Дело № 12-102/2020
22RS0011-02-2020-000721-18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
30 апреля 2020 г. г. Рубцовск
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Яркович Н.Г., при секретаре Абдулиной Ю.К.,
рассмотрев жалобу защитника администрации города Рубцовска Алтайского края на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от *** по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации города Рубцовска обратился в суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям. Так решением Рубцовского городского суда Алтайского края по делу , вступившим в законную силу ***, к Администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворены в полном объеме. Администрацию города обязали во внеочередном порядке предоставить И.В., О.П., Е.Г., И.Г., А.А., Е.И., Д.О. по договору социального найма в черте г. Рубцовска благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям г. Рубцовска Алтайского края, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, но не менее, чем 26,52 кв. м. общей площади, состоящее из двух комнат. Доходная часть бюджета города сформирована исходя из доходного потенциала по налоговым, неналоговым доходам и дотации, рассчитанной согласно постановлению Правительства Алтайского края от 19.12.2019 № 512 «О порядке распределения и предоставления муниципальным районам, городским округам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций». Вышеуказанных средств крайне не достаточно для исполнения полномочий, возложенных на городской округ статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджет муниципального образования Алтайского края на 2020 год сформирован в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, законами Алтайского края и муниципальными правовыми актами муниципального образования в области бюджетного и налогового законодательства. Из-за недостаточного объема доходов, отсутствия источников погашения дефицита бюджета города, финансирование обязательств, возложенных на муниципальное образование вышеуказанным Федеральным законом осуществляется не в полном объеме из года в год. В приоритетном порядке исполняются обязательства по выплате заработной платы, по платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации, на оплату коммунальных услуг, исполнение долговых обязательств, обеспечение сфер жизнедеятельности муниципального образования, исполнение судебных решений. Но и на исполнение даже первоочередных расходов доходных источников в бюджете города крайне недостаточно. По оценке главных распорядителей бюджетных средств общая сумма потребности для обеспечения деятельности учреждений, финансируемых из бюджета города и функционирования городского хозяйства, составляет 3 594 958,6 тыс. рублей, при объеме собственных доходов с учетом дотации в 893 585,0 тыс. рублей или 24,9 % от потребности. В исполнительном производстве находятся дела о возложении обязанности на Администрацию города по выполнению работ и предоставлению жилья, а также другие судебные решения на общую сумму 2 278 968,3 тыс. рублей, что превышает годовую сумму собственных доходов (с дотацией) в 2,6 раза. Дополнительно сообщает, что в Администрации города имеются следующие свободные жилые помещения, состоящие из двух комнат: ..., площадью 41,51 кв. м., ... площадью. 42,80 кв. м., ..., площадью 38,6 кв. м. В настоящее время в Администрации города из вышеуказанных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим нормам пригодные для повторного заселения гражданами, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке, отсутствуют. Ввиду отсутствия двухкомнатных квартир соответствующих санитарным и техническим нормам, пригодных для повторного заселения при исполнении решений судов по предоставлению гражданам жилых помещений по договору социального найма в настоящее время, Администрация города предоставляет следующие альтернативные варианты. Вариант 1. При наличии имеющихся жилых помещений соответствующих количеству комнат, но меньшей площадью, предлагается данное жилое помещение с доплатой разницы за недостающие квадратные метры по средней рыночной стоимости квадратного метра жилья в г. Рубцовске Алтайского края. Вариант 2. В отсутствие имеющихся жилых помещений не соответствующих количеству комнат, указанных в резолютивной части решения (требуется 2, имеется 1) гражданам предлагаются имеющиеся жилые помещения, а также в дополнение комната в малосемейном общежитии, при этом оба помещения должны соответствовать санитарным и техническим нормам и быть пригодными для проживания. В обоих случаях варианты предложенные гражданам во исполнение решения суда утверждаются Рубцовским городским судом Алтайского края мировым соглашением. Кроме того, Администрацией города реконструированы 7 жилых помещений по адресу: .... После приведения жилых помещений по ... в надлежащее санитарно-техническое состояние, они будут предложены гражданам, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке. В настоящее время, в связи с ненадлежащим исполнением контракта по ремонту и реконструкции жилых помещений по адресу: ..., в Арбитражном суде Алтайского края рассматривается дело в отношении подрядчика. В рамках рассмотрения дела назначена строительно-техническая экспертиза. Обращает внимание на то, что программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в г. Рубцовске начала формироваться в феврале 2013 г. В нее были включены все дома, признанные аварийными до ***, в том числе дом по адресу Рабочий тракт, 13. При этом финансирование указанной программы по переселению осуществлялось в большей части из средств федерального и регионального бюджетов, и при формировании указанной программы на федеральном и региональном уровне закладывались критерии строительства МКД, которые соответствовали строительным нормам и правилам. Таким образом, Администрацией города были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований исполнительного документа. Однако принимая во внимание, что бюджет муниципального образования города Рубцовска Алтайского края на протяжении многих лет является дотационным, дефицитным и во время работы с Правительством Алтайского края, Главой города направляются обращения о выделении дополнительных денежных средств в связи со сложной финансово-экономической ситуацией в г. Рубцовске, у Администрации города не было реальной возможности исполнить решение Рубцовского городского суда Алтайского края по делу .
Законный представитель администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник администрации города Рубцовска ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края, старший судебный пристав ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив позицию сторон, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. В силу ст.6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Диспозиция ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как установлено судом, на основании заявления О.П., зарегистрированного службой судебных приставов ***, с приложением исполнительного документа - исполнительного листа ФС , выданного Рубцовским городским судом Алтайского края *** по решению от *** по делу по исковому заявлению прокурора г. Рубцовска в интересах И.В., О.П., Е.Г., И.Г., А.А., Е.И., Д.О. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вступившего в законную силу ***, *** возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края. Взыскатель: ФИО3 исполнения: обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края во внеочередном порядке предоставить И.В., О.П., Е.Г., И.Г., А.А., Е.И., Д.О. по договору социального найма, в черте города Рубцовска, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Рубцовска Алтайского края, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, но не менее чем 26,52 квадратных метров общей площади, состоящее из двух комнат.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
При совершении исполнительных действий судебным приставом было установлено, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований, *** судебным приставом-исполнителем ФИО4 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., и постановлением от *** установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до ***.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом ОСП г. Рубцовска и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО2 от *** -АП Администрация города Рубцовска была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 30 000 руб., копия указанного постановления была получена должником ***, и постановлением от *** установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до ***.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом ОСП г. Рубцовска и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО2 от *** №Администрация г. Рубцовска была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно предоставлялся новый срок для исполнения решения суда от ***, в связи с неисполнением которого Администрация г. Рубцовска неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлениями от ***, от ***, от ***.
*** судебным приставом – исполнителем вновь был установлен срок для исполнения решения суда - до ***, о чем Администрация города Рубцовска была ознакомлена надлежащим образом *** и предупреждена об ответственности в случае невыполнения законных требований судебного пристава – исполнителя и требований, содержащихся в исполнительном документе.
В ходе проведения исполнительных действий *** судебным приставом было установлено, что должником требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены. В связи с чем, *** был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в не исполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Администрация г. Рубцовска надлежащим образом была уведомлена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ***. Копия протокола получена ***.
*** постановлением -АП начальника отдела - старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО2 в связи с неисполнением требований исполнительного документа на основании решения суда от ***, Администрация города Рубцовска Алтайского края была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Копия обжалуемого постановления была получена защитником Администрации города Рубцовска ФИО1 ***.
Администрации города Рубцовска неоднократно объявлялись предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по ст.315 УК РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа, которые были объявлены Администрации г. Рубцовска ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, 04.02.2020
Представлениями от ***, -АП от *** начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Главе Администрации г. Рубцовска Алтайского края предложено принять меры по устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и в месячный срок сообщить о принятых мерах.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина Администрации г. Рубцовска Алтайского края подтверждается исследованными материалами исполнительного производства, а также:
- постановлением о взыскании исполнительского сбора от ***;
- постановлением судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от ***;
- актом об обнаружении правонарушения от ***;
- актом о совершении исполнительных действий от ***;
- протоколом об административном правонарушении от ***, который составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П).
В силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Вместе с тем, указанные в жалобе обстоятельства не подтверждают, что юридическим лицом на протяжении длительного времени предпринимались реальные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный законом срок, с учетом порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, которые определены в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Отсутствие необходимых средств финансирования в Администрации г. Рубцовска не освобождает от административной ответственности, поскольку доказательства принятия в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов либо свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлены ни судебному приставу-исполнителю, ни судье. Из представленных заявителем документов не усматривается принятие должником исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда.
Таких чрезвычайных, объективно непредотвратимых и непредвиденных обстоятельств, а также непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, не позволивших должнику исполнить на протяжении длительного времени решение суда, вступившее в законную силу, по делу не установлено. Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, либо о наличии непреодолимых препятствий, чрезвычайных обстоятельств, объективно препятствующих Администрации г. Рубцовска Алтайского края исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, ни в службу судебных приставов, ни суду не представлено.
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Администрацией г. Рубцовска Алтайского края не были приняты достаточные и все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, и привлечения необходимых для исполнения денежных средств. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения указанных обязанностей, в том числе с учетом сферы охраняемых прав граждан, длительности периода неисполнения исполнительного документа, характера и степени общественной опасности вменение административного правонарушения, и, соответственно, положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел; наказание избрано в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, обоснованность привлечения Администрации города Рубцовска Алтайского края к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены, изменения или прекращения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п.1. ч.1. ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края отказать.
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от *** -АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации города Рубцовска Алтайского края оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Н.Г. Яркович