Дело № 12-102/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Тальменского районного суда Алтайского края Зеленина О.Г., с участием прокурора Глотовой А.В., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» ФИО2 на постановление начальника отдела охраны и защиты лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым
закрытое акционерное общество «Ларичихинский ЛПХ»,
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей,
изучив материалы дела, выслушав представителей Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО3, ФИО4, представителя ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» ФИО5,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением и.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацакова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено административное производство в отношении ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по ч. 4 ст. 8.25 Ко АП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка. ДД.ММ.ГГГГ Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований лесного законодательства ЗАО «Ларичихинский ЛПХ». В ходе обследования лесного участка, арендуемого Обществом по договору, было установлено, что в квартале № выделе № Инского (Шипицинского) участкового лесничества Ларичихинского лесничества расположена пожарно-наблюдательная вышка высотой около 25 м с организованной наблюдательной площадкой. На момент обследования в 17.45 ДД.ММ.ГГГГ работы на ПНВ не ведутся. Таким образом, Общество не обеспечило дежурство наблюдателя на ПНВ в квартале № Инского (Шипицинского) участкового лесничества Ларичихинского лесничества при 3 классе пожарной опасности ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 до 19 ч, чем нарушило ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п.п. «а» п. 3, п.п. 5,6 Правил пожарной безопасности в лесах, п. 2.17.1.2 Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества и таблицы 5.2.1 Проекта освоения лесов, а также п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды.
Нарушение Обществом Правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Вышеназванным постановлением начальника отдела охраны и защиты лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Анализируя законодательство, приходит к выводу, что осуществление мониторинга в установленном порядке, в том числе при помощи ПНВ, должно осуществляться (организовываться) органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
В соответствии с договором на арендатора возложены функции по эксплуатации ПНВ, а в соответствии с нормами лесного законодательства органы исполнительной власти должны обеспечить наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов в порядке, предусмотренном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2014 г. № 276.
Свои обязанности по эксплуатации леспромхоз выполнял в полном объеме. Нарушений Правил пожарной безопасности арендатор не допускал, поскольку обязанности по осуществлению дежурства данными правилами не возложено.
Арендатором в целях соблюдения требований лесного законодательства в части охраны и защиты лесов от пожаров проведены следующие мероприятия: создана комиссия для обследования технического состояния ПНВ, сделан паспорт на ПНВ, проведена проверка состояния ПНВ, утверждена программа обучения пожарных наблюдателей и дежурных в пунктах приема донесений, организовано дежурство на ПНВ, приняты на работу пожарные наблюдатели, с данными лицами проведен инструктаж по технике безопасности, организована круглосуточная диспетчерская служба по приему и передаче сообщений о лесных пожарах, назначены должностные лица, осуществляющие организацию работ и контроль за работой ПНВ, ознакомлен с должностными обязанностями наблюдатели пожарно-наблюдательной вышки.
В соответствии с утвержденными нормативами леспромхоз не обязан содержать ПНВ на арендуемой территории. Обязанность содержать два ПНВ согласно договору аренды противоречит действующему законодательству.
Представитель ФИО5 поддержала доводы жалобы в полном объеме, представителя ФИО3 ФИО4 возражали против доводов жалобы. Прокурор Глотова А.В. также возражала против доводов жалобы, просила постановление оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до ста тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
В соответствии с ч.4 ст.8.25 КоАП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках (а именно: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры), предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в числе прочего, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
Пункт 5 Правил пожарной безопасности в лесах предусматривает, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пункт 6 Правил пожарной безопасности в лесах предусматривает, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями договора,
Пункт ДД.ММ.ГГГГ Договора предусматривает, что арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Пункт ДД.ММ.ГГГГ Договора предусматривает, что арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в так же содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования в соответствии с настоящим Договором, проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом лесничества (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение № к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исходя из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины, который расположен в границах <адрес> Ларичихинского лесничества, Инского участкового лесничеств (бывшее Шипицинское лесничество), Инского участкового лесничества (бывшее Инское лесничество). ЗАО «Ларичихинское ЛПХ» обязалось использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Договором (п. 3.4.3 Договора аренды), в том числе обязалось соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (п. ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды).
Согласно обжалуемому постановлению Обществу вменено в качестве нарушения использование лесов с нарушением договора аренды лесного участка, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно - невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, необеспечение соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, требований Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов, выразившееся в необеспечении дежурства наблюдателя на пожарно-наблюдательной вышке в квартале № выделе № Инского участкового лесничества ДД.ММ.ГГГГ при 3 классе пожарной опасности в период времени с 10 до 19 часов.
Доводы жалобы о том, что осуществление дежурства на ПНВ должно осуществляться органами исполнительной власти, суд считает несостоятельными. На момент проверки Приказ Министерства природных ресурсов и экологии № издан не был, соответственно Общество должно было руководствоваться договором аренды, лесохозяйственным регламентом, в котором регламентированы правила проведения наблюдения на ПНВ.
Вместе с тем, как следует из исследованных в судебном заседании материалов, в Обществе предприняты меры по охране лесов от пожаров - разработана и утверждена должностная инструкция наблюдателя пожарно-наблюдательной вышки, на работу приняты рабочие наблюдатели на пожарно-наблюдательной вышке, рабочие с данной инструкцией ознакомлены под роспись, разработана программа обучения пожарных наблюдателей и дежурных в пунктах приема донесений, согласно которой регламентирована работа наблюдателя с учетом классов пожарной опасности, обследовано техническое состояние и готовность к пожароопасному сезону пожарно-наблюдательной вышки, находящейся в 27 квартале.
Согласно должностной инструкции наблюдателя пожарно-наблюдательной вышки, утвержденной генеральным директором ЗАО «Ларичихинский ЛПХ», именно в должностные обязанности наблюдателя пожарно-наблюдательной вышки входит своевременное обнаружение лесного или торфяного пожара, за несвоевременное и некачественное осуществление возложенных обязанностей наблюдатель несет ответственность.
При вышеуказанных положениях должностной инструкции наблюдателя пожарно-наблюдательной вышки, принятие Обществом мер по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах путем содержания пожарно-наблюдательной вышки, принятия на работу лиц - пожарных наблюдателей, ознакомление их с должностными обязанностями, проведение их обучения, суд приходит к выводу о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности в лесах и норм договора аренды лесного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» отсутствует состав в совершении вышеуказанных правонарушений - Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности в лесах и норм договора аренды лесного участка.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п. 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
постановление начальника отдела охраны и защиты лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» по ч. 1 ст. 8.32, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ отменить в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» состава административного правонарушения, производство по делу прекратить. Жалобу генерального директора ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» ФИО2 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.
Судья О.Г.Зеленина