№ 92RS0002-01-2021-007399-20
Судья Гавура О.В. Дело № 21-356/2022
(дело № 12-102/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С. Н. решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 марта 2022 года, которым постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С. Н.№-Ф от 05 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Алейникова С. С.ча отменено, производство по делу прекращено,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С.Н.№-Ф от 05 августа 2021 года Алейников С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление должностного лица защитник Алейникова С.С.- Шалык А.Н. подал жалобу в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 марта 2022 года постановление должностного лица от 05 августа 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением судьи, должностное лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении подал в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просит отменить решение судьи районного суда, оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении от 05 августа 2021 года.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Алейникова С.С. собранными доказательствами нашли своё подтверждение нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно ДД.ММ.ГГГГ 11 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия, сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №
25 марта 2021 года специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 16-П-21 от 08 апреля 2021 установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (7,47 мг/кг) над значением в фоновой пробе (6,24 мг/кг), сульфат-ионы (182 мг/кг) по сравнению с ПДК (160 мг/кг). Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
25 марта 2021 года ООО «Реал» были выполнены геодезические и топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: , район Юхариной балки, ТСН СНТ «Фрегат» (в районе земельных участков с кадастровыми номерами №,№, №, №), а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-002/2021-21416342 от 11 марта 2021 года,№ КУВИ- 002/2021-21416152 от 11 марта 2021 года, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: Российская Федерация, , ТСН СНТ », уч. №, уч. № является Алейников С.С.
В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 967 кв.м., общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 400 кв.м.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Защитник Алейникова С.С.- Шалык А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение судьи районного суда без изменения.
Алейников С.С., должностное лицо, вынесший постановление по делу об административном правонарушении – Ганенко С.Н., в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с частью1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует и установлено при его рассмотрении, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рейдового мероприятия в 11 час. 00 минут сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты №) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты №) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №
По факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты №), в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а также планировки территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координат №) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, № возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 11 марта 2021 года.
25 марта 2021 года специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» в районе земельных участков с кадастровыми номерами №; № отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат-ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец, хром, цинк: 1 проба (№ 36-П-21) — фоновая проба; 2 проба (№ 37-11-21) — место несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 16-П-21 от 08 апреля 2021 года установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (7,47 мг/кг) над значением в фоновой пробе (6,24 мг/кг), сульфат-ионы (182 мг/кг) по сравнению с ПДК (160 мг/кг). Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
25 марта 2021 года ООО «Реал» были выполнены геодезические топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: , районе , ТСН СНТ «» (в районе земельных участков кадастровыми номерами №, №, №, №), а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.
При проведении исследования использовались сведения единой государственного реестра недвижимости. Исследуемая территория расположена в кадастровом квартале №, за основу взят кадастровый план территории № КУВИ-002/2021-1986207 от 20 января 2021 года.
В результате выполнения геодезических работ и анализа кадастровых планов территорий была подготовлена схема границ несанкционированных распланированных свалок отходов с указанием координат для каждой точки отбора проб почвы.
Определение координат выполнялось спутниковым геодезическим многочастотным GNSS-приемником PrinCEi80 №1026704 в режиме реального времени (режим РТК). В качестве исходных пунктов использовались пункты ГТС расположенные на территории г. . Система координат СК - 63, принятая для г. Севастополя, РФ.
В соответствии с соотнесенными границами несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков установлено, что отходы размещены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами: №, №№, №, №, №, №, №
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-002/2021-21416342 от 11 марта 2021 года, № КУВИ-002/2021-21416152 от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: Российская Федерация, , ТСН СНТ «», уч. № уч. № является Алейников С.С.
В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 967 кв.м, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 400 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Кузьминой Т.В. в отношении Алейникова С.С. составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С. Н. № 282/11/2021-Ф от 05 августа 2021 года Алейников С.С. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность постановления, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии в материалах административного дела доказательств того, что Алейниковым С.С. произведено складирование отходов грунта на его земельных участках.
Считаю выводы судьи районного суда обоснованными, сделанными на основании оценки имеющихся в деле доказательств на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.
Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.
Уполномоченные лица, исследуя обстоятельства правонарушения, выясняют: охраняются ли в данном конкретном случае общественные отношения, на которые совершено посягательство, мерами административной ответственности; имело ли место действие, в определенный период времени нарушающее правовые запреты, либо бездействие, нарушающее правовые предписания; по какой статье или статьям КоАП РФ квалифицируется совершенное деяние.
Судья районного суда установил, что 16 марта 2021 года Севприроднадзором в адрес отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России необходимых для размещения дела об административном правонарушении сделан запрос, а именно, предоставление карточек учета транспортных средств с государственными номерами: №; №; собственником автотранспортного средства с государственным номером №, является фио1, собственником автотранспортного средства с государственным номером № является ОО «
В связи с тем, что сведений по автотранспортному средству с государственным номером № в письме УМВД России по г. Севастополю отсутствовали, 29 марта 2021 года Севприроднадзором повторно направлен запрос о предоставлении выписки из государственного реестра транспортных средств, содержащей расширенный перечень информации о транспортном средстве по автотранспортному средству с государственным номером №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация в адрес Севприроднадза не поступала.
02 апреля 2021 года в адрес собственника автотранспортного средства с государственным номером № – фио1 направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. По состоянию на 12 апреля 2021 года информация от фио1 в адрес Севприроднадзора не поступала.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришёл к верному выводу, что обжалуемое постановление должностного лица о признании виновным Алейникова С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 марта 2022 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С. Н. № 282/11/2021-Ф от 05 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алейникова С. С.ча оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова