ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1034/2021 от 20.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №12-1034/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 20 декабря 2021 года

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , зарегистрированного по адресу: , на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 №27027/21/67986 от 12.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 12.10.2021 министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвернут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, где указал, что министерство ЖКХ уведомляло межрайонный отдел судебных приставов о невозможности исполнить решение суда по объективным причинам; министерство не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в рамках исполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; приобретение жилых помещений в собственность Хабаровского края осуществляет министерство имущественных отношений, а строительство – министерство строительства; 13.03.2019 направлялась заявка о строительстве (приобретении) жилого помещения для жилое помещение будет предоставлено по мере строительства или приобретения; должником по исполнительному производству является юридическое лицо – министерство; министр не может быть привлечен к ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ; в отношении министра постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном законом порядке; согласно письменному заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием защитников.

Защитники Нарожный Е.П. и Миронова А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме; полагают оспариваемое постановление подлежащим отмене, в том числе по доводам, изложенным в письменных пояснениях, согласно которым министерство ЖКХ и министр не уклоняются от исполнения решений судов, принимают все необходимые меры; вина отсутствует; полномочия министерства установлены п.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 №96, п.3.3 распоряжения Губернатора Хабаровского края от 19.12.2012 №645-р, определены распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31.12.2017 №775-р и постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 №205-пр, п.п.4.1, 4.3 постановления Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 №136-пр; из системного толкования данных правовых актов следует, что министерство является органом исполнительной власти, которое предоставляет жилые помещения детям-сиротам только после того, как эти жилые помещения поступят в оперативное управление КГКУ «Государственный жилищный фонд Хабаровского края» по результатам строительства министерством строительства края и (или) покупке их министерством имущественных отношений края; при этом, уполномоченным органом исполнительной власти по координации деятельности органов исполнительной власти по обеспечению на территории края жилищных прав детей-сирот является министерство образования и науки Хабаровского края; министерство для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в том числе для исполнения судебных актов обязано только направлять в министерство строительства и министерство имущественных отношений края количество квартир, которое необходимо для обеспечения детей-сирот; министерство ежегодно направляло такие заявки; формирование жилищного фонда для детей-сирот возложено на министерство строительства и министерство имущественных отношений края; за период с 2006 года по 01.06.2021 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях встало 6 549 сирот; за этот же период министерству ЖКХ передано для предоставления сиротам 2 247 жилых помещения; в 2021 году (по состоянию на 19.11.2021) 59 жилых помещений для сирот включены в жилищный фонд края; по состоянию на 19.11.2021 неисполненных решений судов о предоставлении жилых помещений сиротам составило 1340, имеются решения судов с 2011 года, которые не исполнены по разным основаниям (розыск сирот, отсутствие квартир в населенному пункте и т.д.); министерство не является главным распорядителем средств на строительство (покупку) жилых помещений для сирот, как и на исполнение решений судов, а только на социальную выплату, которая предоставляется сиротам для покупки в собственность жилых помещений (в 2021 году предусмотрено 246 млн. руб. на указанную социальную выплату, на 2022 год - 316 млн. руб.); министерство не имело возможности в связи с отсутствием достаточного количества квартир и достаточных средств на социальную выплату, исполнить решения судов; несмотря на то, что на министерство не возложены обязанности по защите жилищных прав детей-сирот, в целях решения вопроса обеспечения их жильем, в том числе по решению судов, явилось инициатором и разработчиком механизмов обеспечения сирот жилыми помещениями через социальную выплату на покупку квартир - положений ст.5.2 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 №119, которые вступило в силу 09.12.2020, о возможности предоставлять сиротам социальную выплату на покупку квартир, при этом взяло на себя полномочия по осуществлению данной социальной выплаты, которая реализуется с 2021 года, и механизмов предоставления сиротам маневренного жилищного фонда, как временной меры защиты их жилищных прав - Закон Хабаровского края от 23.10.2019 №12; 12.03.2021 министерство направило заявку в министерство финансов края о включении в бюджет средств в размере 4,2 млрд. руб. на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам; министерство строительства края не обеспечило плановые показатели ввода жилья для сирот, что подтверждается письмами; с 01.01.2019 вступил в силу п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установивший, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25% от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти, что не позволило министерству предоставить жилые помещения сиротам в многоквартирных домах по адресам: <...> <...>; к полномочиям министерства относятся : мероприятия, направленные на исполнение решений судов; подготовка решения о предоставлении жилых помещений гражданам отдельных категорий после регистрации права собственности министерством имущественных отношений жилых помещений, которые куплены этим министерством или построены министерством строительства. Принятие решений о предоставлении жилых помещений по договорам специализированного жилого найма сиротам напрямую зависит о наличии жилых помещений в казне края приобретенных или построенных для сирот; ФИО1 не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитников, судья приходит к следующему.

Часть 1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вынесенный старшим судебным приставом – исполнителем акт в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 законным признать нельзя.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Исходя из материалов дела, ФИО1 не уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Судебным приставом-исполнителем представлено адресованное министру ФИО1 уведомление от 23.09.2021 о том, что вышеуказанное процессуальное действие состоится 27.09.2021 в 10 часов 50 минут.

Между тем, протокол об административном правонарушении составлен 28.09.2021.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение его права на защиту.

Также, производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом (ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, среди прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

В подтверждение вины ФИО1 должностным лицом отдела судебных приставов представлен протокол об административном правонарушении.

Иных доказательств, подтверждающих вину министра, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, в представленных отделом судебных приставов документах имеются письменные пояснения защитника Водопьянова Н.А., согласно которым министерство в соответствии с бюджетным законодательством не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемым в рамках исполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приобретение жилых помещений в собственность Хабаровского края осуществляет министерство имущественных отношений Хабаровского края, а строительство – министерство строительства Хабаровского края. В соответствии со ст.5.2 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 №19 ФИО3 направлено уведомление от 30.08.2021 №11749 о наличии права на социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Оценки данные доводы в оспариваемом постановлении не получили.

Также, в вынесенном акте имеется ссылка на письмо и.о. министра ЖКХ от 10.03.2021 №1-07/3100, которое в материалах дела отсутствует.

Распоряжения о назначении ФИО1 на должность, документа, содержащего его должностные обязанности, не имеется.

Таким образом, выводы о виновности ФИО1 во вмененном деянии преждевременны.

Поскольку должностным лицом отдела судебных приставов допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не могут быть устранены судом, они в соответствии со ст.30.7 КоАП РФ влекут отмену постановления и направление дела на новое рассмотрение, поскольку не позволили полно и объективно рассмотреть дело.

Установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Приведенные в жалобе доводы подлежат оценке при новом рассмотрении дела должностным лицом.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 №27027/21/67986 от 12.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.