68RS0002-01-2019-000399-54
Копия:
Дело № 12-102/2020
РЕШЕНИЕ
19 марта 2020 года г. Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Толмачева М.С., с участием лица, привлеченного к административной ответственности Эктова А.Е., его представителя Морозовой М.А., представителя УФАС России по Тамбовской области Колодиной Н.Н., рассмотрев жалобу Эктова Александра Евгеньевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП2-1/19 от 24 января 2019 года, которым директор ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Эктов Александр Евгеньевич привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.7.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП2-1/19 от 10 января 2019 года директор ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Эктов А.Е. привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.7.32 КоАП РФ за нарушения порядка расторжения контракта в одностороннем порядке.
Не соглашаясь с указанным постановлением, Эктов А.Е. подал в Октябрьский районный суд г. Тамбова жалобу, в которой просит данное постановление отменить.
Решениями судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 5 марта 2019 года и судьи Тамбовского областного суда от 1 апреля 2019 года постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП2-1/19 от 10 января 2019 года оставлено без изменения, жалоба Эктова А.Е. о его отмене без удовлетворения.
Постановлением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2019 года решения судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 5 марта 2019 года и судьи Тамбовского областного суда от 1 апреля 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы Эктов А.Е. указал, что 5 марта 2018 года между ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и ООО «МКонсалтинг» был заключен контракт № на поставку неисключительных прав на программное обеспечение по расчету кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения. 07.03.2018 года ООО «МКонсалтинг» осуществил поставку товара по указанному контракту, однако, в ходе приемки результатов исполнения контракта выявлено несоответствие товара требованиям закупочной документации.
14 марта 2018 года в адрес ООО «МКонсалтинг» было направлено письмо об устранении недостатков поставленного товара в соответствии п. 4.3 Контракта. 26 марта 2018 года исполнителем в лице ООО «МКонсалтинг» была осуществлена повторная поставка товара.
27 марта 2018 года привлеченными ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» экспертами (работники Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области) с участием представителя ООО «МКонсалтинг» была проведена оценка постановленного продукта на соответствие техническому заданию. В результате тестирования программного обеспечения комиссией было установлено, что ООО «МКонсалтинг» осуществило поставка неисключительных прав на программное обеспечение «Бюджет+», функционал которого не позволяет произвести расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, программное не соответствует условиям Контракта.
Указывает, что требования к соблюдению порядка об одностороннем расторжении контракта, предусмотренные ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были полностью соблюдены, поскольку положениями ч.8 ст. 95 указанного ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч.9 ст. 95 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 9.2 контракта № такая возможность предусмотрена.
Согласно ч.12 ст. 95 ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Таким образом, ООО «МКонсалтинг» были дважды нарушены условия контракта, недостатки товара выявлены заказчиком неоднократно, и проявлялись вновь после их устранения.
В связи с указанными обстоятельствами 29 марта 2018 года ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было направлено в адрес ООО «МКонсалтинг» и получено обществом 5 апреля 2018 года.
Полагает, что УФАС по Тамбовской области неправильно трактует положения ч.14 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ, согласно которому заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Ссылается на положения ст. 523, 450, 518, 475 Гражданского кодекса РФ, указывает, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или которые выявляются неоднократно, либо вновь после их устранения, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
30 марта 2018 года решение ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» об одностороннем отказе от исполнения Контакта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
06 апреля 2018 года ООО «МКонсалтинг» после получения решения ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» об одностороннем отказе от исполнения Контакта была направлена третья версия программного обеспечения, однако в связи с уже имевшим место быть повторным нарушением условий Контракта, ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с ч.14 ст. 95 указанного выше ФЗ, а также нормами Гражданского кодекса РФ не отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контакта и не принял товар, направленный исполнителем в третий раз 9 апреля 2018 года.
В судебном заседании Эктов А.Е. и его представитель Морозова М.А. доводы жалобы полностью поддержали и просили ее удовлетворить, наставил, что поскольку поставщиком было повторно нарушено условия контракта и поставленный во второй раз продукт имел существенные недостатки, им правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч.14 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель УФАС России по Тамбовской области Колодина Н.Н. просила постановление оставить без изменения, указав, что постановление законно, вынесено с соблюдением всех требований действующего законодательства, пояснила, что Эктову А.Е. вменяется в вину нарушение ч.14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно тот факт, что ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при получении 6 апреля 2018 года доработанной версии программного обеспечения вернуло без проверки, чем отказалось от определения повторного нарушения условий контракта, о чем указано в п. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
К указанным правоотношениям применяется, в том числе положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определен порядок изменения и расторжения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 указанного Федерального закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. (часть 9 ст. 95 указанного ФЗ).
Согласно ч.12 ст. 95 ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. (часть 13 ст. 95 указанного ФЗ).
Согласно ч.14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 5 марта 2018 года ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заключило с ООО «МКонсалтинг» контракт № 0864500000218000002_342610 на поставку неисключительных прав на программное обеспечение по расчету кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения. Срок поставки в течение 5 календарных дней со дня подписания контракта.
