Мировой судья: Пустовойтова Н.В. № 12-102/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении г.Дальнегорск 15.10.2019 Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Гуцалов И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому городскому округу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 19.07.2019 о прекращение производства по делу в отношении должностного лица – генерального директора ООО Гостиница «Дальнегорск» ФИО2, привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: По постановлению мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 19.07.2019 в отношении должностного лица – генерального директора ООО Гостиница «Дальнегорск» ФИО2 производство по делу об административном правонарушении по ст.15.33.2 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому городскому округу ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой указал, что в соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15 числа месяца следующего за отчётным периодом - месяцем, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) следующие сведения, предусмотренные данным Федеральным законом: 1) страховой номер индивидуального страхового счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика. Представление указанных сведений страхователями осуществляется по форме «Сведения о застрахованных лицах», утверждённой постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее форма СЗВ-М), (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41142). Материалами административного дела подтверждено, что являясь генеральным директором ООО Гостиница «Дальнегорск» ФИО2 представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за август 2018 года в неполном виде. Дополняющая форма СЗВ-М за август 2018 года представлена 22.02.2019, вместо до 15.09.2018. Факт нарушения установлен судьёй, что отражено в постановлении. Однако суд пришёл к выводу о наличии достаточных правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении генерального директора «Гостиница «Дальнегорск» ФИО2, поскольку страхователь реализовал своё право на исправление представленных неполных сведений. Управление ПФР не может согласиться с данным выводом суда в связи со следующим. В соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от <дата>N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата>N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. По результатам проверки выявлено, что представленные сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении застрахованного лица А., не отражены в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ сведениях о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), то есть представлены на данное застрахованное лицо впервые и не являются уточнением (исправлением) ранее представленных и принятых сведений по данным застрахованным лицам. Кроме того, в Постановлении Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 80-АД19-2 указано на то, что признание арбитражными судами незаконной наложенной на учреждение финансовой санкции (со ссылками на приведенные положения пунктов 37, 39 названной выше Инструкции) не свидетельствует о необоснованности привлечения к административной ответственности на основании статьи 15.33.2 КоАП РФ должностное лицо, своевременно не исполнившего предусмотренную пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО3», наряду с закреплёнными в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учёта, статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учёте срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учёта, а равно их представление в неполном объёме или в искажённом виде. Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учёта на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом. Просит постановление по делу № 5-504/2019 отменить и возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье. В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по ДГО ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объёме. В судебное заседание привлекаемое лицо ФИО2 не явился, лично уведомлён о дате судебного заседания, 14.10.2019 от ФИО2 поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он указал, что 10.09.2018 ООО «Гостиница «Дальнегорск» подало сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М исх. отчётный период 8 календарного года 2018 в Государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края. 22.02.2019 ООО «Гостиница «Дальнегорск» выявила ошибку и подала уточнённые сведения о застрахованных лицах Формы СЗВ-М доп. Не обращая на это внимание, ГУ УПФ РФ по ДГО ПК составило 06.03.2019 Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 03 5 S18190004166. 09.04.2019 на основании данного Акта ГУ УПФ РФ по ДГО ПК было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 035S19190005642, в котором, руководствуясь ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» принято решение о привлечении к ответственности ООО «Гостиница «Дальнегорск» за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2-2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и наложении финансовой санкции в размере 500 руб. Согласно п.2.2 принятому решению сказано о внесении необходимых исправлений в документы кадрового учёта и представлении уточнённых (исправленных) сведений в территориальный орган ПФР. Однако уточнённые сведения были поданы 22.02.2019, что существенно раньше даты составления Акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. 21.03.2019 им было получено уведомление о составлении протокола об административном нарушении б/н от ГУ УПФ РФ по ДГО ПК, в котором сообщалось о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица страхователя генерального директора ООО «Гостиница «Дальнегорск» по факту представления в территориальный орган ПФР сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта по форме СЗВ-М за август 2018 г. с нарушением сроков, установленных ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. 06.05.2019 был составлен Протокол об административном правонарушении № 72 по ст.15.33.2 КоАП РФ. Отмечает, что мнение чиновников противоречит сложившейся судебной практике. Так, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2018 по делу № А07-16149/2017, где рассматривалось, будет ли штраф за дополняющую форму СЗВ-М, суд встал на сторону предпринимателя и отказался назначить штраф за подачу дополняющих данных с опозданием. Судьи подчеркивают, что по закону санкции грозят страхователям в том случае, если неполные или недостоверные данные обнаружены при проверке. Но наказывать за добровольное выявление и исправление ошибок недопустимо. Кроме того, дополняющая СЗВ-М без штрафа может быть сдана, если работодатель уточнил (исправил) ранее поданные сведения на работников в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. В постановлении суда также подчеркивается, что вина страхователя во вменённом нарушении отсутствует «вследствие самостоятельного устранения ошибки в предоставленных сведениях». С данной позицией соглашается и Верховный суд. Рассматривая дело № А73-910/2017, судьи обратили внимание на несколько моментов. Во- первых, предприниматель выявил нарушение самостоятельно, а значит его надо рассматривать как добропорядочного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, законом не установлен срок, в течении которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту предоставленных сведений, прежде чем нарушение обнаружит ПФР. Поэтому наказание за предоставление в Пенсионный фонд достоверных сведений пусть и дополнительных и после установленного срока - это формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, что является недопустимым, акцентирует свою позицию ВС РФ. По закону за нарушение сроков подачи формы СЗВ-М страхователям грозит штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Это предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Вместе с тем наказание за это правонарушение прописано и в ст.15.33.2 КоАП РФ, за него должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. Конституционный суд указал, что за одно и то же правонарушение нельзя привлекать к ответственности дважды. В Постановлении от 04.02.2019 № 8-П сказано, что ст.15.33.2 КоАП признана не соответствующей Конституции РФ и подлежит пересмотру. Когда именно законодатели исправят кодекс сказать сложно, но работодатели должны знать, что фактически КС РФ запретил штрафовать их по ст.15.33.2 КоАП РФ. Считает, что в данном случае его привлечение к административной ответственности как генерального директора ООО «Гостиницы «Дальнегорск», является повторным за одно и тоже правонарушение. На основании изложенного просит оставить в силе постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска от 19.07.2019. Просит дело рассмотреть в его отсутствие в связи с выездом. Выслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы и возражения на жалобу, а также материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу. На основании ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. Административная ответственность по ст.15.33.2 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искажённом виде, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёхсот до пятисот рублей. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Гостиница «Дальнегорск» ФИО2 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения послужили выводы мирового судьи о том, что страхователь реализовал своё право на исправление представленных неполных сведений, в связи с чем его вина в совершении административного правонарушения не нашла своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом мирового судьи в силу следующего. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте» (далее Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключённые с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Положения ст.15 Федерального Закона N 27-ФЗ предоставляют право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В силу положений п.39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах", утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. В соответствии с положениями Федерального Закона N 27-ФЗ и указанной Инструкции, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом положениями ст.15 Федерального Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточнённые/исправленные). Из материалов дела следует, что 10.09.2018 ООО «Гостиница «Дальнегорск» представило в установленный законом срок в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому городскому округу сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2018 года. То есть, первоначально в установленный Федеральным Законом N 27-ФЗ срок ООО «Гостиница «Дальнегорск» представило отчёт по форме СЗВ-М и с учётом разъяснения Минтруда России, самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях в отношении застрахованного лица А. и направило 22.02.2019 в Управление ПФ РФ сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая"). Управление Пенсионного фонда Российской Федерации лишь только при получении дополняющих сведений (не исходных) провело проверку и выявило данные обстоятельства. Таким образом, Обществом ОО «Гостиница «Дальнегорск» самостоятельно выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчётности до обнаружения Пенсионным фондом, что исключает наличие состава указанного административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. С учётом изложенного, мировой судья обоснованно пришёл к выводу об отсутствии в действиях должностного лица ФИО2 состава указанного правонарушения. Доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении от 19.07.2019. Обстоятельств, влекущих отмену постановления мирового судьи, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 19.07.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО Гостиница «Дальнегорск» ФИО2 – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому городскому округу ФИО1 – без удовлетворения. Решение вступает в силу со дня его вынесения. Судья И.В. Гуцалов |