ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1035/2022 от 26.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

26 июля 2022 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Лаптева М.Н., с участием заявителя главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1, представителя заявителя по доверенности ФИО4, представителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО5, рассмотрев жалобу главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении / от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края / от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, которым она, как главный бухгалтер государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей. В обоснование жалобы указывает, что в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку деревья, отсутствие учетных документов на которые ей вменяется в вину, исторически произрастали на территории колледжа, в связи с чем не признаются объектом налогообложения, соответственно, не вовлечены в экономический оборот.

В судебном заседании заявитель, представитель заявителя по доверенности ФИО4 доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО5 полагала, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считаю, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения, по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления заместителя руководителя департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3/ от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Согласно указанному постановлению, между министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее также - Министерство, Уполномоченный орган), в лице начальника управления экономики образования и финансов ФИО6, и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» (далее также - ГБПОУ КК «КТЭК»), в лице директора ФИО7 заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ-БУ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ-БУ).

Предметом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ-БУ являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении Уполномоченным органом Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее также - Субсидия).

Между ГБПОУ КК «КТЭК», в лице директора ФИО7 и ООО «Акация», в лице генерального директора ФИО8, (далее - Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор ).

Согласно пункту 1 Договора , Исполнитель обязуется выполнить услуги по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов (далее - Услуги) по адресам: , г. Краснодар, ; г. Краснодар, ; 350033, г. Краснодар, дамба, 3. Цена Договора составляет 500 000,00 рублей.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ по унифицированной форме № КС-3 стоимость выполненных работ по объектам составила: г. Краснодар, - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ по унифицированной форме № КС-2); г. Краснодар, - 200 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ по унифицированной форме № КС-2); г. Краснодар, дамба, 3 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ по унифицированной форме № КС-2). Общая стоимость выполненных работ составила - 500 000,00 рублей. Акты по форме КС-2 и справка по форме КС-3 подписаны директором Учреждения ФИО7

Указанные Услуги оплачены платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 342 000,00 рублей из средств, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (тип средств 50.00.00); от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 158 000,00 рублей из средств, полученных от приносящей доход деятельности (тип средств 20.00.00).

Однако многолетние насаждения, расположенные по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, дамба, 3, в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления не числятся, следовательно, расходы на оплату услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов в отношении многолетних насаждений, расположенных по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, дамба, 3 произведены в отсутствие документов, свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения.

Пунктом 1.1 учетной политики, утвержденной приказом директора ГБПОУ КК «КТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета» (далее - Учетная политика), определено установить организацию, формы и способы ведения бухгалтерского учета, систему налогового учета на основании действующих нормативных документов (с учетом изменений), в том числе: федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция н); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция н); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Инструкция н); федеральными стандартами, утвержденными приказами Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, 257н, 258н, 259н, 260н; от ДД.ММ.ГГГГн, 275н, 278н; от ДД.ММ.ГГГГн.

Согласно пункту 3.1 Учетной политики объектами бухгалтерского учета Учреждения, в том числе, являются активы.

Пунктом 5.1 Учетной политики установлено, что все операции, проводимые Учреждением, оформляются первичными документами по перечню, утвержденному Инструкцией н.

Согласно пункту 5.2 Учетной политики для ведения бухгалтерского учета применяются перечень унифицированных форм первичных документов и перечень регистров бухгалтерского учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели, установленные Инструкцией н.

В соответствии с пунктом 5.3 Учетной политики, данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются за текущий месяц, в том числе, в регистре бухгалтерского учета «Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов».

Согласно пункту 6.3 Учетной политики, в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности обеспечить, установленный законодательством РФ, следующий порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании Учреждения; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; инвентаризация основных средств проводится один раз в три года; при реорганизации или ликвидации организации.

Пунктом 8.2 Учетной политики установлено, что для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Учреждением применяются счета аналитического учета в соответствии с видом объекта учета и содержанием хозяйственной операции.

Согласно приложению к Учетной политике к перечню регистров бухгалтерского учета, в том числе, относятся: инвентарная карточка учета нефинансовых активов; инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов; оборотная ведомость по нефинансовым активам; инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов.

Согласно Инструкции н для инвентаризации многолетних насаждений должна применяться инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Актом обследования зеленых насаждений, подписанным ведущим специалистом отдела озеленения департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования города Краснодар, установлено наличие деревьев, расположенных, в том числе, по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, и г. Краснодар, дамба, 3 в отношении которых необходимо провести работы по обрезке и вырубке.

Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов объект - Многолетние насаждения по адресу местонахождения: г. Краснодар, , отнесены к виду объекта - иное движимое. Первоначальная стоимость объекта составляла 8 213,40 рубля, остаточная - 0,00 рублей.

