№ 12-103/2018 РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ года гор. Приозерск
Судья Приозерского городского суда Ленинградской области Карпенко С.М. рассмотрев жалобу СНТ «Салют» об отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области №/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста Северного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО1№/Д от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Салют» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному штрафу в размере <данные изъяты>
В рамках проведения административного расследования ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов до 12 часов должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в присутствии законного представителя СНТ «Салют» и двух понятых проведен осмотр территории общего пользования СНТ «Салют» по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>, в ходе которого установлено следующее.
На территории общего пользования СНТ «Салют» расположены: грунтовые дороги, дренажные канавы, линия электроснабжения. Территория общего пользования СНТ «Салют» освещается светильниками с применением ртутьсодержащих ламп типа ДРЛ (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, код по ФККО 4 71 101 01 52 1) и светодиодных ламп фирмы Wolta типа Е27 (светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, код по ФККО 4 82 415 01 52 4). СНТ «Салют» имеет здание правления и здание магазина.
На территории СНТ «Салют» осуществляет сбор и временное накопление отходов производства и потребления, образованных в ходе осуществления своей деятельности и от граждан - членов СНТ «Салют». Для этих целей СНТ «Салют» организовало места сбора и временного накопления отходов, в том числе:
1. В здании правления осуществляется накопление мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 733 100 01 72 4), тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 38 111 02 51 4), тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4),
2. контейнерная площадка на бетонное основание установлены два металлических негерметичных контейнера без крышек объемом 0,75 куб.м. каждый. На момент обследования контейнеры были заполнены отходами на 1/2 части. По визуальному наблюдению морфологический состав
отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 7 31 110 01 72 4), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО 921 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 921 130 02 50 4).
СНТ «Салют» в целях транспортирования и размещения на полигоне твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов вблизи <адрес> таких отходов заключило ДД.ММ.ГГГГ договор № о предоставлении услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов с МП «АУРП» и договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сбор, транспортировку и размещение крупногабаритных отходов с МП «АУРП».
Согласно счет - фактурам МП «АУРП» в 2017 году было принято на захоронение на полигон отходов СНТ «Салют» 31,5 м?., в мае 2018 года - 5,25 м?., в июне 2018 года - 8,25 м?., в июле 2018 года - 11,25 м?.
СНТ «Салют» в 2010 году разработало и утвердило проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же получило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение рег. №-О-10/15 с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.
Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ№-О-10/15 на территории СНТ «Салют» образуются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в объеме 0,130 тн/год, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) в объеме 29,330 тн/год, отходы из жилищ крупногабаритные в объеме 1,470 тн/год.
СНТ «Салют» разработало паспорт отходов 1-1V классов опасности на: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 731 110 01 72 4).
В ходе административного расследования установлено, что в процессе осуществления деятельности СНТ «Салют» по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и сбору и накоплению отходов производства и потребления, образованных в ходе осуществления своей деятельности и от граждан - членов СНТ «Салют» по адресу: <адрес>, образуются отходы производства и потребления в соответствии с приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» различного класса опасности, в том числе: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 731 11001 72 4), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 731 110 02 21 5), мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1), светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 524).
Согласно объяснению представителя СНТ «Салют» Ленькова Ю.А., садоводство подало информацию в области обращения с отходами в управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами ДД.ММ.ГГГГ вх.№.
Согласно п. 11 ч. III Порядка предоставление информации в области обращения с отходами осуществляется за отчетный период в срок до 20 апреля года, следующего за отчетным. Отчетный период (год) составляет календарный год.
СНТ «Салют» в нарушение требований п.11 ч. 111 Порядка ведения кадастра отходов <адрес>, утвержденного Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от ДД.ММ.ГГГГ№, в процессе осуществления деятельности по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и сбору и накоплению отходов производства и потребления образованных в ходе осуществления своей деятельности и от граждан – членов СНТ «Салют», при котором образуются отходы различного класса опасности, информацию в области обращения с отходами в Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ года не представило.
Таким образом, СНТ «Салют» было допущено нарушение установленного законодательством Ленинградской области сроков предоставления сведений об отходах производства и потребления, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области, что свидетельствует о наличии в действиях СНТ «Салют» состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об административных правонарушениях».
СНТ «Салют» подало жалобу в суд, на вышеуказанное постановление, в котором не отрицая существа выявленного правонарушения просило постановление Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области №/Д от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью деяния.
В судебном заседании представитель СНТ «Салют» Леньков Ю.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал и просил прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Государственный инспектор экологического надзора Ленинградской области Шинкаренко М.К. в ходе судебного заседания пояснила, что при принятии решения о назначении административного наказания с учетом наличия смягчающих вину обстоятельств в минимальном размере предусмотренном санкцией статьи ею учитывались представленные СНТ «Салют» материалы, но документальных данных свидетельствующих о тяжелом финансовом положении юридического лица ей при рассмотрении дела по существу представлено не было.
Судья, выслушав пояснения представителя СНТ «Салют» Ленькова Ю.А. государственного инспектора Шинкаренко М.К., а также исследовав представленные материалы административного дела в отношении СНТ «Салют», жалобу и дополнительно представленные садоводством документы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003г. № 47-ОЗ «Об административных правонарушениях» нарушение установленных законодательством Ленинградской области сроков и (или) формы представления сведений об отходах производства и потребления, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном Законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 Федерального закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Частью 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1.5 Положения об Управлении Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее - Управление), утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.04.2016 №85, ведение регионального кадастра отходов Ленинградской области и установление порядка его ведения отнесено к полномочиям Управления.
Приказом Управления от 23.03.2018 №3 утвержден Порядок ведения кадастра отходов Ленинградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 части I Порядок определяет требования к ведению регионального кадастра отходов Ленинградской области и предназначен для индивидуальный предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на территории определяет требования к ведению регионального кадастра отходов Ленинградской (далее - хозяйствующие субъекты), в целях предоставления информации об образованных, транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах производства и потребления (далее - отходы), объектах размещения, обезвреживания, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих утилизации, обработку отходов, а также об используемых технологиях по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (далее - информация в области обращения с отходами), и для Управлении Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Как видно из материалов дела, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления были всесторонне, полно и объективно исследованы все доказательства по делу, по результатам оценки которых был сделан обоснованный вывод о наличие события административного правонарушения и виновности СНТ «Салют» в его совершении.
Действия СНТ «Салют» правильно квалифицированны по ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-ОЗ «Об административных правонарушениях».
В ходе судебного заседания установленные обстоятельства дела не оспариваются представителем СНТ «Салют» Леньковым Ю.А. по существу.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ)
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ).
В соответствие со ст. 4.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей назначено СНТ «Салют» в пределах установленных санкцией статьи и не является максимальным из предусмотренных санкцией статьи.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», такие обстоятельства как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Учитывая количество и характер выявленных нарушений и конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице, учитывая совершение правонарушения впервые, суд приходит к выводу, что оснований для прекращения производства по делу не установлено, и оснований для квалификации действий СНТ «Салют» по ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, как не имеется и оснований снижения размера штрафа, поскольку представителем СНТ «Салют» Леньковым Ю.А. не представлено бесспорных доказательств того, что назначенное наказание непосильно для юридического лица в силу тяжелого финансового положения.
При этом согласно информации председателя правления СНТ «Салют» доходная часть бюджета садоводства в 2017 году формировалось из членских взносов в размере 6000 рублей, а в текущем решением общего собрания увеличено до 6600 рублей.
Учитывая, что в соответствии с уставом СНТ «Салют» бюджет организации формируется из вступительных, членских и целевых взносов, взаимного кредитования, проката и других, создаваемых решениями общих собраний членов товарищества, поступлений от предпринимательской деятельности и других источников, принимая во внимание общее количество садовых участков в садоводстве 53 и поступление в бюджет организации доходов в 2017 году в размере 916 494 рублей, а в текущем году только от членских взносов в размере 349 800 рублей, суд приходит к выводу, что назначенный штраф в размере 100000 рублей, (т.е. по 1886 рублей на каждый участок садоводства) не может быть признан катастрофическим и неподъемным для юридического лица.
Таким образом, жалоба СНТ «Салют» на постановление №/Д от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Комитета государственного экологического надзора <адрес>№/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении СНТ «Салют» к административной ответственности по ч.1 ст.5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, а жалобу СНТ «Салют» без удовлетворения.
Судья С.М.Карпенко