ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1037/20 от 23.04.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск 23 апреля 2021 года

пр. Ульяновский, 4 «и»

Судья Советского районного суда г. Красноярска Рудиш Г.В.,

При участии защитника ООО «СТ – ТБО» Нюхиной С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, законного представителя ФИО1

Главного специалиста – эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «СТ-ТБО» Донгак Д.Р. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «СТ-ТБО»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № РТ-ТР-006/1 от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 ООО «СТ-ТБО» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, защитник ООО «СТ-ТБО» Донгак Д.Р. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу, указав, что в действиях ООО «СТ-ТБО» нет состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Вывод о том, что ООО «СТ-ТБО» не обеспечивает соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами (принятая территориальная схема обращения с ТКО не выполняется) является необоснованным, поскольку несоблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов возможно в том случае, когда при транспортировании отходов нарушаются (не соблюдаются) маршруты (потоки) их вывоза, установленные территориальной схемой. Тем самым нарушение схемы потоков от источников их образования предполагает совершение региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами активных действий по транспортированию отходов по маршрутам (потокам), не предусмотренным территориальной схемой. В свою очередь, отсутствие договорных отношений по оказанию услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами означает, что региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами вообще не осуществляет транспортирование отходов по какому-либо маршруту (потоку) и не имеет сведения об источниках образования отходов. В связи с этим отсутствие договорных отношений и сведений об источниках образования отходов не может быть квалифицировано как несоблюдение потоков твердых коммунальных отходов. ООО «СТ-ТБО» опубликовало ДД.ММ.ГГГГ в газете «Тувинская правда» выпуск №88 (18129), ДД.ММ.ГГГГ в газете «Тувинская правда» выпуск №90 (18131), ДД.ММ.ГГГГ в газете «Тувинская правда» выпуск №137 и одновременно на своём официальном сайте www.st-tdo.ru публичное предложение (публичную оферту) о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и соответствующий типовой договор. Заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, от собственников отходов (потребителей) Барун-Хемчинский район, Дзун-Хемчинский район, Каа-Хемский район (за исключением с.Сарыг-Сеп), Кызыльский район (за исключением пгт.Каа-Хем), Тоджинский район (все населенные пункты), Чеди-Хольский район (за исключением с.Хову-Аксы и с.Сайлыг) в адрес ООО «СТ-ТБО» не поступали. Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не имеет правовых оснований для того, чтобы принудить потребителей подать заявки на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В свою очередь ООО «СТ-ТБО» неоднократно обращалось в Администрации всех кожуунов Республики Тыва с целью получения необходимой информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, действующих на территории муниципальных образований. Данные сведения позволили бы региональному оператору принять меры по заключению договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, сформировать маршруты вывоза отходов, заключить договоры на их транспортирование. Однако до настоящего времени указанная информация в полном объёме не предоставлена. Согласно статье 13.4. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещение такого реестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте. В нарушение данной правовой нормы реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены. Отсутствие данной информации препятствует организации оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Согласно Территориальной схеме отходы в Чеди-Хольском районе и в Каа-Хемский районе должны размещаться на мусороперерабатывающих станциях, которые до настоящего времени на территории Республики Тыва отсутствуют, в связи с чем отходы размещаются на площадках временного накопления отходов, которые предусмотрены Территориальной схемой (таблица №11), координаты данных площадок указаны в Журналах движения отходов. Иных площадок на территории указанных районов нет. Таким образом, Региональным оператором соблюдается Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и не нарушаются Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов предполагает совершение региональным оператором активных действий по транспортированию отходов по потокам, не предусмотренным территориальной схемой. Управлением не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения ООО «СТ – ТБО» Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Отсутствие мусоропогрузочных станций (далее – МСП), предусмотренных Территориальной схемой, организация мест накопления, охват жителей услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами обусловлено бездействием органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которыми не организовываются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не ведутся реестры площадок накопления отходов. Невыполнение своих обязанностей органами исполнительной власти республики и местного самоуправления, выраженно в отсутствии в территориальной схеме данных об источниках образования отходов, отсутствие контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, отсутствие данных о местоположении контейнерных площадок послужило столь малому охвату территории Республики Тыва.

Кроме того, утверждение о том, что ООО «СТ-ТБО» не представлены в установленном порядке оформленные маршрутные журналы о движении мусоровозов ООО «ЭКО-ПРИМ», ООО УК «Надежда», МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг-Сеп», не является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Во-первых, не предоставление маршрутных журналов не относится к нарушению требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и не влечет за собой никаких негативных последствий для окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Во-вторых, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. ООО «СТ-ТБО» заключило договоры на транспортирование отходов со следующими операторами: ООО «ЭКО-ПРИМ», ООО УК «Надежда», МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг-Сеп». Требование Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора о представлении маршрутных журналов поступило ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 37 минут. Незамедлительно запрос о предоставлении информации был направлен операторам по транспортированию отходов, которые в течение одного рабочего дня обязаны представить данные журналы. В виду того, что контролирующим органом маршрутные журналы запрошены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исполнить требование в полном объеме за один рабочий день не представилось возможным. Частично маршрутные журналы были представлены. В случае установления более разумных сроков, данное требование было бы выполнено в полном объеме.

Также, вывод о том, что ООО «СТ-ТБО» не исполняет требования Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, является необоснованным. В рамках проведенной проверки Енисейским Межрегиональным управлением Росприроднадзора вопрос о ликвидации несанкционированных свалок не проверялся и не исследовался. У ООО «СТ-ТБО» по данному вопросу не были запрошены документы, пояснения не давались. Места «несанкционированных свалок», указанные в обжалуемом постановлении, являются местами постоянного складирования отходов жителями города Кызыла. Захламление данной территории происходит по причине того, что значительный период времени жители города Кызыла складировали отходы в этих местах. Границы указанной свалки определить не представляется возможным. Данные свалки представляют собой места временного накопления отходов. Территория, на которой они располагаются, находится в ведении мэрии города Кызыла, и соответственно, лицом, обязанным ликвидировать данные места размещения отходов, является орган местного самоуправления. Уборка несанкционированных свалок предусмотрены муниципальными контрактами на благоустройство территории г. Кызыла, заключенных с МУП «Благоустройство» в соответствии с размещенными закупками на сайте http://zakupki.gov.ru// Финансирование на ликвидацию свалок предусмотрено государственной программой.

Помимо этого, распоряжение на проведение проверки Енисейским межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2020 г. № 006-р/п устанавливает проведение плановой документарной и выездной проверки. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц указываются следующие сведения - цель и основание проведения каждой плановой проверки. В соответствии с пунктов 7 статьи 9 Закон № 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года. Так, на сайте Генеральной прокуратуры РФ (https://proverki.gov.ru/wps/portal/) указана цель проведения проверки ООО "СТ-ТБО" лицензионный контроль. Основание проведения плановой проверки: истечение установленного законом периода со дня государственной регистрации юридического лица (дата основания регистрации: 19.04.2017). Иные основания в соответствии с федеральным законом: п.4, ст.26.2, ч,8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, пп.1 ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ. Соблюдение ООО «СТ-ТБО» требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов) в план проверки не включено. В пункте 10 распоряжения № 006-р/п указаны обязательные требования, подлежащие проверке, включающие лицензионный контроль - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Подпунктом 13.2 пункта 13 распоряжение № 006-р/п от регионального оператора истребованы документы, не относящиеся к лицензионному контролю. Управление вышло за пределы перечня видов надзора, указанных в Сводном Плане проверок на 2020 год, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Пунктом 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона №294-ФЗ в отношении одного микропредприятия, каковым является ООО «СТ-ТБО» в соответствии с подпунктом "б" части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проверка не может превышать пятнадцать часов в год. В распоряжении № 006-р/п (пункт 8) указан срок проведения проверки - не более 15 рабочих часов в период с 27.01.2020 по 4.02.2020. В распоряжении не указано - по сколько часов в день в период с 27.01.2020 по 4.02.2020 проверка должна проводиться. В акте проверки от 04.02.2020 № РТ-ТР-006 указано: общая продолжительность проверки ("рабочих дней/часов") - с 27.01.2020 по 4.02.2020/15 часов, т.е. 7 рабочих дней и 15 рабочих часов. При этом, в акте не заполнен раздел "Дата и время проведения проверки" с указанием продолжительности проведения проверок. С учетом графика работы государственных служащих с восьми часовым рабочим днём, фактически время проверки регионального оператора превысило 15 часов и составило 54 часа (6 дней по 8 часов и 1 день - 6 часов).

Защитник ООО «СТ-ТБО» Нюхина С.А., законный представитель ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержали по изложенным основаниям.

Главный специалист – эксперт межрегионального отдела правового обеспечения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, ссылаясь на основания, указанные в отзыве на жалобу, в котором указала, что приведенные в жалобе доводы свидетельствует о неправильном толковании норм права, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и расцениваются, как стремление ООО «СТ-ТБО» уйти от административной ответственности за совершенное административное правонарушение. ООО «СТ-ТБО» привлечено к административной ответственности не за совершение региональным оператором активных действий по транспортированию отходов по потокам (маршрутам), не предусмотренным территориальной схемой, а за неполную организацию деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на всей территории Республики Тыва в соответствии с утвержденной территориальной схемой.

В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО «СТ-ТБО» не выполняются обязанности регионального оператора в отдельных населенных пунктах, а именно: не организован сбор и транспортировка отходов: в территориальной зоне «Западная» - Барун-Хемчикский район (все населенные пункты), Дзун-Хемчикский район (все населенные пункты); в территориальной зоне «Восточная» - Каа-Хемский район (все населенные пункты за исключением с. Сарыг-Сеп), Кызылский район (все населенные пункты за исключением пгт. Каа- Хем), Тоджинский район (все населенные пункты), Чеди-Хольский район (все населенные пункты, кроме с. Хову-Аксы и с. Сайлыг). В свою очередь собираемые отходы из с. Хову – Аксы и с. Сайлыг Чеди-Хольского района, а также из с. Сарыг - Сеп должны вывозиться на мусороперегрузочную станцию, и по мере накопления с МПС должны вывозиться на полигон г. Кызыла. С 17.12.2018 г. по настоящее время (более 11 месяцев) ООО «СТ – ТБО» отходы с места временного накопления не вывезены на полигон г. Кызыла. Таким образом, ООО «СТ-ТБО» привлечено к административной ответственности, в том числе за не соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной Территориальной схемой обращения с отходами, т.е. принятая Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами обществом не выполняется. Также, ООО «СТ-ТБО» не были представлены маршрутные журналы о движении мусоровозов по операторам ООО «ЭКО-ПРИМ», ООО УК «Надежда», МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг- Сеп». Также, заявитель утверждает, что в рамках проверки Управлением вопрос о ликвидации несанкционированных свалок не проверялся и не исследовался. У ООО «СТ-ТБО» по данному вопросу не были запрошены документы, пояснения не давались. Вместе с тем, во время проведения проверки в отношении ООО «СТ-ТБО» поступила служебная записка от 31.01.2020 г. от специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Тыва ФИО4 о не исполнении ООО «СТ-ТБО» ранее направленного требования Управления о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов ТКО (ТБО) на территории г. Кызыла. Согласно служебной записке 28 января 2020 года было проведено рейдовое мероприятие по ранее выявленным местам несанкционированного размещения отходов в 2019 году с целью проверки исполнения ООО «СТ-ТБО» требований о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов ТКО (ТБО) на территории г. Кызыла. Так по результатам контрольного обследования, всех мест несанкционированного размещения отходов было установлено, что несанкционированные свалки ТКО (ТБО) не ликвидированы. Следовательно, требования Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора о ликвидации свалок ООО «СТ-ТБО» не были исполнены, что является нарушением п. 17 Правил обращения с ТКО № 1156. В части соблюдения порядка проведения проверки указала, что общая продолжительность проверки Управление соблюдена. Поскольку ООО «СТ – ТБО» является самостоятельным хозяйствующим субъектом без филиалов и представительств, поэтому заполнение в акте информации о продолжительности почасовой проверки не требуется. В части несоответствия проверки утверждённому плану проверок, указала, что при осуществлении лицензионного контроля его предметом является соблюдение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, в том числе проверка сведений лицензиата о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Проверка проведена с учетом поставленных задач, без нарушений требований действующего законодательства.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела и, оценив исследованные доказательства в своей совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит доказыванию наличие, в числе других обстоятельств, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. п. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Енисейского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 от 10 января 2020 года № 006-р/п проведена плановая документарная и выездная проверки в отношении ООО «СТ-ТБО», в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора с целью выявления, предупреждения и пресечения нарушений хозяйствующим субъектом требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии с п. 176 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 г. Задачами проверки являлись проверка соблюдения ООО «СТ – ТБО» требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов), лицензионный контроль. Срок проверки установлен не более 15 рабочих часов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Уведомление о проведении плановой документарной и выездной проверки ООО «СТ – ТБО» по месту нахождения: <адрес>, а также распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р/п вручено законному представителю ООО «СТ – ТБО» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки Управлением установлено, что постановлением Правительства Республики Тыва от 28.05.2018 г. № 280 утверждена Государственная программа Республики Тыва «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Республике Тыва на 2018-2026 г.». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 г. № 102-од ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Республики Тыва. Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва между региональным оператором и органом исполнительной власти (организатор конкурса) заключено 29.05.2018 г. сроком на 10 лет (01.06.2018 г. по 01.06.2028 г.) в рамках реализации данного Соглашения ООО «СТ–ТБО» выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Республики Тыва.

Основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Тыва, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28.12.2016 г. № 220 (далее – Территориальная схема)

В 2018 г. ООО «СТ-ТБО» заключено 212 договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, 19 управляющими компаниями, в 2019 г. заключено 455 договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, 64 договора с физическими лицами, 7 договоров с управляющими компаниями, 2135 прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с письмом ООО «СТ – ТБО» от 27.01.2020 г. № 77 ТКО передаются для размещения на полигон г. Кызыла и в места временного хранения согласно территориальной схеме.

Согласно территориальной схеме МПС – мусороперегрузочные станции (в настоящее время отсутствуют, не построены), ПВН – площадки временно накопления. Вывоз отходов с ПВН происходит по мере накопления, но не реже одного раза в 11 месяцев.

В ходе проверки установлены следующие нарушения, отраженные в акте № РТ-ТР-006 от 04.02.2020 г.:

- ООО «СТ-ТБО» в соответствии с договором от 17.12.2018 г. № 4-пр. на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, дополнительного соглашения №№ 1 от 29.12.2018 г. к договору с ООО УК «Надежда», а также в соответствии с договором о от 03.09.2018 г. № 2-пр на оказание услуг по сбору, заключенным с МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг – Сеп» отходы места временного накопления из с. Хову - Аксы и с. Сайлыг, с. Сарыг - Сеп на полигон г. Кызыла (более 11 месяцев) не вывозило:

-ООО «СТ – ТБО» не выполняются обязанности регионального оператора в отдельных населенных пунктах, а именно: не организован сбор и транспортировка отходов: в территориальной зоне «Западная» - Барун – Хемченский район (все населенные пункты), Дзун – Хемченский район (все населенные пункты); в территориальной зоне «Восточная» - Каа – Хемский район (все населенные пункты за исключением с. Сарыг – Сеп), Кызыльский район (все населенные пункты за исключением пгт. Каа – Хем), Тоджинский район (все населенные пункты), Чеди – Хольский район (все населенные пункты, кроме с. Хову – Аксы и с. Сайлыг). ООО «СТ-ТБО» не обеспечивает соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной Территориальной схемой обращения с отходами (принятая территориальная схема обращения с ТКО не выполняется);

- ООО «СТ-ТБО» не представлены в установленном порядке оформленные маршрутные журналы о движении мусоровозов ООО «ЭКО-ПРИМ», ООО УК «Надежда», МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг-Сеп»;

- ООО «СТ-ТБО» не исполнило ранее направленные требования Управления о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов ТКО (ТБО) на территории г. Кызыла.

По результатам проверки ООО «СТ-ТБО» на основании постановления № РТ-ТР-006/1 от 27.02.2020 г. привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № РТ-ТР-006/1 от 19.02.2020 г.; распоряжением о проведении плановой документарной и выездной проверки № 006-р/п от 10.01.2020 г.; уведомлением о проведении плановой документарной и выездной проверки ООО «СТ – ТБО», актом № РТ-ЗТ-41 планового (рейдового) осмотра от 28.01.2020 г.; актом проверки № РТ-ТР-006 от 04.02.2020 г. и Уставом ООО «СТ – ТБО», выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому ООО «СТ – ТБО» является микропредприятием; договором от 17.12.2018 г. № 4-пр, заключенным с ООО УК «Надежда» на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; договором от 03.09.2018 г. № 2-пр, заключенным с МУП «Коммунальное хозяйство с Сырыг-Сеп» Каа-хемского района Республики Тыва на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; Территориальной схемой; служебной запиской специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по РТ ФИО4 о проведении рейдового мероприятия, в ходе которого выявлены места несанкционированного размещения отходов; актом № РТ-ЗТ -41 от 28.01.2020 г. составленного в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, с фототаблицей; письмами Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва о ликвидации свалок; приказом № 41 от 28.01.2020 г. об утверждении рейдового задания.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Перечень соответствующих нарушений, признаваемых грубыми, приведенный в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ, является исчерпывающим.

Применительно к рассматриваемой ситуации нарушения вышеприведенных требований Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ со стороны Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора отсутствуют.

Задачи и предмет проверки соответствует разработанному ежегодному плану проверки, в котором в качестве цели, задачи и предмета указан лицензионный контроль, в ходе которого необходимо рассмотреть документы о деятельности ООО «СТ-ТБО», обследовать используемые ООО «СТ-ТБО» при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, транспортные средства и иные объекты. Правовым основанием указана ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ, согласно которой предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч.1).

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 названной выше статьи).

В силу ч. 7 ст. 9 Закона Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В ежегодном сводном плане проведения плановых проверок содержатся данные о проведении плановой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СТ-ТБО», обозначен вид государственного контроля – федеральный государственный экологический надзор.

В соответствии с ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «СТ-ТБО» указан сбор неопасных отходов.

Заявителю выдана лицензия № (24)5155-Т от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности.

Проведение проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накопления, транспортирования, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления не противоречит целям, указанным в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок.

Вместе с уведомлением о проведении проверки приложено распоряжение о проведении проверки, в котором указан предмет, цели и задачи. ООО «СТ-ТБО» надлежащим образом было уведомлено о характере проводимой Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора проверки. Мероприятия, осуществляемые в ходе проверки, соответствовали целям, задачам и предмету проверки.

Сроки проведения проверки не нарушены, поскольку проверка проведена в отношении ООО «СТ – ТБО» по адресу: <адрес> по месту осуществления деятельности, а не каждого его обособленного подразделения.

Поскольку грубых нарушений, влекущих за собой последствия, предусмотренные частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Енисейским межрегиональным управление Росприроднадзора не допущено, оснований для применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Разрешая доводы заявителя о соблюдении ООО «СТ – ТБО» требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, суд учитывает положения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее – Правила N 1156).

В соответствии с п. 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.13(1) Правил N 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Доводы заявителя о том, что схема потоков твердых коммунальных отходов не была соблюдена по причине отсутствия сведений об источниках образования отходов, отсутствия заключенных договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в свою очередь ООО «СТ-ТБО» предприняты исчерпывающие меры по доведению информации о необходимости заключения таких договоров в СМИ газете «Тувинская правда», а также на официальном сайте www.sl-tbo.ru (публичная оферта), кроме того, не были организованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не ведется реестр площадок накопления отходов, суд находит не обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее по тексту - территориальная схема).

На основании статьи 5, пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" дано определение схемы потоков отходов, это - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Поскольку региональный оператор был выбран на основе конкурса, ознакомлен с территориальной схемой, а также с региональной программой в области обращения с отходами, а электронная модель территориальной схемы размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то ООО «СТ-ТБО» обязано соблюдать схему потоков отходов. Факт невыполнения обязанности по сбору и транспортировке отходов в территориальных зонах, указанных в постановлении не оспаривается ООО «СТ – ТБО», а лишь указывается на наличие непреодолимых, по мнению ООО «СТ – ТБО», препятствий по выполнению возложенных обязанностей.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля ООО «СТ-ТБО».

Сведений об отсутствии отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, обозначенных в территориальной смехе, а также о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, ООО «СТ – ТБО», как региональный оператор не сообщало, активных действий по выполнению схемы потоков отходов не выполняло, кроме того, более 11 месяцев не вывозило отходы на полигон г. Кызыла из мест временно накопления из с. Хову-Аксы, с. Сайлыг, с. Сарыг-Сеп. В связи с чем суд полагает, что ООО «СТ – ТБО» обоснованно вменено не выполнение обязанностей регионального оператора в отдельных населенных пунктах по не организации сбора и транспортировке отходов, по не обеспечению соблюдения схемы потоков ТКО.

В части доводов ООО «СТ – ТБО» об отсутствии у регионального оператора обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов, суд учитывает положения п.16 Правил N 1156, в соответствии с которыми в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Доводы ООО «СТ – ТБО» о том, что ликвидация «несанкционированных свалок» находится в ведении мэрии города Кызыла, и соответственно, лицом, обязанным ликвидировать данные места размещения отходов, является орган местного самоуправления, не основаны на нормах действующего законодательства. Правилами № 1156 предусмотрен механизм ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов силами регионального оператора. Доказательств принятия активных мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в ходе рассмотрения жалобы не представлено.

По мнению суда, заслуживают внимания доводы заявителя о необоснованном вменении нарушения, выразившегося в не предоставлении маршрутных журналов.

В силу п. 23 Правил № 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Согласно п. 30 Правил в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Поскольку ООО «СТ – ТБО» привлечен оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, то в силу вышеуказанных положений Правил № 1156, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, в течение одного рабочего дня обязан предоставить копию маршрутного журнала. Неисполнение последним указанной обязанности, не может обуславливать возникновение ответственности у регионального оператора. Более того, доказательств разумности предоставленного срока региональному оператору для истребования всех маршрутных журналов у операторов, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов, не представлено.

Таким образом, данное нарушение вменено не обоснованно, подлежит исключению из описательно-мотивировочной части постановления.

В остальной части дело об административном правонарушении рассмотрено на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совершенное ООО «СТ – ТБО» деяние верно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену оспариваемого решения, при производстве по настоящему делу не усматривается.

Наказание назначено с пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и данных о лице, привлекаемом к ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи для юридических лиц.

Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «СТ-ТБО», - изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указание на не предоставление ООО «СТ – ТБО» маршрутных журналов о движении мусоровозов, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «СТ-ТБО» Донгак Д.Р. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через суд Советского района г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Г.В. Рудиш