Дело № 12-103/2017
РЕШЕНИЕ
14 декабря 2017 года город Коряжма
Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е. рассмотрев административное дело по жалобе защитника Берсеневского А.А. – Усатова Н.Я. на постановление руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 мая 2017 года,
установил:
постановлением руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 мая 2017 года должностное лицо – директор продуктивной линии «Энергетика» филиала АО «Группа «Илим» Берсеневский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Берсеневского А.А. – Усатов Н.Я. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании защитники Каримов Д.А., Зязина М.В. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Защитник Каримов Д.А. дополнительно пояснил, что постановление об административном наказании вынесено с нарушением, как материального, так и процессуального права.
В действиях Берсеневского А.А. отсутствует событие административного правонарушения, поскольку в соответствии с абз.5 п. 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.
В абзацах 4,5 пункта 2 указанных Положений определен круг лиц, которым продается электрическая энергия: «потребитель» и «покупатель».
К «потребителю» отнесен потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд, а к «покупателю» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Ни одно лицо, которое указано в постановлении должностного лица, не относится в категории «покупатель» в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Таким образом, нельзя говорить о том, что продажа электрической энергии иным лицам – «потребителям», по тарифам отличным от тех тарифов, которые установлены агентством по тарифам и ценам Архангельской области образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Положения постановления Правительства № 442 в соответствии с п. 5 применяются именно к отношениям ценообразования, так как на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке, в том числе электрическая энергия (мощность) на розничных рынках, в том числе произведенная на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах (далее - квалифицированные генерирующие объекты), продается производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам, за исключением указанных в пункте 65(1) настоящего документа случаев продажи электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства.
На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.
Кроме того, п. 113 Основных положений определено, что регулируемая деятельность по продаже электрической энергии, где собственником применяются регулируемые цены, осуществляется в пользу только гарантирующего поставщика, который является покупателем.
Поэтому наличие п. 113 Основных положений исключает наличие возможности квалифицировать деяния по ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку под ценообразованием в соответствии с абз. 20 п. 2 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, понимается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Регулируемая деятельность – это деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» подлежат государственному регулированию.
Таким образом, продажа электрической энергии должна осуществляться в пользу гарантирующего поставщика. Продажа электрической энергии в пользу иных лиц не является регулируемой деятельностью, поэтому не образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, деятельность АО «Группа «Илим» не повлекла никакого ущерба, напротив, осуществлялась с положительным экономическим эффектом для социально ориентированных учреждений, расположенных на территории г. Коряжмы.
Некорректна ссылка административного органа на судебную практику за 2007 и 2017 годы, поскольку АО «Группа «Илим» осуществляло деятельность в 2016 году, судебные акты приняты в 2007 году, когда не были применены Постановления правительства в 2011, 2012.
Также при вынесении постановления должностным лицом допущены процессуальные нарушения, которые выразились в неправильном указании места совершения административного правонарушения: г. Санкт-Петербург, что влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством. Однако не оспаривает, что правонарушение совершено в г. Коряжме.
Просит отменить постановление должностного лица и производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании консультант контрольно-административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области Ерилова О.В. суду пояснила, что постановление руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области является законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению. Поддержала доводы отзыва на жалобу по делу об административном правонарушении.
Консультант отдела регулирования в электроэнергетике агентства по тарифам и ценам Архангельской области Чертов Д.А. пояснил, что постановление руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.05.2017 является законным и обоснованным.
Тариф для АО «Группа «Илим» установлен как для прочих покупателей. Ошибочно трактовать понятие «покупатель» на основании Постановления Правительства № 442 04.05.2012, поскольку данный нормативный акт в соответствии с Федеральным законом № 35 «Об электроэнергетике» не регулирует отношения ценообразования, он регулирует поведение на розничных рынках, заключение договоров, вопросы деятельности гарантирующих поставщиков.
В процессе ценообразования должны быть использованы понятия, которые имеются в Основах ценообразования, то есть в специальном документе. Понятие «покупатель» в указанном нормативном документе не расшифровано, однако имеется сноска, что значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в федеральном законодательстве Российской Федерации. Поэтому полагает, что ошибочным считается мнение защитников о применении постановления Правительства № 442 при определении понятия «покупатель». Указанное понятие должно трактоваться через положения Гражданского кодекса РФ, как сторона, принимающая товар в собственность по договору купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). Поэтому при продаже электрической энергии АО «Группа «Илим» должно было использовать тариф, установленный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015г.
Полагает, что постановление является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, дополнений к жалобе и возражений, выслушав защитников Каримова Д.А., Зязину М.В., консультанта контрольно-административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области Ерилову О.В., консультанта отдела регулирования в электроэнергетике агентства по тарифам и ценам Архангельской области Чертова Д.А., прихожу к следующему.
На основании сообщения ПАО «Архэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и служебной записки начальника контрольно-административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении в действиях АО «Группа Илим» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора продуктивной линии «Энергетика» филиала АО «Группа «Илим» Берсеневского А.А.возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
В ходе проведения проверки договоров поставки электрической энергии (мощности) производимой филиалом АО «Группа «Илим» в г. Коряжме Агентством по тарифам и ценам Архангельской области установлено, что Обществом осуществлялась продажа электрической энергии по тарифам, не установленным постановлением Агентства от 24.11.2015 №66-э/1, что явилось основанием для вынесения 16 мая 2017 года оспариваемого постановления в отношении должностного лица – директора продуктивной линии «Энергетика» филиала АО «Группа «Илим» Берсеневского А.А. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что на розничных рынках государственному регулированию подлежат, в том числе цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Указанное положение Федерального закона корреспондируется с абз. 7 подп.2 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от29.12.2011 № 1178, где указано, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, в том числе цены (тарифы) и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, включая электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах.
Указаний на продажу электрической энергии иным субъектам по регулируемым ценам (потребителям) законодательство не содержит.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 770 «Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)» Архангельская область является неценовой зоной оптового рынка электрической энергии.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 №34-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности; определяет перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков; устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Положения постановления правительства РФ от 29.12.2011 №1178 не раскрывают понятие «покупатель» электрической энергии. При этом, в Постановлении Правительства указано, что значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.
Правовая система Российской Федерации - это совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в Российской Федерации являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Таким образом, постановления Правительства Российской Федерации являются источником права и отнесены к законодательству Российской Федерации.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В соответствии с абзацами 4,5 пункта 2 Основных положений, «потребителем» является потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд; «покупателем» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Как следует из представленных материалов, все лица, приобретавшие электрическую энергию у АО «Группа «Илим» в период с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года и указанные в постановлении должностного лица агентства по тарифам и ценам Архангельской области, не обладают признаками покупателя электрической энергии.
Кроме того, объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области ценообразования.
Под ценообразованием в соответствии с абз.20 п. 2, п.п. 3-6 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства от 29.12.2011 №1178, понимается порядок установления и применения цен на электрическую энергию в процессе осуществления регулируемой деятельности.
Регулируемой деятельностью является деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 113 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, производители электрической энергии (мощности), функционирующие на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, на которых распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в части реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, до получения статуса субъекта оптового рынка участвуют в отношениях, связанных с куплей-продажей электрической энергии (мощности) на основании договоров с гарантирующим поставщиком.
Стоимость поставленной по указанному договору за расчетный период электрической энергии (мощности) определяется на основании тарифов, утвержденных уполномоченным органом.
Из совокупного анализа положений пунктов 3,5,6 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, к регулируемой деятельности относится деятельность по осуществлению продажи электрической энергии в неценовых зонах оптового рынка только гарантирующему поставщику.
Действующее законодательство не содержит требований в отношении продажи на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии потребителям по регулируемым ценам.
На основании изложенного, тариф, установленный в постановлении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 №66-э/1, не может использоваться для расчетов с лицами, не являющимися гарантирующими поставщиками, которыми не являются потребители, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах осуществление производителем электрической энергии деятельности по продаже электрической энергии потребителям на территории неценовой зоны оптового рынка не противоречит установленному порядку ценообразования и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Отсутствие объективной стороны исключает наличие состава административного правонарушения, что положениями пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 мая 2017 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях Берсеневского А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Таким образом, существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Существенный характер иных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Выявленные в протоколе недостатки устраняются в ходе разбирательства.
Ориентиром для судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, в оценке, какие недостатки протокола являются существенными, служит статья 26.1 КоАП РФ, в которой перечислены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, и требования которые должностным лицом не были выполнены.
Поэтому неверное указание в протоколе об административном правонарушении места совершения административного правонарушения не свидетельствует о существенных недостатках протокола, поскольку указанный недостаток устранен в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Судебные постановления, на которые ссылается агентство по тарифам и ценам Архангельской области в отзыве на жалобу, приняты по конкретным делам и применяют положения законодательства об электроэнергетике к конкретным случаям, к иным, чем по данному делу обстоятельствам и не влекут нарушения единства судебной практики.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 мая 2017 года № 31АП/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора продуктивной линии «Энергетика» филиала АО «Группа «Илим» Берсеневского А.А. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.
Судья О.Е. Цыбульникова