ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-102/2022 от 24.03.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело

66RS0-59

Р Е Ш Е Н И Е

24 марта 2022 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Никитина Л.С.,

с участием заместителя директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» <ФИО>3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» <ФИО>3 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» <ФИО>3 (далее по тексту-<ФИО>3) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, <ФИО>3 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что пункт 19 Правил не запрещает заключать дополнительные соглашения о продлении срока мероприятий по технологическому присоединению. Правоотношения по технологическому присоединению регулируются не только специальными нормами права (Правилами ), но и нормами гражданского законодательства, что подтверждается определением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что из характера обязательств сетевой организации и заявителя к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 ГК РФ, так и общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Пунктом 14 договора, типовая форма которого была утверждена Правительством РФ, предусмотрена возможность изменить договор по соглашению сторон. Причиной невозможности выполнить мероприятия в срок, установленный договором и дополнительным соглашением, послужило необоснованное затягивание органом местного самоуправления согласования рабочей документации по строительству ВЛ 0,4 кВ от РУ 0,4кВ ТП-186. Из 180 дней, отведенных сетевой организации на выполнение работ по строительству линии электропередач, орган местного самоуправления 152 дня согласовывал строительную документацию, выдавая спустя более чем три месяца отказы в согласовании под надуманными предлогами. Также указано на то, что <ФИО>3 не является субъектом правонарушения, поскольку в силу п. 4.9 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ он несет ответственность за нарушение сроков технологического присоединения по причинам, связанным со сроками строительства объектов электросетевого хозяйства.

<ФИО>3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней предмету и основаниям.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени проведения которого извещена по адресу электронной почты, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, сведений об уважительных причинах неявки не сообщила.

Заслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, проверив представленные материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее по тексту-КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей;

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области» (вместе с «Долгосрочными тарифами на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (<адрес>), рассчитанными методом доходности инвестированного капитала (RAB)», ОАО "МРСК Урала" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике).

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утверждены соответствующие Правила технологического присоединения (далее - Правила ). Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие Схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (п. 2 Правил ).

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами .

Одним из существенных условий договора, в соответствии с п. 16 Правил , является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

Согласно пункту 16 Правил , срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил , если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев.

Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил , является пресекательным и начинает исчисляться с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.

В соответствии с п. 108 Правил результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятии по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил , кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил №. 861).

Как следует из материалов дела, между ОАО «МРСК Урала» и Замотаевым СВ. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ (объект, расположенный по адресу: Свердловская область, <адрес>, д. Анатольская, <адрес>). Дата исполнения договора до ДД.ММ.ГГГГ. Далее ДД.ММ.ГГГГ было подписано дополнительное соглашение о переносе сроков подключения до ДД.ММ.ГГГГ. На дату обращения в антимонопольный орган (ДД.ММ.ГГГГ), подключение не выполнено.

С учетом изложенных обстоятельств, ОАО «МРСК Урала» не соблюден срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пунктом 16 Правил и условиями договора, соответственно, в действиях юридического лица имеется событие административного правонарушения.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что именно <ФИО>3 подписан дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о переносе сроков подключения до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 4.7.8 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей, прав и ответственности между заместителями директора, главным инженером» заместитель директора по реализации услуг обязан контролировать своевременное исполнение мероприятий по процедуре технического присоединения в соответствии с договором ТП в рамках компетенции. В силу п. 4.9 данного Приказа заместитель директора по реализации услуг несет ответственность за нарушение сроков технологического присоединения по причинам, связанным со сроками строительства объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, судья полагает, что <ФИО>3 является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается, что нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению непосредственно связано с нарушением сроков строительства линии электропередач.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ФИО>3 –оставить без изменения, а жалобу защитника- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.

Судья. Подпись:

Копия верна. Судья: