ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/17 от 02.06.2017 Щелковского городского суда (Московская область)

дело 12-103/17

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

«2» июня 2017 года г. Щёлково, Московской области

Федеральный судья Щелковского городского суда Московской области Александров А.П.,

с участием представителя по доверенности ФИО1, в открытом судебном заседании, рассмотрев жалобу на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны от 17 января 2017 года, которым Главному управлению дорожного хозяйства Московской области по ст. 8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 300.000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны от 17 января 2017 года Главному управлению дорожного хозяйства Московской области по ст.8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 300.000 рублей.

Главное управление дорожного хозяйства Московской области, не согласившись с постановлением, подал жалобу, из которой следует, что постановление получено ДД.ММ.ГГГГ, постановление следует признать необоснованным. Главное управление дорожного хозяйства Московской области не является надлежащим субъектом правонарушения. Постановлением Правительства Московской области от 8.06.2009 № 446/23 «О формировании Главного управления дорожного хозяйства Московской области» - Главное управление дорожного хозяйства Московской области» является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, проводящим единую государственную политику и осуществляющим управление в указанной сфере. Главное управление не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим социально-экономическую деятельность. В квартале 7 Щелковского лесопарка выполнялись работы по установке металлического барьерного заграждения, погружением металлических стоек в количестве 30 штук, работы выполнялись ООО «Стройметапроект», работы выполнялись на основании договора между ООО «Стройметапроект» и АО «Комплексный технический центр «Металлоконструкция» 3.08.2016 года между Главным управлением дорожного хозяйства Московской области и АО «Комплексный технический центр «Металлоконструкция» заключен государственный контракт на выполнение работ по обустройству участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области дорожными ограждениями. На основании контракта подрядчик обязуется выполнить собственными силами или привлеченными силами работы по обустройству участков автомобильных дорог в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Пунктом 4.4.3 Контракта предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.) лицензирования, пунктом 4.4.9 установлена обязанность исполнять иные обязательства, установленные Контрактом, а также предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации. Подрядчик и субподрядчик обязаны соблюдать требования ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», так как проведение работ с Министерством природы не согласовывали, надлежащим субъектом правонарушения является субподрядчик, действующий по договору с подрядчиком, который нарушил условия контракта. Подрядчик и субподрядчик не проинформировали Главное управление дорожного хозяйства Московской области о необходимости согласования работ с Министерством природы России. 17.01.2017 года в отношении ООО «Стройметапроект» вынесено постановление по ст. 8.39 КоАП РФ, назначен штраф 300.000 рублей. Следует учитывать, что ООО «Стройметапроект» работы проводились на самой дороге.

В судебном заседании представитель Главного управления дорожного хозяйства Московской области подтвердила доводы жалобы, предложила отменить постановление, так как Главное управление дорожного хозяйства Московской области не является субъектом правонарушения.

В подтверждение доводов представитель Главного управления дорожного хозяйства Московской области предоставил контракт от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения, связанные с оплатой контракта подрядчику.

Опрошенный в качестве свидетеля ФИО3 показал, что работает в должности старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, постановление от ДД.ММ.ГГГГ полагает законным и обоснованным. Правонарушение заключается в организации проведения работ на основании контракта. Субподрядчик привлечен за совершение иного правонарушения п.2 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года. При формировании технического задания ГУДХ МО не были вписаны требования о том, что участок дороги <данные изъяты> входит в границы особо охраняемой природной зоны и исполнитель обязан исполнить п.4 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года. В госконтракте также не указана обязанность подрядчика согласовывать социально-экономическую деятельность, поэтому согласовывать деятельность обязан ГУДХ МО.

Судом исследованы предоставленные материалы дела, где имеется постановление от 17 января 2017 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны по ст.8.39 КоАП РФ Главному управлению дорожного хозяйства Московской области, назначено наказание в виде штрафа 300.000 рублей, л.д. 1-5, протокол об административном правонарушении в отношении Главного управления дорожного хозяйства Московской области по ст.8.39 КоАП РФ л.д. 6,

объяснения ФИО4 л.д. 15,96, ФИО5 л.д. 97, выписка ЕГРЮЛ в отношении Главного управления дорожного хозяйства Московской области л.д. 20-27, государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 28-95, определение о возбуждении дела л.д.99, выкопировка из плана л.д. 100,101, фотофиксация правонарушения л.д. 103-104, акт осмотра территории, где сообщается о проведении работ в квартале 7 Щелковского лесопарка, Национального парка Лосиный остров по адресу: <адрес> вдоль автомобильной дороги.

Оценивая доводы жалобы Главного управления дорожного хозяйства Московской области следует учитывать, что в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, также виновность лица в совершении административного правонарушения. Установление виновности предполагает доказывание факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

ст. 8.39 КоАП РФ -, предусматривает ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Главному управлению дорожного хозяйства Московской области вменяются обстоятельства правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ в 19.30 часов инспектором в области охраны окружающей среды выявлены нарушение режима особой охраны национального парка Лосиный остров, нарушение соблюдения обязательных требований, установленных, п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года, выразившееся в организации работ по установке металлического ограждения, согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» в выделе квартала Щелковского лесопарка, без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы Главного управления дорожного хозяйства Московской области установлено, что по делу об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ, допущены существенные процессуальные нарушения ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, связанные с отсутствием достоверных сведений о месте правонарушения, поскольку в акте обследования л.д.105 место правонарушения обозначено, как квартал Щелковского лесопарка национального парка Лосиный остров, по адресу: <адрес> вдоль автомобильной дороги, в протоколе об административном правонарушении л.д.6 место указано «на территории Щелковского лесопарка кв выд ФГБУ Национальный парк Лосиный остров», в постановлении от 17 января 2017 года сообщается о месте правонарушения «на особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» в выделе квартала Щелковского лесопарка» л.д.1-5 Противоречивые сведения о месте правонарушения обозначены на выкопировках, в одном случае прямой участок дороги, в другом случае с поворотом л.д. 99, 100. Кроме того материалы дела содержат противоречивые сведения и о времени правонарушения, согласно акту обследования л.д.105 ДД.ММ.ГГГГ в 19.00 часов, в протоколе об административном правонарушении приводится другое время ДД.ММ.ГГГГ в 19.30 часов. В постановлении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ приводится ссылка на ненадлежащие доказательства, к которым следует отнести объяснения ФИО4 л.д. 15,96, ФИО5 л.д. 97, где отсутствуют сведения о разъяснении свидетелям прав по ст. ст. 25.6 ч. 3, 17.9 КоАП РФ

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Оценивая существо вменяемого правонарушения, судья находит, что вменяемые Главному управлению дорожного хозяйства Московской области действия в виде - организации работ по установке металлического ограждения, согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров», не соответствуют буквальному толкованию объективной стороны ст. 8.39 КоАП РФ, выходят за ее пределы, поскольку организация работ, в том числе различные согласования, разрешения, с целью соблюдения требований, установленных, п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года, согласно положений 4.4.3, 4.4.5, 4.4.9 контракта от ДД.ММ.ГГГГ возложены на подрядчика АО «Комплексный технический центр «Металлоконструкция». Объективная сторона правонарушения в полной мере не раскрыта, представлена в обобщенном виде, поскольку не устанавливает ответственности за «организацию работ согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ», ст. 8.39 КоАП РФ определена, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Содержание приведенных доказательств в совокупности свидетельствует о том, что прямого отношения к организации проводимых субподрядчиком ООО «Стройметапроект» работ, вдоль автомобильной дороги на территории Щелковского лесопарка национального парка Лосиный остров, по адресу: <адрес> Главное управление дорожного хозяйства Московской области не имеет.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Таким образом постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны от 17 января 2017 года, которым Главному управлению дорожного хозяйства Московской области по ст. 8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 300.000 рублей, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, в связи с существенным нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим КоАП РФ, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны от 17 января 2017 года, о назначении Главному управлению дорожного хозяйства Московской области по ст. 8.39 КоАП РФ наказания в виде штрафа 300.000 рублей, - отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток с момента получения постановления, через Щелковский городской суд.

Судья: Александров А.П.