ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-102/2022 от 27.04.2022 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2022-001208-21

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Братск

№ 12-102/2022

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев жалобу защитника АО «Группа «Илим» - ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущий специалист-эксперт Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории – ФИО2 № ВАТ-703/1 от 17.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Группа «Илим»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущий специалист-эксперт Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 17.03.2022г. № ВАТ-703/1 АО «Группа «Илим» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 210 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитником АО «Группа «Илим» - ФИО1 подана жалоба, в которой просит отменить постановление должностного лица, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, согласно указанному постановлению нарушение вышеуказанных требований законодательства установлено в отношении части отходов, отраженных в актах передачи отходов за 2019 и 2020 год. На странице 16 постановления государственным инспектором отражено, что в рамках плановой проверки места накопления отходов не представлены для осмотра, факт образования отходов выявлен по актам выполненных работ за 2019 и 2020 годы. Вместе с тем, Акты передачи отходов № 634 от 26.12.2019г., № 419 от 24.09.2019, № 104 от 02.04.2019, № 540 от 20.11.2019, № 196 от 16.06.2020, № 197 от 16.06.2020, № 201 от 16.06.2020, № 349 от 27.08.2020г. нельзя признать относимыми и допустимыми доказательствами вменяемого обществу нарушения.

Указанные Акты передачи отходов не содержат информации, позволяющей отнести указанные отходы и факт их образования к деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту. Филиал АО «Группа «Илим» в Братском районе, помимо объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, осуществляет хозяйственную деятельность на 10 подразделениях, как объектах 3 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в процессе деятельности которых и были образованы отраженные в Актах отходы.

Таким образом, ни Актом проверки, ни протоколом по делу об административном правонарушении, ни постановлением о назначении административного наказания не установлено образование указанных выше отходов, утраты их потребительских свойств, от деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту и соответственно, нарушение установленной обязанности. В материалах административного дела не содержится актов осмотра отходов, актов списания указанных материалов вследствие их износа, объяснения лиц, свидетельствующих, что указанные материалы были списаны. Не содержится фото и видео-материалов, фиксирующих складирование на территории объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, вышеуказанных отходов.

Довод государственного инспектора о том, что представление организацией копий паспортов отходов 1-4 классов опасности в рамках исполнения предписания подтверждает образование данных видов отходов - является неправомерным, и подлежит отклонению на основании следующего.

Ответственность вменяется обществу за отсутствие разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от деятельности объекта 1 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду Промплощадка № 2-Служба по транспорту, а не за отсутствие паспортов на отходы 1-4 классов опасности. Кроме того, представленные паспорта разработаны на отходы, образующиеся в деятельности АО «Группа «Илим» и не содержат указания на отнесения отходов от деятельности Промплощадка № 2-Служба по транспорту. Учитывая изложенное, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, свидетельствующие об образовании отходов, отраженных в Актах от 2019-2020 г. от деятельности объекта 1 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

При изложенных обстоятельствах виновность АО «Группа «Илим» в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя считать установленной и доказанной в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение возникает до образования и передачи отходов. Следовательно, днем совершения правонарушения в указанном случае является дата передачи отходов в соответствии с актами передачи отходов за 2019 и 2020 год, отраженными на странице 8 протокола, 7, 16 постановления.

Как следует из Акта проверки и протокола об административном правонарушении № ВАТ-703/1 от 27.01.2022г. обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ установлены на основании актов передачи отходов за 2019 и 2020 г., отраженных на стр. 8 протокола об административном правонарушении, и мели место 20.11.2019г, 26.12.2019г., 24.09.2019г, 02.04.2019, 16.06.2020г., 27.08.2020г.

В ходе проверки было установлено несколько случаев передачи отходов, утративших потребительские свойства, указанные действия не подпадают под категорию длящегося правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности юридического лица следует исчислять не с момента обнаружения совершенного правонарушения, а с момента совершения противоправных действий, в данном случае с момента передачи указанных отходов по актам передачи без разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, т.е. с 02.04.2019г. по 27.08.2020г.

Кроме того, в период проведения проверки с 29.07.2021г. по 17.08.2021г. у организации, помимо актов передачи отходов за 2019 и 2020г., не было установлено образование указанных выше отходов, утраты их потребительских свойств, т.е. что они были использованы обществом и являлись отходами, на которые не были разработаны проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, от деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту. Не содержится фото и видео-материалов, фиксирующих складирование на территории объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, вышеуказанных отходов.

Учитывая вышеизложенное, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения, выразившегося в отсутствии разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

- холодильники бытовые (ФККО 4 82 511 11 52 4), электрочайник (ФККО 4 82 524 11 52 4), сушилка для рук (ФККО 4 82 523 21 52 4), машины копировальные для офисов (код ФККО 4 82 823 11 52 4) – истек 26.12.2020 г. (акт передачи отходов № 634 от 26.12.2019г.)

- видеорегистраторы автомобильные (ФККО 4 81 433 81 52 4) – истек 20.11.2020г. (акт передачи отходов № 540 от 20.11.2019г.).

- мониторы компьютерные плазменные (ФККО 4 81 205 01 52 4), мониторы компьютерные жидкокристаллические (ФККО 4 81 205 02 52 4), телефоны мобильные (ФККО 4 81 322 11 52 3) – истек 24.09.2020г. (акт передачи отходов № 419 от 24.09.2019г.)

- телефонные и факсимильные аппараты (ФККО 4 81 321 01 52 4) – истек 02.04.2020г. (акт передачи отходов № 104 от 02.04.2019г.),

- телефоны мобильные (ФККО 4 81 322 11 52 3), бензопила (ФККО 4 84 521 11 52 4) – истек 16.06.2021г. (акт передачи отходов № 196 от 16.06.2020г.),

- датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения (ФККО 4 81 433 91 52 4) – истек 16.06.2021г. (акт передачи отходов № 197 от 16.06.2020г.),

- компьютеры портативные (ноутбуки) (ФККО 481 206 11 52 4) - истек 16.06.2021г. (акт передачи отходов № 21 от 16.06.2020г.),

- телефонные и факсимильные аппараты (ФККО 4 81 321 01 52 4), матрасы из натуральных волокон (ФККО 4 02 132 31 62 4), одеяла из натуральных волокон (4 02 132 11 62 4) – истек 27.08.2021г. (акт передачи отходов № 349 от 27.08.2020г.).

Совершение указанного административного правонарушения не несет фактов причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, имеются основания для освобождения АО «Группа «Илим» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Организацией актуализированы данные по постановке на учет объекта НВОС 25-0138-001969-П.

Объекту НВОС Промплощадка № 2-Служба по транспорту (25-0138-001969-П) 16.12.2021г. присвоена 3 категория, в связи с чем разработка и получение нормативов образования отходов для данного объекта не требуется.

Учитывая характер допущенного нарушения, отсутствие по делу доказательств причинения вреда окружающей среде и наступления каких-либо неблагоприятных последствий отсутствием у общества на часть отходов разработанных проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, имеются основания для признания допущенного обществом административного правонарушения малозначительным.

Учитывая вышеизложенное, в материалах дела отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие о совершении Обществом вменяемого ему административного правонарушения. Общество считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На рассмотрение дела законный представитель АО «Группа «Илим» – ФИО3 не явилась, извещалась судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании защитники АО «Группа «Илим» ФИО4, ФИО1 доводы жалобы поддержали.

В судебном заседании должностное лицо старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущий специалист-эксперт Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории – ФИО2 считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Филиал АО «Группа «Илим» в Братском районе на момент проверки был поставлен на учет, как объект I категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору - объект Промплощадка № 2-Служба по транспорту расположен по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 10 172 00 00, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 25-0138-001969-П, дата ввода объекта в эксплуатацию: 24.12.2015.

В ходе плановой проверки (в период с 29.07.2021 по 17.08.2021), проведенной на основании решения от 26.07.2021 № 20-р, проверка проводилась за период с 2019 по 2020 годы, филиалом АО «Группа «Илим» в Братском районе представлены Акты передачи отходов за 2019 и 2020 годы. Из актов было установлено, что на Промплощадке № 2-Служба по транспорту образовывались отходы:

- от 26.12.2019 № 634 холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 511 11 52 4); электрочайник, утративший потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 524 11 52 4); сушилка для рук, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 «82-523 21 52 4); машины копировальные для офисов, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 823 11 52 4); от 20.11.2019 № 540 - видеорегистраторы автомобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 81 52 4);

от 24.09.2019 № 419 - можно отнести к отходам мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККТ 4 81 205 01 52 4) или мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 205 02 52 4), телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3);

от 02.04.2019 № 104: телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4);

от 16.06.2020 № 196 телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3), бензопила, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 84 521 11 52 4);

от 16.06.2020 № 197 датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 9152 4);

от 16.06.2020 № 201 компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 206 11 52 4);

от 27.08.2020 № 349 телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4), матрасы из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 31 62 4), одеяла из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 11 62 4).

Обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение возникает до образования и передачи отходов, которую АО «Группа «Илим» не реализовал.

АО «Группа «Илим» не предпринималось мер по внесению изменений в утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение с момента образования выше указанных отходов, до момента выявления указанного нарушения в ходе плановой проверки.

В жалобе на постановление Филиал АО «Группа «Илим» в Братском районе указывает, что акты передачи отходов № 634 от 26.12.2019, № 419 от24.09.2019, № 104 от 02.04.2019, № 540 от 20.11.2019, № 196 от 16.06.2020, № 197от 16.06.2020, № 201 от 16.06.2020, № 349 от 27.08.2020 нельзя признать относимыми и допустимыми доказательствами вменяемого обществу нарушения; указанные акты передачи отходов не содержат информации, позволяющей отнести указанные отходы и факт их образования к деятельности при эксплуатации объекта I категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

Филиал АО «Группа «Илим» в Братском районе, помимо объекта I категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, осуществляет хозяйственную деятельность на 10 подразделениях, как объектах III категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в процессе деятельности которых и были образованы отраженные в актах отходы.

Таким образом, ни актом проверки, ни протоколом по делу об административном правонарушении ни постановлением назначении административного наказания не установлено образование указанных выше отходов, утраты их потребительских свойств, от деятельности при эксплуатации объекта I категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту и соответственно, нарушение установленной обязанности.

При проведении осмотра 06.08.2021 в рамках плановой проверки места накопления выше перечисленных отходов не представлены для осмотра, следовательно фото- и видеосъемка не производилась, факт образования отходов выявлен по актам выполненных работ за 2019 и 2020 годы.

Вместе с тем, выездная проверка проводилась в отношении деятельности, действия (бездействие) АО «Группа «Илим», в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096, по следующим объектам: Предприятие по производству целлюлозы филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске, код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 25-0138-002123-П; Объект по производству целлюлозы, код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 25-0138-002122-П;Промплощадка № 2 - Служба по транспорту, код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 25-0138-001969-П.

Однако, разработанные паспорта на вышеуказанные отходы, а также представленные ранее (вх. от 17.10.2014 № 10520 - 31 шт., вх. от 21.11.2014 № 12227 - 9 шт., вх. от 19.01.2015 № 857 - 7 шт., вх. от 10.02.2015 № 2800 - 12 шт., вх. от 12.03.2015 № 4262 - 3 шт., вх. от 23.03.2015 № 4558 - 3 шт., вх. от 14.04.2015 № 5383 - 1 шт., вх. от 04.06.2015 № 8222 - 9 шт., вх. от 24.06.2015 № 8842 - 1 шт., вх. от 03.08.2015 № 9996 - 3 шт., вх. от 08.12.2015 № 13646 - 1 шт., вх. от 29.04.2016 № 4785 - 6 шт., вх. от 04.07.2016 № 7036 - 3 шт., вх. от 18.08.2016 № 8525 - 67 шт., вх. от 19.09.2016 № 9587 - 1 шт., вх. от 13.02.2019 № 1751 - 1 шт., вх. от 09.01.2018 № 59 - 1 шт., вх. от 13.02.2019 № 1751 - 1 шт., вх. от 23.05.2019№ 6835) разработаны АО «Группа «Илим», что подтверждает факт образования указанных отходов, которые должны быть включены в нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно п. 13.4 решения о проведении проверки от 26.07.2021 № 20-р в области обращения с отходами производства и потребления у АО «Группа «Илим» были запрошены следующие документы: договоры на передачу отходов сторонним организациям, с приложением актов выполненных работ по договорам о приёме/передаче отходов, а также актов о передаче отходов на утилизацию, обезвреживание, размещение.

Согласно данному запросу АО «Группой «Илим» представлены выше перечисленные акты, подтверждающие образование отходов в отсутствии разработанных паспортов опасных отходов I - IV классов опасности и разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нарушение, выразившееся в неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение в отношении вышеперечисленных отходов за период с 2019 по 2020 годы, выявлено в рамках плановой проверки, акт плановой выездной проверки от 17.08.2021 № ВАТ-703, привлечение к административной ответственности возможно до 18.08.2022, что соответствует разъяснениям постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

С учетом признаков объективной стороны административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения, так как может привести к искажению реальных сведений об образовании отходов, что влечет за собой неверный учет отходов и может повлечь сокрытие информации о движении отходов. Кроме того, в деянии лица усматривается продолжительный период нарушения, что также могло повлиять на искажение информации о движении отходов и привести к более серьезным нарушениям

Согласно свидетельству об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 16.12.2021 № 5265715, III категория объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду Промплощадка № 2 - Служба по транспорту (25-0138-001969-П) присвоена 16.12.2021, следовательно, обязанность по разработке нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение у АО «Группа «Илим» имелась.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначено АО «Группа «Илим» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица. Ранее Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания от 28.10.2021 № ВАТ-703/4 по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Группа «Илим».

Выслушав участников производства, исследовав доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.

На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Состав административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица АО «Группа «Илим» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились выявленные в ходе плановой проверки (в период с 29.07.2021 по 17.08.2021), проведенной на основании решения от 26.07.2021 № 20-р, проверка проводилась за период с 2019 по 2020 годы, филиалом АО «Группа «Илим» в Братском районе представлены акты передачи отходов за 2019 и 2020 году. Из актов было установлено, что на Промплощадке № 2-Служба по транспорту образовывались следующие отходы:

- от 26.12.2019 № 634 холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 511 11 52 4); электрочайник, утративший потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 524 11 52 4); сушилка для рук, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 «82-523 21 52 4); машины копировальные для офисов, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 823 11 52 4); от 20.11.2019 № 540 - видеорегистраторы автомобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 81 52 4);

от 24.09.2019 № 419 - можно отнести к отходам мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККТ 4 81 205 01 52 4) или мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 205 02 52 4), телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3);

от 02.04.2019 № 104: телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4);

от 16.06.2020 № 196 телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3), бензопила, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 84 521 11 52 4);

от 16.06.2020 № 197 датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 9152 4);

от 16.06.2020 № 201 компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 206 11 52 4);

от 27.08.2020 № 349 телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4), матрасы из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 31 62 4), одеяла из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 11 62 4) в отсутствие: разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п. 1, 2 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Для привлечения к административной ответственности, согласно приведенной выше правовой норме, необходимо установить, что в процессе хозяйственной деятельности субъекта административной ответственности образуются отходы производства и потребления I-V классов опасности, которые в установленном порядке не учитываются.

Понятие отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно которой под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно частей 1, 3 статьи 14 названного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно постановлению о назначении административного наказания № ВАТ-703/1 от 17.03.2022 г. нарушение вышеуказанных требований законодательства установлено в отношении части отходов, отраженных в актах передачи отходов за 2019 и 2020 год.

В постановлении о назначении административного наказания государственным инспектором отражено, что в рамках плановой проверки места накопления отходов не представлены для осмотра, факт образования отходов выявлен по актам выполненных работ за 2019 и 2020 годы.

Вместе с тем, акты передачи отходов № 634 от 26.12.2019, № 419 от 24.09.2019, № 104 от 02.04.2019, № 540 от 20.11.2019, № 196 от 16.06.2020, № 197 от 16.06.2020, № 201 от 16.06.2020, № 349 от 27.08.2020 не содержат информации, позволяющей отнести указанные отходы и факт их образования к деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

Филиал АО «Группа «Илим» в Братском районе, помимо объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, осуществляет хозяйственную деятельность на 10 подразделениях, как объектах 3 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в процессе деятельности которых и были образованы отраженные в актах отходы.

Кроме того, в период проведения проверки с 29.07.2021г. по 17.08.2021г. у организации, помимо актов передачи отходов за 2019 и 2020г., не было установлено образование указанных выше отходов, утраты их потребительских свойств, т.е. что они были использованы обществом и являлись отходами, на которые не были разработаны проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, от деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

Таким образом, ни актом проверки, ни протоколом по делу об административном правонарушении, ни постановлением о назначении административного наказания не установлено образование указанных выше отходов, утраты их потребительских свойств, от деятельности при эксплуатации объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту и соответственно, нарушение установленной обязанности.

В материалах дела не содержится актов осмотра отходов, актов списания указанных материалов вследствие их износа, объяснений лиц, свидетельствующих, что указанные материалы были списаны, равно как и фото и видео-материалов, фиксирующих складирование на территории объекта 1 категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Промплощадка № 2-Служба по транспорту, вышеуказанных отходов.

Кроме того, представленные паспорта разработаны на отходы, образующиеся в деятельности АО «Группа «Илим» и не содержат указания на отнесения отходов от деятельности Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

Учитывая изложенное, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, свидетельствующие об образовании отходов, отраженных в актах от 2019-2020 г. от деятельности объекта 1 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду Промплощадка № 2-Служба по транспорту.

При изложенных обстоятельствах виновность АО «Группа «Илим» в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя считать установленной и доказанной в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку в действиях АО «Группа «Илим» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущий специалист-эксперт Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории – ФИО2 № ВАТ-703/1 от 17.03.2022 года в отношении АО «Группа «Илим» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Остальные доводы защитника АО «Группа «Илим» правового значения при рассмотрении жалобы не имеют.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника АО «Группа «Илим» - ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущий специалист-эксперт Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории – ФИО2 № ВАТ-703/1 от 17.03.2022 года в отношении АО «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Орлова