7 марта 2018 года ООО «МКонсалтинг» осуществило поставку товара по указанному контракту. 14 марта 2018 года ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» составило акт о несоответствии результата поставки товара по контракту № от 5 марта 2018 года на поставку неисключительных прав на программное обеспечение, согласно которому комиссией было установлено, что постановляемый товар не соответствует условиям контракта, а также установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке требованиям к поставляемому товару, документы, подтверждающие поставку (акт, товарная накладная) отсутствуют. Указанный акт был направлен в адрес генерального директора ООО «МКонсалтинг» с предложением устранить замечания по результатам проверки в срок до 26 марта 2018 года.
26 марта 2018 года исполнителем в лице ООО «МКонсалтинг» была осуществлена повторная поставка товара.
27 марта 2018 года привлеченными ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» экспертами (работники Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области) с участием представителя ООО «МКонсалтинг» была проведена оценка постановленного продукта на соответствие техническому заданию. В результате тестирования программного обеспечения комиссией было установлено, что ООО «МКонсалтинг» осуществило поставку неисключительных прав на программное обеспечение «Бюджет+», функционал которого не позволяет произвести расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, программное не соответствует условиям Контракта.
29 марта 2018 года начальником Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области в адрес заместителя главы администрации области направлено экспертное мнение, согласно которому сообщено, что 27 марта 2018 года проведена повторная проверка поставленного программного обеспечения по расчету кадастровой стоимости земель, в результате которого установлено, что выявленные недостатки в совокупности могут привести к недостоверному расчету кадастровой стоимости объектов оценки, поскольку процесс расчета не протоколируется, специалисты ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» не смогут проверить, а также объяснить гражданам какой именно метод проведенной кадастровой оценки был применен, ряд позиции приказа Минэкономразвития России № 226 от 12 мая 2017 года «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» в программное обеспечении не реализован, либо реализован не должным образом, несколько критически важных этапов при расчете и определении кадастровой стоимости объектов в программном обеспечении «Бюджет+» не автоматизированы, эту работу пользователям предлагается осуществлять вручную, что неизбежно отразится на скорости и качестве расчетов. Разработчик предлагает скорее не готовый программный продукт для расчета кадастровой стоимости в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В связи с указанными выше обстоятельствами 29 марта 2018 года ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было направлено в адрес ООО «МКонсалтинг» и получено обществом 5 апреля 2018 года.
Как указал в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года Президиум Верховного суда РФ, для правильного разрешения судами указанной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона, и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Законом о контрактной системе установлены особенности заключения, изменения, расторжения государственных (муниципальных) контрактов, их исполнения и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение, но не содержится исчерпывающего регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с государственным (муниципальным) контрактом. Поскольку в силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 450 гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 534 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Согласно ч.1 ст. 518 Гражданского кодекса РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Как усматривается из ч.2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
УФАС по Тамбовской области, привлекая директора ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Эктова А.Е. к административной ответственности по ч.6 ст.7.32 КоАП РФ, вменяет последнему нарушения ч.14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно то, что ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при получении 6 апреля 2018 года доработанной версии программного обеспечения вернуло без проверки, чем отказалось от определения повторного нарушения условий контракта.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении УФАС России по Тамбовской области №АП2-1/19 не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случае третьей поставки программного продукта после имевшего место повторного нарушения поставщиком условий контракта, было обязано проводить исследование данной продукции, при условии, что ранее представленные два продукта имели существенные недостатки, наличие которых препятствовало его использованию по назначению, при рассмотрении дела уполномоченными должностными лицами не были проведены исследования качества поставленного продукта ООО «МКонсалтинг» для определения существенного (несущественного) характера нарушений требований.
При этом, исследованные выше доказательства, свидетельствуют о том, что при повторной поставке программного продукта ООО «МКонсалтинг» 26 марта 2018 года недостатки, выявленные при первичной поставке продукта, устранены не были, что подтверждается содержанием актов от 14 марта и 29 марта 2018 года, а также сообщением начальника Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области от 29 марта 2018 года, из которых следует, что при исследовании повторно поставленного программного обеспечения ООО «МКонсалтинг» по расчету кадастровой стоимости земель выявлены недостатки, препятствующие его использованию по прямому назначению согласно условиям контракта от 5 марта 2018 года – для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, что свидетельствуют об их существенности.
Данные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела лицами, участвующими в деле не опровергнуты, как и не опровергнуты данные о том, что как первично, так и вторично поставленный продукт программного обеспечения имел недостатки, препятствующие его использованию по назначению, при этом вопрос определения их существенности органами УФАС по Тамбовской области не исследовался.
В соответствии с ч.3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных выше обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП2-1/19 от 24 января 2019 года, которым директор ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Эктов А.Е. привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.7.32 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ч.3 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП2-1/19 от 24 января 2019 года, которым директор ТОГБУ «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Эктов Александр Евгеньевич привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.7.32 КоАП РФ отменить, а производство по делу прекратить на основании ч.3 ст. 30.7 КоАП РФ – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева