ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-102/2014 от 25.04.2014 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

 № 12-102/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление по делу

 об административном правонарушении

 г. Тюмень                                      25 апреля 2014 года

 Судья Центрального районного суда г. Тюмени Казаков О.Р.

 с участием:

 лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО4,

 представителя ЦБ РФ ФИО1, действующего на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, работающей <данные изъяты>», проживающей по адресу: <адрес>, на постановление № № заместителя начальника ГУ Банка России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

 У С Т А Н О В И Л.

 Постановлением № № заместителя начальника ГУ Банка России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, на <данные изъяты>» ФИО4 было наложено административное взыскание в виде предупреждения за то, что она, являясь должностным лицом <данные изъяты> разработала и представила на утверждение «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Правила), не соответствующие требованиям законодательства.

 Не согласившись с постановлением, ФИО4 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производства по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

 В суд поступили письменные возражения ГУ Банка России по <адрес> на жалобу ФИО4 и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела.

 В судебном заседании представитель ГУ Банка России по <адрес> ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и пояснил, что в ходе рассмотрения Правил внутреннего контроля <данные изъяты> в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК) Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № № «О противодействиях легализации и (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и Положению Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № № «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были выявлены следующие нарушения:

 «Программа организации системы ПОД/ФТ» правил не содержит порядка информирования сотрудниками <данные изъяты> (за исключением ответственного сотрудника) руководителя <данные изъяты>о ставших им известных фактах нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками <данные изъяты> что не соответствует абзацу 11 п.2.5 Положения;

 «Порядка ограничения работы по приостановлению операции с денежными средствами и иным имуществом» Правил (приложение № к Правилам) предусматривает право Банка приостановить операции клиентов (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, в случаях предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона, что не соответствует п.10 ст.7 Федерального закона, который предполагает обязанность кредитной организации по приостановлению операций;

 «Порядок Организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета, счета по вкладу (депозиту) с физическим или юридическим лицом отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции» Правил (Приложение № к Правилам) не содержит порядка дальнейших действий в отношении клиента, по операции которого принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о ее совершении, что не соответствует п.6.2 Положения;

 Программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее ОД/ФТ) Правил (Приложения №№ 5,6 к Правилам) не содержит особенностей выявления данных операций, осуществляемых с использованием современных технологий, создающих возможность распоряжаться денежными средствами дистанционно, в том числе используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли, что не соответствует абзацу 5 п. 2 Положения.

 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 суду пояснила, что вину в совершении данного правонарушения она признала, однако просит прекратить производство по делу в виду малозначительности, поскольку из четырех, указанных в обжалуемом постановлении, несоответствий Правил действующему законодательству, реально имеет место только одно, а именно допущенная ею описка в разделе «Порядок организации работы по приостановлению операции с денежными средствами и иными имуществом», где вместо слов «банк обязан», фактически указано «банк вправе» приостанавливать операции клиентов в случае, предусмотренном п.10 ст.7 Закона № ФЗ. Таким образом, ФИО4 полагает, что совершенное ею правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в силу своей малозначительности.

 Суд, заслушав мнение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, считает, что жалоба ФИО4 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Постановлением № № заместителя начальника ГУ Банка России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо <данные изъяты> ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде предупреждения за неисполнение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

 Административная ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно заключению об оценке Правил <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержденных Председателем правления Банка приказом от ДД.ММ.ГГГГ данные Правила не соответствуют требованиям Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № № «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Положения № №) и требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступными путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).

 Согласно ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма. Под организацией контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля – реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и получению кадров.

 В силу ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ), отнесены: организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

 Согласно ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ на кредитные организации распространяются обязанности, возложенные указанным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

 Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля для кредитных организаций разрабатываются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

 Положением № 375-П утверждены требования к правилам внутреннего контроля.

 Пунктом 1.4 Положения № 375-П установлено, что правила внутреннего контроля разрабатываются кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей организационной структуры кредитной организации, характера продуктов (услуг), предоставляемых кредитной организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 В соответствии с п.8.2 Положения № 375-П организация системы ПОД/ФТ и правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, применяемые кредитной организацией на день вступления в силу Положения подлежат приведению в соответствие с требованиями Положения в течение одного года со дня его вступления в силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, в организации недостаточно формально иметь правила внутреннего контроля, независимо от их соответствия действующим нормативным актам, изменение законодательства влечет внесение изменений в правила внутреннего контроля, и, соответственно порядка осуществления внутреннего контроля, независимо от меняющихся со временем общественных отношений.

 Однако Правила не соответствуют установленным законодательством требованиям.

 Так, в п.1 (приложения 11 Правил) определено, что в соответствии с п.10 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ банк вправе при осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом, приостановить такие операции (за исключением операции по зачислению денежных средств), на два рабочих дня, с даты когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, однако ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ содержит обязанность кредитной организации по приостановлению операций.

 Правила не содержат сведений о соблюдении Банком требования п.2.1 Положения № 375-П, согласно которому, подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо – ответственный сотрудник.

 Кроме того, Правила не содержат сведений о соблюдении Банком требований п.2.1 Положения № 375-П, согласно которому Ответственный сотрудник подчиняется непосредственно руководителю кредитной организации.

 Правила (приложение 3) не содержат сведений о соблюдении Банком требования п. 4.5 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно которому Фактором, влияющим на оценку риска клиента в категории "страновой риск", является наличие у кредитной организации информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация контрагента клиента

 В Правилах (приложение 3) отсутствуют предусмотренные п. 4.9 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № №

 - методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

 - порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и риском использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с указанием периодичности их проведения;

 - указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе перечень предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию.

 Так, в соответствии с пунктом 5.2 Положения Банка России № № в программу выявления операций включаются перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).

 В нарушение данной нормы в Правилах (приложения 5 и 6) отсутствуют предусмотренные п. 5.2 Положения Банка России № №, а именно:

 - распределение обязанностей между подразделениями (сотрудниками подразделений) кредитной организации по выявлению и представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

 - порядок действий при оценке соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или установленным ПВК по ПОД/ФТ признакам, указывающим на необычный характер сделки, выполняемых сотрудниками подразделений кредитной организации, на которых возложена обязанность по выявлению таких операций (до начала их совершения, в процессе их совершения, при отказе в их совершении, в том числе порядок запроса у клиента дополнительных информации и документов по указанным операциям);

 - особенности выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, осуществляемых с использованием современных технологий, создающих для клиента возможность распоряжаться денежными средствами дистанционно, в том числе используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли;

 - порядок, основания и срок принятия ответственным сотрудником (уполномоченным сотрудником в сфере ПОД/ФТ) решения о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции, порядок фиксации и содержание принятого решения ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ). Указанное решение принимается на основании всей имеющейся в распоряжении ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ) информации (в том числе внешние доступные кредитной организации на законных основаниях источники информации, в том числе средства массовой информации и документы, характеризующие статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).

 В Правилах (приложение 14) в Перечне должностных лиц и структурных подразделений, сотрудники которых должны пройти обучение по ПОД/ФТ отсутствуют предусмотренные п.2.2 Указания Банка России от № 1485-У сотрудники подразделения безопасности Банка.

 Также при проверке были установлены недостатки в области ПОД/ФТ, такие как:

 В Правилах (приложение 9) необходимо определить конкретных исполнителей, осуществляющих хранение информации и убрать ссылку в п.7 на положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.

 В разделе 2 приложения 4 к Правилам, при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, Банком не определены такие оценочные категории, как «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период», и тому подобные, а также суммы операций в пределах порогов, установленных Приложением к Приложению Банка России № 375-П. При этом данные оценочные критерии должны быть определены Банком самостоятельно в каждой конкретной ситуации исходя из масштаба и основных направлений деятельности его клиентов, уровня рисков, связанными с клиентами и их операциями.

 Таким образом, Правила внутреннего контроля <данные изъяты> не отвечают требованиям, установленными Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступными путем, и финансированию терроризма».

 В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее по тексту - ответственный сотрудник), соответствующее квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № № «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».

 В соответствии с абзацем 2 пункта 2.6 Положения Банка России № 375-П организация работки и представление на утверждение единоличному исполнительному органу «кредитной организации Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является функцией ответственного сотрудника.

 В силу п. 1.4. «Общие положения» Правил, утвержденных председателем Правления <данные изъяты> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, ответственный сотрудник – это сотрудник, ответственный за разработку и реализацию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Программ их осуществления, а также иных внутренних организационным мероприятий в целях ПОД/ФТ.

 На основании п.1.6.1 Правил «Программа организации системы ПОД/ФТ», ответственный сотрудник организует разработку и представление на утверждение Председателю Правления банка Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ их осуществления.

 В силу п.5 раздела 2 должностной инструкции, утвержденной Председателем правления <данные изъяты> ФИО3 25.11.2008, начальник отдела финансового мониторинга и оценки банковских рисков <данные изъяты> разрабатывет и представляет на утверждение Предателя Правления Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 Приказом Банка № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> создан отдел финансового мониторинга и контроля за рисками банковской деятельности, на должность начальника указанного отдела переведена ФИО4

 Письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается факт пребывания должностного лица <данные изъяты> ФИО4 на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ.

 В нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, абзаца 2 п.2.6 Положения № 375-П ФИО4 были разработаны Правила внутреннего контроля <данные изъяты> не соответствующие требованиям законодательства.

 Виновность ФИО4 в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении № от <адрес>-№ от ДД.ММ.ГГГГ выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ приказом назначении ФИО4 начальника отдела финансового мониторинга; должностной инструкцией начальника отдела финансового мониторинга и контроля за банковскими рисками от № правилами внутреннего контроля <данные изъяты>

 Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона.

 В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что ФИО4, как должностным лицом <данные изъяты> допущено нарушение в части неисполнения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а именно, абзацев 1,10 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в разработке и представлении на утверждение единоличному исполнительному органу кредитной организации Правил, не соответствующих установленным законодательством требованиям.

 Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении судом не установлено.

 Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит, поскольку административные правонарушения, предусмотренные ст.15.27 КоАП РФ посягают на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и по определению не может быть малозначительным. При этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.

 Таким образом, должностное лицо <данные изъяты> ФИО4 допустила неисполнение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившееся в разработке и представлении на утверждение единоличному исполнительному органу кредитной организации правил внутреннего контроля, не соответствующих установленным законодательством требованиям.

 При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в правильности выводов заместителя начальника ГУ Банка России по <адрес> ФИО2 о виновности ФИО4 в совершении данного административного правонарушения. По мнению суда, ФИО4 нарушила требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступными путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за что законно и обосновано была привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.З0.6-30.9 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л.

 Постановление № № заместителя начальника ГУ Банка России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ которым должностное лицо <данные изъяты> ФИО4 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ к наказанию в виде предупреждения, оставить без изменения.

 Жалобу заявителя ФИО4 – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

 Судья                    подпись                Казаков О.Р.

 Копия верна.

 Решение не вступило в законную силу.

 Подлинник решения подшит в материал № 12-102/2013 и хранится в Центральном районном суде г. Тюмени.

 Судья                                     Казаков О.Р.