УИД: 54RS0018-01-2022-000862-58 КОПИЯ
Дело № 12-102/2022;
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г. Искитим
Судья Искитимского районного суда Новосибирской области Тупикина А.А.,
При секретаре Гайбель А.Н.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Агрофирма «Лебедевская» Данные изъяты на постановление о назначении административного наказания Номер от Дата,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Данные изъяты., АО «Агрофирма «Лебедевская» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута штрафу в размере 100000 руб.
С указанным постановлением не согласился представитель АО «Агрофирма «Лебедевская» Данные изъяты, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление.
В обоснование жалобы указала, что должностным лицом не приняты во внимание обстоятельства: заявитель является сельхозпроизводителем производит натуральные молочные продукты; финансовое положение в целом в обществе крайне тяжелое в связи с ростом цен на запасные части, ГСМ, тару, упаковку, корма, электроэнергию, НДС; жесткая конкуренция на рынке, при этом стоимость производимой натуральной продукции не повышалась на протяжении 2-х лет; имеется несколько долгосрочных займов со значительными затратами по обслуживанию этих займов; имеется несколько лизинговых договоров с ежемесячными платежами; размер кредиторской задолженности превышает дебиторскую, имеется ежемесячный дефицит бюджета, в Дата общество понесло колоссальные затраты на маркировку молочной продукции (19 428 010 рублей); АО «Агрофирма «Лебедевская» является одним из крупнейшим налогоплательщиков Искитимского района, имеет большую социальную значимость для района обеспечивая занятость населения; в действиях общества отсутствует угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, указанные обстоятельства подтверждаются документально. Таким образом, уплата заявителем штрафа в размере 100 000, 00 рублей, повлечет за собой нарушение графика кредитных платежей, выплату заработной платы, налогов, усугубит ситуацию с кредиторами, кроме того не позволит в полной мере осуществлять производственные процессы. Просит изменить наказание с учетом положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 50000,00 руб.
Представитель АО «Агрофирма «Лебедевская» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Пояснила, что все нарушения на дату рассмотрения дела об административном правонарушении были устранены, считает определенное наказание не соразмерным нарушению, просит на основании ст. 4.1. КоАП РФ снизить размер штрафа.
Должностное лицо - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Новосибирской области Данные изъяты в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой.
Жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок, препятствий к её рассмотрению не установлено.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласност. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласност. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ составляют действия (бездействие), в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется названным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества и предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 2314), накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения о проведении плановой выездной проверки от ДатаНомер в отношении АО «Агрофирма «Лебедевская» была проведена проверка в части деятельности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенный в <Адрес>.
В ходе проведения проверки выявлено, что АО «Агрофирма «Лебедевская» накопленные и отработанные ртутьсодержащие лампы (отходы 1 класса опасности) осуществляется в помещении центрального склада, расположенного на производственной территории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду Номер. В складском помещении установлены металлические контейнеры, в которые складываются связанные липкой лентой по 6-8 единиц отработанные ртутьсодержащие лампы без индивидуальной упаковки, чем не обеспечивается их сохранность и не исключается возможность их повреждения и загрязнения окружающей среды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Дата постановления в отношении ООО «МегаТорг» о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Агрофирма «Лебедевская» правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении Номер от Дата; актом плановой выездной проверки от Дата с фототаблицей; протоколом осмотра от Дата.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных должностным лицом доказательств, является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно, оценка исследованным по делу доказательствам дана должностным лицом в постановлении.
Постановление о привлечении АО «Агрофирма «Лебедевская» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Исходя из смысла ст. 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела административное правонарушение, объектом которого является защита окружающей среды, нельзя признать малозначительным, рассматриваемый случай не отвечает признаку исключительности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4. Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4. и ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4., ст. 4.1.1. КоАП РФ.
В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается. В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих об отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде в связи с длительным несоблюдением санитарных требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В силу ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 3.2. и 3.3. указанной статьи КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что АО «Агрофирма «Лебедевская» является производителем сельскохозяйственной продукции, имеет большую социальную значимость для Искитимского района, обеспечивая занятость населения.
АО «Агрофирма «Лебедевская» имеет долгосрочные займы со значительными затратами по их обслуживанию; лизинговые договоре с ежемесячными платежами; размер кредиторской задолженности превышает дебиторскую, имеется ежемесячный дефицит бюджета, в Дата общество понесло затраты на маркировку молочной продукции в размере 19 428 010 руб. На момент вынесения должностным лицом постановления о назначении административного наказания выявленные нарушения были устранены.
Полагаю, что указанные обстоятельства относительно социальной значимости юридического лица, его материальном положении, возможно признать исключительными и возможности снижения штрафа.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Суд, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, считает возможным снизить размер административного штрафа до 50 000 рублей, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Таким образом, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от Дата в отношении АО «Агрофирма «Лебедевская» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 50 000 руб.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДатаНомер по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Агрофирма «Лебедевская» изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.
В остальной части указанное постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении 10 дней с момента получения решения.
Судья /подпись/ А.А. Тупикина
Подлинник судебного акта хранится в материалах дела 12-102/2022 г