дело № 12-102/2014
Решение
Именем Российской Федерации
16 октября 2014 года город Славянск-на-Кубани
Судья Славянского городского суда Краснодарского края Тараненко И.С.,
при секретаре судебного заседания Выпринцевой Н.В.,
с участием:
представителя администрации Кировского сельского поселения Славянского района ФИО1, представившего доверенность 01.10.2014 года,
инспектора дорожного надзора ДИ и ОД ОГИБДД ОМВД РФ по Славянскому району ФИО2, представившего удостоверение (..) от 01.06.012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Кировского сельского поселения Славянского района об оспаривании постановления ОГИБДД ОМВД России по Славянскому району от 18.01.2014 года,
установил:
Администрация Кировского сельского поселения Славянского района обратилась в Славянский городской суд с жалобой о признании незаконным и отмене постановления (..) 18.01.2014 года, вынесенного ОГИБДД ОМВД России по Славянскому району гор. Славянска-на-Кубани, о привлечении администрации Кировского сельского поселения к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 300.000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что постановление государственного инспектора ДН и ОД ОГИБДД ОМВД России по Славянскому району (..) от 18.01.2014 года вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям. Постановлением государственного инспектора ДН и ОД ОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ФИО2 администрации Кировского сельского поселения вменено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети по (..), (..), в нарушение ГОСТ Р 50597-93 отсутствовала горизонтальная разметка, что сопутствовало возникновению дорожно-транспортного происшествия. Как следует из материалов административного дела, контрольная проверка дорожной безопасности осуществлялась поверхностно и с нарушением требований Административного Регламента.
На основании ч. 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Административным органом не подтверждено наличие состава правонарушения в действиях администрации. Отделом при проведении проверки не соблюдены методы контроля, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно ГОСТ 52289-04 горизонтальную разметку применяют в сельских поселениях на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Правилами дорожного движения дано понятие маршрутного транспортного средства, и организованной перевозки детей. Протоколом об административном правонарушении не установлено, что на данном участке дороги осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Просит суд признать незаконным и отменить обжалуемое постановление.
Представитель заявителя ФИО1, действующий в рамках полномочий установленных ему доверенностью, в судебном заседании поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении, пояснив суду об обстоятельствах аналогичных изложенным в жалобе. Дополнил, что в х. ФИО3 нет движения маршрутных транспортных средств. Двигается лишь автобус по перевозке детей, а это «организованная перевозка детей», и такой автобус не относится к маршрутным транспортным средствам. По документам автобус является собственностью школы. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к маршрутным транспортным средствам относится транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. В протоколе не установлено, что на участке (..) (..) осуществляется движение маршрутных транспортных средств (п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004). Согласно п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2010 (..) горизонтальную разметку применяют в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Ширина проезжей части должна быть не менее 6 метров, а указанная дорога этому размеру не соответствует.
Инспектор дорожного надзора ДИ и ОД ОГИБДД ОМВД РФ по Славянскому району ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что постановление (..) от 18.01.2014 года вынесено законно и обоснованно, в постановлении об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ указано, что данное правонарушение совершено в (..), также описаны события правонарушения. В соответствии с пунктом 5 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в обязанности администрации городского поселения входит надлежащее содержание дорог. Предоставил сведения о том, что на указанный автобус имеется паспорт безопасности транспортного средства, используемого для перевозки детей, а также схему маршрута подвоза учащихся МБОУ СОШ (..) школьным автобусом. Пояснил, что по указанному маршруту автобус движется ежедневно, собирая детей для доставления в школу, и развозя обратно после занятий. Данный маршрут согласован с органами ГИБДД, Управлением образования МО Славянский район. На данном участке дороги были ДТП с участием детей в качестве потерпевших. Считает, что разметка на указанном участке дороги необходима, поскольку автобус для перевозки детей относится к маршрутному транспортному средству.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
К вопросам местного значения поселения согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.12 ФЗ №196-ФЗ от 15.11.1995 «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и при их содержании установленным техническим регламентом и другими нормативными документами возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является орган местного самоуправления.
Постановлением об административном правонарушении (..) от 18.01.2014 года государственным инспектором ДИ и ОД ОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ФИО2 установлено, что администрацией Кировского сельского поселения, являющейся юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети Кировского сельского поселения в безопасном для дорожного движения состоянии, допущено нарушение требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, что выразилось в отсутствии горизонтальной разметки проезжей части (..) (..), администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300.000 рублей.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2010 (..) горизонтальную разметку применяют в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 метров при интенсивности движения 1000 авт/сут и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к маршрутным транспортным средствам относится транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.
К доводам представителя Администрации Кировского сельского поселения относительного того, что автобус по перевозке детей не относится к маршрутному транспортному средству суд относится критически по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 г. «1090 «О правилах дорожного движения» маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. «Организованная перевозка группы детей» - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Под указанное понятие не подпадает обычная перевозка детей в легковом автомобиле, например, вместе с родителями или другими лицами, и поездки детей в маршрутных транспортных средствах (автобусах, троллейбусах и трамваях). Организованная перевозка группы детей подразумевает ее осуществление в соответствии со специальными правилами только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом - фургоном, оборудованных опознавательным знаком "Перевозка детей", и при сопровождении взрослого.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2013 года №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/СРЗ. Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:
а) договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, - в
случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
б) документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской
организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - в случае,
предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил;
в) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства
внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или уведомление с
принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;
г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие
человека или ее территориальным управлением,
В соответствии с методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006 года при организации регулярных перевозок детей, связанных с учебно-воспитательным процессом (например, в школу и обратно), необходимо согласование трассмаршрутов и графиков движения автобусов с органами ГИБДД.
Министерством образования и науки РФ подготовлены методические рекомендации от 29.07.2014 г. № 08-988 об организации перевозок обучающихся образовательных организаций, которыми разъяснено, что к перевозкам обучающихся относится доставка обучающихся в образовательные организации, развоз обучающихся по окончании занятий, организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных массовых мероприятий. Таким образом, к понятию организованная перевозка групп детей применяется ряд определенных требований и условий, перечисленных выше, организованная перевозка детей выделена в отдельную группу, и регулярная перевозка детей в школу и обратно по установленному маршруту под это понятие не подпадает.
В материалах дела имеется схема, утвержденная ГУВД (..) ОГИБДД Славянского ОВД, руководителем (..), директором (..) (..) М.И.Е., на которой обозначен маршрут подвоза учащихся МБОУ СОШ (..) школьным автобусом ПАГ (..) (..). Схемой установлены места остановок автобуса для посадки и высадки учащихся. Как следует из пояснений сторон, проект организации дорожного движения в х.ФИО3 отсутствует.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 этой же статьи КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на указанном участке дороги должна присутствовать горизонтальная разметка и в действиях администрации Кировского сельского поселения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Административным органом при вынесении оспариваемого постановления учтены приведенные требования законодательства, наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией ст. 12.34 КоАП РФ. При указанных выше обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ДН и ОД ОГИБДД ОМВД Росси по Славянскому району ФИО2 (..) от 18.01.2014 года о привлечении администрации Кировского сельского поселения Славянского района к административной ответственности по 12.34 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу администрации Кировского сельского поселения Славянского района - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, указанным в ч.5 ст. 30.9 КоАП РФ, в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня получения его копии.
Копия верна:
согласовано: судья Тараненко И.С.: