Дело № 12-102/2019 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Инза 4 декабря 2019 года Инзенский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Талягиной Ю.Е., с участием старшего помощника Инзенского межрайонного прокурора Дозорова А.С., заявителя ФИО1, секретаря судебного заседания Зубковой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Деметра» (далее – ООО «Деметра») ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 01.11.2019, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды ФИО2, о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ФИО1, У С Т А Н О В И Л: постановлением заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 01.11.2019 директор ООО «Деметра» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. В вину ФИО1 вменено то, что в период с 23.09.2019 по 30.09.2019 в ходе проведения Инзенской межрайонной прокуратурой Ульяновской области проверки ООО «Деметра», находящегося по адресу: <...>, выявлены нарушения законодательства в области использования недр при добыче подземной воды, а именно статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», выразившиеся в том, что ООО «Деметра» осуществляет функции водоснабжения на территории МО «Инзенское городское поселение», при этом осуществляя добычу недр (подземной питьевой воды) из 10 скважин, находящихся на территории МО «Инзенское городское поселение», не имея лицензии на пользование недрами. Директор ООО «Деметра» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление указав, что используемый ООО «Деметра» участок недр не относится к участкам недр местного значения, следовательно, у Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области отсутствовали полномочия на привлечение ее к административной ответственности. Кроме того, согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.02.2018 № 64 лицензия на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, не относящихся к участкам недр местного значения, относится к компетенции Федерального агентства по недропользованию. В настоящее время ООО «Деметра» направлена заявка в Управление по недропользованию Ульяновской области. Просит постановление № 22-26/19 от 01.11.2019 отменить. Подробно позиция заявителя изложена в жалобе. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала, дополнительно указав, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» срок для получения лицензии на осуществлении данной деятельностью не истек, так как согласно данной норме для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с осуществлением водоснабжения и водоотведения, установлен срок в три месяца со дня заключения договора аренды, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административном правонарушении, – заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебное заседание не явился. Просит рассмотреть жалобу без своего участия. Суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 в отсутствие неявившегося лица. Заслушав заявителя ФИО1, старшего помощника прокурора Дозорова А.С., полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ. Статьей 11 вышеназванного Закона установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами без соответствующего разрешения (лицензии). Как усматривается из материалов дела, ООО «Деметра» осуществляет деятельность по предоставлению потребителям коммунальной услуги водоснабжения на территории Инзенского городского поселения и Сюксюмского сельского поселения Инзенского района в соответствии с постановлением Главы Администрации МО «Инзенский район» от 25.06.2019 №№ 637 «О предоставлении муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Деметра»» и договора аренды объектов водоснабжения, водоотведения от 29.08.2019, заключенного между Администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области и ООО «Деметра». Объекты водоснабжения и водоотведения с 29.08.2019 переданы во временное пользование ООО «Деметра» в целях осуществления указанной деятельности на срок одиннадцать месяцев. Основанием для привлечения директора ООО «Деметра» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ послужил выявленный в ходе проведения Инзенской межрайонной прокуратурой Ульяновской области проверки факт добычи недр (питьевой воды) из 10 скважин, находящихся на территории МО «Инзенское городское поселение» юридическим лицом в целях питьевого водоснабжения населения без лицензии на право пользования недрами. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: решением о проведении проверки от 23.09.2019; актом проведенной проверки от 30.09.2019; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2019; письменными объяснениями директора ООО «Деметра» ФИО1 от 09.10.2019; постановлением Главы администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 25.06.2019 № 637 «О предоставлении муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Деметра»»; договором аренды объектов водоснабжения, водоотведения от 29.08.2019; а также заявлением ООО «Деметра» об оформлении и регистрации лицензии на пользование недрами и иными доказательствами. Факт осуществления забора воды из спорной скважины без лицензии не оспаривается заявителем. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица. Согласно приказу от ... ФИО1 вступила в должность директора ООО «Деметра» ... и в ее обязанности, согласно пункту 12.28 раздела 12 Устава ООО «Деметра», входит руководство деятельностью ООО «Деметра». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что директор ООО «Деметра» ФИО1 обязана была своевременно принять меры к получению в установленном порядке лицензии на пользование недрами. Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает. При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения ФИО1, как должностным лицом, законодательства о лицензировании и недропользованию, а равно принятие указанным лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ФИО1 в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих принятие ФИО1 всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено. Оснований полагать, что реальная возможность получения в установленном порядке лицензии на пользование недрами либо возможность принятия всех зависящих мер, направленных на соблюдение действующего законодательства, недопущение совершения правонарушения, отсутствовала, не имеется. На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что должностное лицо ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Выводы должностного лица о виновности ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется. Довод заявителя о том, что срок для получения лицензии, установленный пунктом 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не истек и данная норма обязывает получить лицензию только организации, заключившие договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм. Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о недрах, как общество, так и его руководитель, должны были не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства о недрах, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния в той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона. Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено не уполномоченным органом – в лице Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, являются несостоятельными. Глава 23 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности частями 1 и 2 статьи 23.22 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а от их имени, в пределах своих полномочий – главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители. Между тем, статья 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не содержит такого условия как осуществление фиксации участка в перечне недр местного значения для применения к нему положений данного закона. В свою очередь, спорный участок не включен в перечень недр федерального значения, в связи с чем Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области располагает полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении участка недр местного значения. Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л: постановление заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 01.11.2019 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Деметра» оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Ю.Е. Талягина |