В отношении деревьев, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, дамба, 3, документы (инвентарная карточка, первичный учетный документ по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива и т.д.), свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения (либо в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления) отсутствуют.

В ходе проверки Учреждению направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием представить пояснения, в том числе по вопросу: принадлежности указанного имущества (деревья, указанные в договоре от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов) ГБПОУ КК КТЭК, с привязкой к земельным участкам.

Из пояснений директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многолетние насаждения состоят на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Деревья, указанные в договоре от ДД.ММ.ГГГГ состоят на учете не в полном объеме.

Согласно представленной Учреждением оборотно-сальдовой ведомости по дебету счета 101.38 по строке Многолетние насаждения отражено сальдо на начало и на конец 2020 года в сумме 8 213,40 рублей.

Также из пояснений директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно акта обследования зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ и порубочного билета от ДД.ММ.ГГГГ валка и обрезка деревьев произведена в границах земельных участков: с кадастровым номером 23:43:0205019:18 по адресу: г. Краснодар, ; с кадастровым номером 23:43:0403015:19 по адресу: г. Краснодар, ; с кадастровым номером 23:43:0304060:8 по адресу: г. Краснодар, .

Межевые планы по данным адресам отсутствуют.

Из представленных Учреждением документов следует, что в отношении деревьев, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, отсутствуют первичные учетные документы (акт о результатах инвентаризации, в случае установления излишков по итогам инвентаризации), а также регистры бухгалтерского учета (инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов, ведомость расхождений по результатам инвентаризации, инвентарная карточка учета нефинансовых активов, инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов).

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ предусмотрено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2016 году» (вместе с «Планом мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2016 году») дано распоряжение обеспечить проведение балансодержателями в пределах установленной компетенции инвентаризации государственного имущества Краснодарского края, с целью выявления непрофильного имущества, в том числе, ответственным исполнителям - государственным учреждениям Краснодарского края.

Кроме того, пунктом 17 плана мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2021 году утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2021 году» в отношении государственных учреждений Краснодарского края установлено ежегодное проведение инвентаризации в целях выявления непрофильного имущества.

Вместе с тем, несмотря на вышеуказанное, Учреждением не приняты меры по отражению многолетних насаждений, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, в бухгалтерском учете, в связи с чем на указанные объекты основных средств отсутствуют первичные учетные документы, на основании которых надлежало осуществить принятие таких объектов, а также отсутствуют регистры бухгалтерского учета, содержащие соответствующие данные о многолетних насаждениях, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, .

Из изложенного следует, что Учреждение, не предприняло мер по отражению на счетах бухгалтерского учета, нефинансовых активов, что привело к нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в части не отражения в первичных учетных документах, а также регистрах бухгалтерского учета информации о наличие нефинансовых активов.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, факты хозяйственной жизни не оформлены первичными учетными документами, не зарегистрированы и не отражены регистрах бухгалтерского учета.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными по следующим основаниям:

Довод заявителя о возможности включения многолетних насаждений в состав основных средств только на основании пункта 43 Приложения Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов...», который указывает, что это возможно только на основании капитальных вложений, подлежит отклонению в виду следующего.

Пункт 43 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее также - Приказ Минфина н) звучит: капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ, в то время, как заявитель поменяв местами слова придал данной норме противоположное значение.

В соответствии с пунктом 7 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства» (далее также - приказ Минфина РФ н) группами основных средств являются, в том числе, многолетние насаждения (подпункт «е»).

Согласно пункту 8 приказа Минфина РФ н объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее соответственно - учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с пунктом 9 приказа Минфина РФ н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Критерии признания объекта основных средств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Стандарта, должны применяться к инвентарному объекту в целом. Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в установленном порядке. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

В соответствии с пунктом 24 приказа Минфина РФ н объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Согласно пункту 43 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее также - Приказ Минфина н) капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В разъяснениях Минфина России, изложенных в письме от 27.10.2015г., на которые также ссылается заявитель, идет речь о лесе, а не о многолетних насаждениях. Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (п. 3.1.3 Стандарта отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, согласно пункту 7 приказа Минфина РФ н многолетние насаждения являются группами основных средств.

Кроме того, для отражения на забалансовом счете, также необходимо наличие первичных учетных документов, которые у Учреждения отсутствуют.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету понимается, в том числе, отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с данной статьей, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2 учетной политики, утвержденной приказом директора ГБПОУ КК «КТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета», бухгалтерский учет Учреждения осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

В рассматриваемый период полномочия главного бухгалтера ГБПОУ КК «КТЭК» осуществляла ФИО1

Таким образом, вина ФИО1 административным органом полностью доказана и подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах, действия главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в пределах санкции статьи с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

При возбуждении дела об административном правонарушении, а также при вынесении постановления по делу Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края были соблюдены требования КоАП РФ, касающиеся процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3/ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренной главой 30 КоАП РФ.

Судья: