Дело №12-102/2018 РЕШЕНИЕ пгт.Ольга 28 августа 2018 года Судья Ольгинского районного суда Приморского края Патлай И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Морозовой М.А. на постановление начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: Постановлением начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июля 2018 года должностное лицо – директор МКОУ «СОШ п.Ольга» Морозова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушение срока оплаты работ при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением Морозова М.А. подала жалобу, в которой просит суд постановление от 16 июля 2018 года № отменить, административное производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, ссылаясь на нормы законодательства, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. В мотивировочной части постановления указывается, что муниципальным контрактом предусмотрены работы по проведению аварийно-восстановительных работ в рамках ликвидации ЧС, описаны действия администрации района, однако надлежащая правовая оценка не дана. Также не взят во внимание тот факт, что в ситуации Чрезвычайной ситуации в соответствиями с полномочиями муниципального района все решения принимались на уровне администрации Ольгинского муниципального района. При вынесении решения абсолютно проигнорирован факт объявления чрезвычайной ситуации, в условиях которого координирующим органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории района является комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, что установлено ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера». Руководитель образовательной организации отвечает по Уставу за организацию образовательного процесса и в условиях ЧС, не принимает мер к согласованной ликвидации последствий, все сметы и проекты муниципальных контрактов разрабатывались Учредителем, привлекаемое лицо выполняла решения принимаемые на уровне администрации района, принимаемые решения с ней не согласовывались. Аварийно-восстановительные работы требовалось выполнить оперативно, учитывая погодные условия (ожидался очередной сильный ветер, который мог причинить больший ущерб, при аномально низких температурах), но действия руководителя не были рассмотрены в применением ст.2.7 КоАП РФ (условия крайней необходимости). В материалах дела имеются документы, доказывающие, что за период действия контракта от 15 января 2018 года №5 на выполнение аварийно-восстановительных работ в рамках ликвидации последствий ЧС, заключенного с единственным поставщиком <данные изъяты> переведено и оплачено: 25 января 2018 года – авансовый платёж в размере 54 027,78 руб. за счет средств местного бюджета; 17 апреля 2018 года – 291 934 рублей – оплата за счет средств краевого бюджета. Других средств на оплату указанного контракта не поступало, доходов от внебюджетной деятельности организация не имеет. Все указанные платежи поставщику направлены вовремя. В материалах дела имеются копии платёжных документов и справки это подтверждающие. В судебном заседании должностное лицо Морозова М.А., доводы, изложенные в жалобе поддержала. Просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, так как в ее действиях отсутствует состав правонарушения. Представитель административного органа – Отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в судебное заседание не явился. В судебном заседании старший помощник прокурора Резанов Е.Д. с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). В силу статьи 7 указанного Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» разработанная расчетно-сметная документация в обязательном порядке подлежит прохождению процедуры оценки достоверности сметной стоимости в органе государственной экспертизы. Согласно пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаи закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона. Из материалов дела следует, что прокуратурой Ольгинского района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактам. 15 января 2018 года на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе МКОУ «СОШ п.Ольга» заключен муниципальный контракт с ООО <данные изъяты> на выполнение аварийно-восстановительных работ по восстановлению части кровли объекта социальной сферы: здания МКОУ «СОШ п.Ольга» по <адрес>, на сумму 509696 рублей. Источником финансирования по указанным муниципальным контрактам определены бюджетные ассигнования из бюджета Ольгинского муниципального района и из резервного фонда Администрации Приморского края. Согласно акту обследования здания МКОУ «СОШ п.Ольга» № от 28 декабря 2017 года сумма ущерба в результате повреждения здания в связи с прохождением циклона 26-27 декабря 2017 года над территорией Ольгинского муниципального района составила 509696 рублей. Согласно акту приемки выполненных работ № от 13 февраля 2018 года, справки о стоимости выполненных работ и затрат № от 13 февраля 2018 года, подписанных сторонами стоимость работ составила с учетом НДС 509696 рублей. Работы выполнены полностью и в срок. Распоряжением администрации Ольгинского муниципального района № от 15 января 2018 года из резервного фонда муниципального района выделены 300000 рублей на начало проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах муниципального района, пострадавших в результате циклона 26-27 декабря 2017 года. Согласно платежного поручения № от 25 января 2018г., на счет ООО <данные изъяты> перечислен аванс по муниципальному контракту № от 15 января 2018 года с учетом НДС 54 027,78 рублей. 17 апреля 2018 года на счет ООО «РусСтрой» перечислено по муниципальному контракту № от 15 января 2018 года с учетом НДС 291 934 рублей (платежное поручение № от 17 апреля 2018 года). Распоряжением Администрации Приморского края от 21 марта 2018 года № «О выделении средств из финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края», Ольгинскому муниципальному району из финансового резерва Администрации Приморского края на проведение аварийно-восстановительных работ на кровлях зданий жилого фонда и социальной сферы, пострадавших во время снежного циклона с ураганным ветром 26-27 декабря 2017 года выделены 2609115 рублей. Оспаривая указанное постановление, заявитель указала, что её вина в нарушении сроков оплаты муниципального контракта отсутствует. Суд соглашается с доводами Морозовой М.А. о том, что не взят во внимание тот факт, что при чрезвычайной ситуации, в соответствиями с полномочиями муниципального района все решения принимались на уровне администрации Ольгинского муниципального района. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. В условиях ЧС координирующим органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории района является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, что установлено ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера». При этом руководство по ликвидации последствий возлагается на руководителя группы по ликвидации ЧС и все управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами осуществлялось через комиссию по ЧС при администрации Ольгинского муниципального района, утвержденной постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 27 декабря 2017 года №562 «О мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Олъгинского муниципального района». Административным органом при рассмотрении дела не опровергнут довод заявителя о том, что денежные средства в необходимом объеме выделены не были, в постановлении не содержится суждений относительно доводов привлеченного к ответственности лица о том, что ее вины в нарушении сроков оплаты не имеется, причиной задержки оплаты по муниципальным контрактам, явилось неисполнение бюджетных обязательств администрацией района и администрации Приморского края. Между тем, указанные доводы заслуживают внимания. Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Административный орган не установил, имела ли заявитель, являясь директором МКОУ «СОШ п.Ольга», реальную возможность с учетом сложившейся обстановки, вызванной ЧС, отсутствием своевременного достаточного финансирования, неотложностью аварийно-восстановительных работ, выполнить требования ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 БК РФ). В силу части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Из содержания муниципальных контрактов № 5 от 15 января 2018 года (пункт 2.2) следует, что оплата контракта осуществляется за счет бюджетных ассигнований из местного бюджета и резервного фонда администрации Приморского края, поступивших в бюджет Ольгинского муниципального района. Таким образом, исходя из имеющихся в деле доказательств, судья приходит к выводу, что у заявителя отсутствовала реальная возможность исполнить вышеуказанные требования Закона, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Принимая во внимание вышеизложенное, постановление начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июля 2018 года подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица Морозовой М.А. состава административного правонарушения. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья решил: Постановление начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя Ольгинская школа п.Ольга Ольгинского района» Морозовой М.А., отменить. Производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в административную коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения. Судья И.А. Патлай |