Дело № 12-1039/2021
УИД86RS0001-01-2021-006205-22
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 декабря 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием:
представителей (защитников) юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 и ФИО3, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО4 на постановление старшего Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 № 234-ОН от 20.08.2021г., которым юридическое лицо – ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 № 234-ОН от 20.08.2021г., юридическое лицо – ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО6 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что шламовый амбар кустовой площадки №324 Приобского месторождения не является специализированным объектом размещения отходов; шламовый амбар является неотъемлемой частью кустовой площадки и используется для временного накопления буровых отходов при строительстве скважины, на срок не более, чем одиннадцать месяцев, в целях дальнейшей утилизации отходов; определяя срок размещения отходов, руководствуясь датой начала бурения скважины и датой окончания бурения, административным органом не учтено, что в период бурения в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов силами привлеченной подрядной организации, о чем Обществом сообщалось информационным письмом, но надлежащая оценка данному факту не дана; в связи с чем, считает, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, административным органом не доказано.
В судебное заседание не явился представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представители ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях Общества, на недоказанность вины, в связи с чем, просили обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу.
Суд, заслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО5 №234-ОН от 20 августа 2021 года юридическое лицо - ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ за то, что допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте «шламовый амбар кустовой площадки №324 Приобского месторождения», не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушены требования ст.ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. Дата совершения административного правонарушения 17 апреля 2021 года – дата 11 месяцев размещения отходов бурения (бурового шлама) после окончания бурения скважины 46620Г куста скважин №324. Место совершения административного правонарушения: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, Приобское месторождение нефти, шламонакопитель куста скважин №324.
Административная ответственность по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
Согласно п. 16 указанного Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов – объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Суд находит постановление, вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения административного расследования, возбужденного на основании поступившего в Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора письма Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» (вх. от 24.03.2021г. № 127-ОГ) и представленных данных ООО «PH-Юганскнефтегаз» о бурении скважин на кустовой площадке № 324 Приобского месторождения (правый берег), Кустовая площадка № 253У Приобского месторождения (правый берег), проведена внеплановая проверка ООО «РН-Юганскнефтегаз», в ходе которой установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов бурения (бурового шлама) свыше 11 месяцев Кустовая площадка № 324 Приобского месторождения, номер скважины 46643, дата начала бурения 24.03.2020г., дата окончания бурения 09.04.2020 год, срок 11 месяцев после окончания бурения – 10.03.2021г.; Кустовая площадка № 324 Приобского месторождения, номер скважины 46712, дата начала бурения 10.04.2020г., дата окончания бурения 22.04.2020 год, срок 11 месяцев после окончания бурения – 23.03.2021г.; Кустовая площадка № 324 Приобского месторождения, номер скважины 46705Г, дата начала бурения 23.04.2020г., дата окончания бурения 29.05.2020 год, срок 11 месяцев после окончания бурения – 30.04.2021г.; Кустовая площадка № 324 Приобского месторождения, номер скважины 46420Г, дата начала бурения 04.05.2020г., дата окончания бурения 16.05.2020 год, срок 11 месяцев после окончания бурения – 17.04.2021г.) в шламонакопителе указанной кустовой площадки, который не включен в государственный реестр объектов размещения отходов в качестве объекта размещения отходов.
В материалах дела в качестве доказательств представлены: протокол об административном правонарушении №241-ОН от 15.06.2020; Акт проверки№ 97 от 03.06.2021г.; обращение Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» вх. № 127/ОГ от 24.03.2021г.; приказ о проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО «РН-Юганскнефтегаз» № 712 от 22.04.2021г.; письма ООО «РН-Юганскнефтегаз» № 22-02-2431 от 25.05.2021г., № 22-02-1995 от 21.04.2021г., № 22-02-2374 от 21.05.2021г.; заключение по результатам проведения лабораторных исследований № 324 от 10.08.2021г.; протокол осмотра; протокол взятия проб и образцов от 27.07.2021г.; копии договоров.
Из обращения региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» вх. № 127/ОГ от 24.03.2021г. и из представленных данных ООО «РН-Юганскнефтегаз» о бурении скважин на кустовой площадке № 324 Приобского месторождения, следует, что в шламовом амбаре кустовой площадки № 324 Приобского месторождения от скважин 46643, 46712, 46705Г, 46620Г размещены отходы бурения в объеме 2880 м3 (4608 тонн), которые размещаются свыше 11 месяцев: дата начала бурения скважины № 46620Г – 04.05.2020, дата окончания бурения скважины 16.05.2020, и Объект размещения отходов (Шламовый амбар кустовой площадки № 324 Приобского месторождения) как объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Согласно заключения по результатам проведения лабораторных исследований № 324 от 10.08.2021г., проведенного Сургутским отделом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, установлены концентрации загрязняющих веществ в пробе отхода: нефтепродукты – 1,21%; Хлорид-ионы – 14330 Мг/кг.
Согласно представленного ООО «РН-Юганскнефтегаз» Паспорта отходов I-IV классов опасности на шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные 29112001394 содержание нефтепродуктов составляет 0,1333%, в связи с чем концентрация в пробе отхода нефтепродуктов, определенная вышеуказанным заключением, показатель которого составляет 1,21%, превышает показатель, установленный в Паспорте отходов I-IV классов опасности на шламы буровые при бурении.
Также на кусту № 234 в шламонакопителе (секция №1) были проведены лабораторные исследования и установлен компонентный состав отхода «Твердо-бытовыеотходы )твердо-коммунальные отходы), размещенные в шламонакопителе:
- бумага – 14,8% (значение показателя точности – 4,4%);
- металл – 10,38% (значение показателя точности – 3,11%);
- древесина – 55,99% (значение показателя точности – 16,80%);
- полимерные материалы – 14,09% (значение показателя точности – 4,23%);
- стекло – 2,19% (значение показателя точности – 0,69%);
- синтетические материалы – 0,14% (значение показателя точности – 0,04%);
- никотиновая жидкость с пропиленгликолем – 1,13% (значение показателя точности – 0,34%);
- литий-ионный аккумулятор – 1,18% (значение показателя точности – 0,35%);
что является нарушением к раздельному накоплению промышленных и твердо-коммунальных отходов (п.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 3, 14, 21 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Также по результатам лабораторных исследований установлены концентрации загрязняющих веществ в пробе отхода на объекте куст № 324 Приобского месторождения, шламонакопитель, секция 2, концентрация в пробе отходов нефтепродуктов составляет 3,2%, что превышает показатель, установленный в Паспорте отходов I-IV классов опасности на шламы буровые при бурении (0,133%).
Доводы жалобы и представителя Общества в судебном заседании суд находит несостоятельными в силу нижеследующего.
В материалах дела представлена копия договора с ООО «Газхолодмаш) № 100019/06302Д от 06.12.2019 на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО «НК «Роснефть» в ХМАО – Югре, согласно которого силами привлеченной подрядной организации ООО «Газхолодмаш» осуществлялась утилизация буровых отходов; копия журнала производства работ КП 324 Приобского месторождения, акт сдачи-приемки выполненных работ за период февраль-май 2021 года, Акты отбора проб строительных материалов, грунтов.
Вместе с тем, оценив вышеуказанные документы в совокупности с другими материалами дела, суд пришел к следующему.
Из представленного Обществом акта сдачи-приемки выполненных работ (услуг) № 210825011/18, в соответствии с которым ООО «Газхолодмаш» выполнило работы по утилизации соответствующих отходов бурения в рамках исполнения вышеуказанного договора в период с февраля по май 2021 года, составлены только 25 августа 2021 года, что существенно превышает установленный законодательством срок - 11 месяцев после окончания бурения нефтяных скважин (данный срок истек 17 апреля 2021 года).
Из представленного суду представителем Общества журнала производственных работ следует, что работы по утилизации отходов производились и после 17 апреля 2021 года.
Кроме того, при проведении проверки (Акт № 97 от 03.06.2021г.) ООО «РН-Юганскнефтегаз» не представило документы, подтверждающие окончание производства работ по утилизации отходов бурения и окончание производства работ по утилизации отходов бурения и окончание производства работ по рекультивации шламонакопителей на кустовой площадке №324 Приобского месторождения.
Доводы о том, что шламовый амбар кустовой площадки №324 Приобского месторождения не является специализированным объектом размещения отходов, а является неотъемлемой частью кустовой площадки и используется для временного накопления буровых отходов при строительстве скважины, на срок не более, чем одиннадцать месяцев, в связи с чем не должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, несостоятелен, так как, как было указано выше, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, пред-назначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом под термином «размещение отходов» наряду с захоронением отходов понимается их хранение, то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок).
Согласно пункту 16 названного Порядка государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (пункт 18 Порядка).
Названными Правилами к объектам размещения отходов относится, в частности, шламовый амбар (Таблица 1 к Правилам).
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов
Таким образом, ООО «PH-Юганскнефтегаз», являющееся лицом, ответственным за исполнение вышеуказанных требований закона, надлежащим образом не обеспечило утилизацию отходов бурения, размещенных в шламовом амбаре кустовой площадки № 324 Приобского месторождения, отсутствовал контроль с его стороны за исполнением подрядной организацией ООО «Газхолодмаш» обязанностей по утилизации соответствующих отходов в установленный 11 месячный срок со дня окончания бурения нефтяных скважин на объекте, и допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.
Постановление о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Постановление от 20.08.2020 соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований для его отмены, изменения суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 № 234-ОН от 20.08.2021г., которым юридическое лицо – ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО4 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1