная образовательная организация допустила грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, выразившиеся в несоблюдении Организацией требований подпунктов «г», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в силу: отсутствия у лицензиата разработанных и утвержденных надлежащим образом образовательных программ подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций с рабочими программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методическими материалами, оценочными средствами; отсутствия у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, использующегося для осуществления образовательной деятельности из-за несоблюдения Институтом требований пункта 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224 и непереоформлением санитарно-эпидемиологического заключения в связи с изменением наименования Религиозной организации; отсутствия у лицензиата безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и отсутствием заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, выданного с соблюдением установленных в законе требований, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении положений закона, регулирующего лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности.
Довод жалобы о том, что Институт не реализует программы по Федеральным государственным образовательным стандартам и что в имеющихся у Института образовательных Программах не должны быть компоненты: рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методические материалы, оценочные средства,поскольку в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании») указанные компоненты требуются только в отношении образовательных программам, строящихся в соответствии с Федеральными государственными стандартами, основаны на ошибочном толковании закона.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона «Об образовании» образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ. Согласно пункту 9 данной нормы, образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании» образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов. Причем, требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Вместе с тем, самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования в силу пункта 10 статьи 11 Федерального закона «Об образовании» вправе:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
-образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, Перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. N 1332 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования".
Институт христиан-баптистов в указанный Перечень не включен, в силу чего на основании пункта 9 статьи 12 Федерального закона «Об образовании» образовательные программы Института могли быть разработаны самостоятельно и утверждены Религиозной организацией только в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Из материалов дела следует, что к моменту проведения проверки к 27 июня 2018 года Религиозная организация располагала санитарно-эпидемиологическим заключением № №, выданным 06 октября 2008 года Религиозной организации- учреждению профессионального религиозного образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов (т.1, л.д.86).
Довод жалобы о том, что указанное Заключение действительно и действует бессрочно, также основан на ошибочном толковании норм права, регулирующих порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
На основании подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании, лицензиат должен иметь в наличии согласно с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе, требования статьи 17 данного Федерального закона, а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Как установлено по делу санитарно-эпидемиологическое заключение № № выданное 06 октября 2008 года правопредшественнику Института, не было переоформлено в связи с изменением наименования юридического лица в декабре 2014 года. Указанное нарушение отражено в Акте проверки №/Л/3. Доводы жалобы Института об отсутствии обязанности переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение, которым удостоверено, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для образовательной деятельности соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, ошибочны и противоречат положениям Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224.
Согласно пункту 10 данного Порядка, санитарно-эпидемиологические заключения для осуществления образовательной деятельности подлежат переоформлению, в том числе в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица на основании заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения. При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.
В данном случае, как указано выше, наименование Организации изменилось в январе 2015 года и осуществление образовательной деятельности при отсутствии переоформленного санитарно-эпидемиологического заключения в связи с этим изменением наименования не отвечает требованиям подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
В соответствии с пунктами 5 и 27 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, предметом федерального государственного пожарного надзора является, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности. Исполнение данной государственной функции включает в себя административные процедуры, в том числе обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии с приложением №3 к настоящему Административному регламенту, на основании которого органом Государственного пожарного надзора делается вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В соответствии с подпунктом 5 пункта 13 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является, в том числе заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07 декабря 2017 года N 1197 при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица уполномоченного органа имеют право, в том числе запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, находящиеся в распоряжении МЧС России.
Таким образом, для получения лицензии требуется заключение органа пожарного надзора, выдаваемого на основании акта обследования. Именно наличие такого заключения может служить основанием для выдачи или для отказа в выдаче соответствующей лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае изменения наименования юридического лица лицензия подлежит переоформлению.
При этих обстоятельствах, установив, что к 27 июня 2018 года Институт христиан-баптистов располагал только Заключением № о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, выданным 19 декабря 2012 года на имя уже не существующей Религиозной организации - учреждение профессионального религиозного образования Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов, суд первой инстанции правомерно признал действия Института не соответствующими требованиям подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Религиозной образовательной организации и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности Религиозной организации в его совершении.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта. В целом доводы поданной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали изложенные в постановлении судьи выводы. Они основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основаниями для отмены постановления судьи районного суда.
Административное наказание назначено судом Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов в пределах санкции части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 данного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судьяВерховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов оставить без изменения, а жалобу Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Северо-Кавказского Библейского Института евангельских христиан-баптистов - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева