ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/17 от 15.01.2018 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

по делу №12-5/2018

г. Бокситогорск 15 января 2018 года

Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Гусарова И.М.,

рассмотрев жалобу ПАО «Бабаевский леспромхоз» на постановление мирового судьи Бокситогорского района Ленинградской области на судебном участке №3 от 25.10.2017г. по делу №5-346/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ в отношении ПАО «Бабаевский леспромхоз»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи в Бокситогорском районе Ленинградской области на судебном участке №3 от 25.10.2017 года по делу №5-346/2017 ПАО «Бабаевский леспромхоз» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей без конфискации автомобиля марки Вольво FH 16, государственный регистрационный знак , прицепа марки , государственный регистрационный знак АР062447, древесины породы ель, длиной 6 м, в количестве 260 шт, сопроводительного документа от 24.07.2017 г., договора перевозки лесоматериалов от 08.02.2016 г., договора поставки лесоматериалов от 28.12.2016 г.

Указанным постановлением установлено, что 24.07.2014г. ПАО «Бабаевский леспромхоз» при перевозке лесоматериалов использовало сопроводительный документ от 24.07.2017г., заполненный с нарушениями требований подпунктов «д», «и», «к», «м» п. 3 Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины», что свидетельствует о наличии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

ПАО «Бабаевский леспромхоз» с указанным постановлением не согласился и обратился в Бокситогорский городской суд с жалобой на него. В обоснование жалобы указано, что с вынесенным постановлением мирового судьи в части назначения наказания не согласны, поскольку на указанную поставку в соответствии со ст.8 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» была оформлена транспортная накладная от 24.07.2017г., в которой указаны (восполнены) недостающие сведения об адресах грузоперевозчика, пунктов отправления и назначения. Доверенность б/н от 30.12.2016г. на ФИО4 была оформлена до перевозки с использованием сопроводительного документа от 24.07.2017г., в момент проверки находилась в пункте отгрузке лесоматериалов. Учитывая обстоятельства административного дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, правонарушение само по себе не несет каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, не причинило им какого-либо опасного, существенного вреда, в связи с чем Общество полагает, что совершенное правонарушение обладает признакам малозначительности. Также просят учесть, что ПАО «Бабаевский леспромхоз», являясь добросовестным лесопользователем, субъектом среднего предпринимательства, занимается социально значимой деятельностью: оказание помощи в организации и проведении спортивных, образовательных мероприятий муниципального и регионального значения (школьное лесничество «ЛЕС», Всероссийский турнир по футболу среди юношеских команд 2008 г.р., посвященный памяти заслуженного тренера РФ ФИО5, молодежный проект «Скамейка» и др.); открытие в г. Бабаево детской площадки, мемориального комплекса в честь доблестных защитников станции Бабаево годы ВОВ; участие в проведении ремонтов дорог Бабаевского района и др. Общество неоднократно награждалось различными - ведомственными грамотами и дипломами, имеет заслуженный авторитет в районе и области, обеспечивает рабочие места. Кроме того, Общество имеет обязательства по выплате ежемесячных платежей в размере около 8 300 000 руб. в рамках действующих договорных обязательств. Размер административного штрафа в размере 500 000 руб. является для Общества значительным, в связи с чем, просит суд отменить постановление мирового судьи от 25.10.2017г., применив положения ст.2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении представитель ПАО «Бабаевский леспромхоз» по доверенности ФИО6 представил письменные уточнения к жалобе, согласно которых просил суд, учитывая незначительный характер совершенного правонарушения и финансовое положение ПАО, изменить постановлением мирового судьи от 25.10.2017г., уменьшив штраф до 250 000 руб. на основании п. 3.1, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в остальной части постановление оставить без изменения.

На рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в судебное заседание 15.01.2018г. представитель ЛОГКУ «Ленобллес» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. Ранее при рассмотрении жалобы 20.12.2017г. представитель ЛОГКУ «Ленобллес» по доверенности ФИО7 с доводами жалобы не согласился и просил суд жалобу ПАО «Бабаевский леспромхоз» оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, прихожу к следующему:

02 августа 2017 года главным специалистом отдела охраны и защиты леса ЛОГКУ «Ленобллес» составлен протокол № У-038/17 об административном правонарушении в отношении ПАО «Бабаевский леспромхоз», согласно которого 24 июля 2017 года в 17 час. 30 мин. при проведении совместного с сотрудниками ГУ МВД по СПб и ЛО контрольного мероприятия по проверке сопроводительных документов у автомашин, перевозящих круглые лесоматериалы на территории Бокситогорского района на автодороге Вологда-Новая Ладога вблизи поворота на Климово был проверен сопроводительный документ от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный ПАО «Бабаевский леспромхоз» для перевозки круглых лесоматериалов на автомашине Вольво FN16, государственный регистрационный знак Т853ОТ47. В результате проверки установлено, что сопроводительный документ от 24.07.2017г. оформлен в нарушение установленного лесным законодательством порядка, а именно:

- в нарушение действующего законодательства информация, указанная п. 3 сопроводительного документа (информация о собственнике древесины) противоречит сведениям из п.7. (информация о сделках с древесиной). В п. 7 указано, что с данной древесиной была произведена сделка . По данным ЕГАИС сделка заключена между ОАО ЛХК «Череповецлес» и ООО «Стора Энсо Форест Вест». Вместе с тем, в п. 3 сопроводительного документа от ДД.ММ.ГГГГ собственником древесины указан ПАО «Бабаевский леспромхоз». В системе ЕГАИС отсутствуют сведения о сделке, заключенной между собственником древесины ПАО «Бабаевский леспромхоз» и ООО «Стора Энсо Форест Вест».

- в нарушение пп. «д» п. 3 Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила) не указано место нахождения грузоперевозчика транспортируемой в соответствии с сопроводительным документом от ДД.ММ.ГГГГ древесины.

- в нарушение пп. «и», пп. «к» Правил в п. 9, 10 сопроводительного документа от ДД.ММ.ГГГГ указаны пункты отправления и назначения, не позволяющие достоверно определить место пункта отправки и доставки древесины. В сопроводительном документе от ДД.ММ.ГГГГ не указана область, улица, не произведено описание места нахождения пункта отправления и назначения транспортируемой древесины, как того требуют п 3 и), к) Правил.

- в п. 12 сопроводительного документа от ДД.ММ.ГГГГ имеется подпись гр. ФИО8 В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ генеральным директором ПАО «Бабаевский леспромхоз» является ФИО9. Иных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица не установлено, т.е. сопроводительный документ подписан не уполномоченным лицом.

Таким образом, из указанного протокола следует, что ПАО «Бабаевский леспромхоз» были нарушены подпункты «д», «ж», «и», «к», «м» Правил заполнения сопроводительных документов, т.е. выявлено совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей вина ПАО «Бабаевский леспромхоз» в совершении правонарушения предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ полностью нашла свое подтверждение в представленных материалах: протоколе от 02.08.2017г. об административном правонарушении, составленном уполномоченным должностным лицом, в котором изложено существо правонарушения, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены, письменные объяснения генерального директора ПАО «Бабаевский леспромхоз» от 01.08.2017г.; определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения административного дела от 28.07.2017г., сведениях из ЕГАИС на 24.07.2017г.; сопроводительном документе на транспортировку древесины от 24.07.2017г.; протоколе №У-038/17 об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении от 24.07.2017г.; определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; выписке из ЕГРЮЛ в отношении ПАО «Бабаевский леспромхоз»; копии устава ПАО «Бабаевский леспромхоз»; копии договора перевозки лесоматериалов от 08.02.2016г. между ООО «Стора Энсо Форест Вест» и ООО «Вудтрак»; копии договора поставки лесоматериалов от 28.12.2016г. между ООО «Стора Энсо Форест Вест» и ОАО ЛХК «Череповецлес» с приложениями; копии договора аренды лесного участка с приложениями; договора комиссии №БАБ-2017К между ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес» и ПАО «Бабаевский леспромхоз»; копии определения об удовлетворении ходатайства в части передачи арестованных транспортных средств на ответственное хранение от 27.09.2017г., транспортной накладной от 24.07.2017г. и иных материалах дела.

Административная ответственность по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ предусмотрена за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Согласно ч.1 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

Согласно ч.4 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 50.4Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014г. №571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» утверждены Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, содержание требования к оформлению сопроводительного документа.

Согласно п.3 указанных Правил сопроводительный документ заполняется с соблюдением следующих требований:

д) в пункте 5 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортировку древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

ж) в пункте 7 указывается номер декларации о сделках с древесиной, транспортировка которой осуществляется в соответствии с сопроводительным документом, в случае если совершались сделки с указанной древесиной;

и) в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или с лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отгрузки древесины;

к) в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии);

м) в пункте 12 указываются фамилия, имя, отчество, должность, подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.

В соответствии со ст.50.5 Лесного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При этом мировым судьей обоснованно исключена из квалификации действий ПАО «Бабаевский леспромхоз» указание на нарушение пп. «ж» п.3 данных Правил, поскольку согласно п. 3.1 договора поставки лесоматериалов от 28.12.2016г. грузоотправителем и собственником товара до момента приемки покупателем (ООО «Стора Энсо Форест Вест») является ПАО «Бабаевский леспромхоз», а в силу п. 4.6 договора комиссии № БАБ-2017К от ДД.ММ.ГГГГ товар, переданный комиссионеру комитентом для реализации, а также денежные средства, полученные комиссионером для комитента являются собственностью комитента. Доказательств того, что заключенные между ПАО «Бабаевский леспромхоз» и ОАО «ЛХК «Череповецлес» договор комиссии №БАБ-2017К от 26.12.2016г., а также договор поставки лесоматериалов от 28.12.2016г. между ООО «Стора Энсо Форест Вест» и ОАО «ЛХК «Череповецлес» не соответствуют требованиям законодательства в ходе рассмотрения дела судом не установлено и в материалах дела не содержится.

Учитывая положения п.1 ст.996 ГК РФ, согласно которых право собственности переходит непосредственно от комитента к третьему лицу (покупателю), мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что указание в сопроводительном документе на транспортировку древесины наименования комитента (ПАО «Бабаевский леспромхоз») согласуется с требованиями пп. «в» п.3 данных Правил, а указание номера декларации сделки с древесиной между ООО «Стора Энсо Форест Вест» и ОАО «ЛХК «Череповецлес», были верно внесены привлекаемым лицом в соответствии с требованиями пп. «ж» п.3 Правил.

Вина юридического лица ПАО «Бабаевский леспромхоз» в совершении вышеуказанного административного правонарушения доказана и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены в строгом соответствии с законом, являются допустимыми и достаточными. Соответствующим должностным лицом действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, которая предусматривает единственную санкцию для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Доводы ПАО «Бабаевский леспромхоз» о том, что совершенное правонарушение обладает признакам малозначительности, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей было установлено, что у ПАО «Бабаевский леспромхоз» имелась возможность для соблюдения указанных Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оговорки о том, что заполнение каких-либо граф сопроводительного документа не является обязательным, Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 N 571 не содержит.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что фактические обстоятельства дела и характер совершенного ПАО «Бабаевский леспромхоз» правонарушения свидетельствуют об отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, доводы жалобы о суровости назначенного наказания заслуживают внимания, поскольку общие правила назначения административного наказания, основанные на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности за совершение административного правонарушения, приводят к убеждению о необходимости изменения обжалуемого постановления в части размера назначенного наказания.

В соответствии с п.5 Постановления Конституционного суда РФ от 25.02.2014 №4-П вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Снижение размера административного штрафа допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения.

В соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3). При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3).

С учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, отраженных в постановлении № 4-п от 25.02.2014, а также положений статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, учитывая, что на указанную поставку ПАО «Бабаевский леспромхоз» была оформлена транспортная накладная №2432 от 24.07.2017г., в которой восполнены недостающие сведения об адресах грузоперевозчика, пунктов отправления и назначения; доверенность б/н от 30.12.2016г. на Королеву Ю.Н. была оформлена до перевозки с использованием сопроводительного документа №2341 от 24.07.2017г., а также учитывая подтвержденное документально имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, совершение правонарушения при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера наложенного на ПАО «Бабаевский леспромхоз» административного штрафа, поскольку наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Таким образом, имеются обстоятельства, позволяющие суду с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.12.34 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи в Бокситогорском районе Ленинградской области на судебном участке №3 от 25.10.2017 года в отношении ПАО «Бабаевский леспромхоз» по делу №5-346/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного ПАО «Бабаевский леспромхоз» административного штрафа с 500 000 рублей до 250 000 рублей, в остальной части постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу ПАО «Бабаевский леспромхоз»- без удовлетворения.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь: