ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/20 от 01.06.2020 Костомукшского городского суда (Республика Карелия)

Дело

РЕШЕНИЕ

гор. Костомукша 01 июня 2020 года

Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Софронова И.А., при секретаре Некрасовой Г.В., представителя МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» Петухова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального казенного предприятия Республики Карелия «Горводоканал Костомукшского городского округа» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства по Республике Карелия Громовой М.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,

установил

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства по Республике Карелия Громовой М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» обратилось в суд с жалобой на постановление, просит отменить постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, а также в связи с в связи с допущенными в ходе производства по делу процессуальными нарушениями. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 01.01.2019), нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории, сточные воды, сбрасываемые в озеро Контокки-ярви, не содержат загрязняющих веществ I и II класса опасности. Таким образом, предприятием осуществлялся сброс сточных вод в озеро Контокки-ярви, соответствующих предъявляемым нормативным требованиям. Само по себе наличие в сбросах веществ, превышающих предельные показатели, не является доказательством наличием причинно-следственной связи между действиями по сбросу и ухудшением состояния воды водоема.

В судебном заседании представитель МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Должностное лицо Громова М.Д. просит жалобу рассмотреть в ее отсутствие.

Заслушав представителя МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа», исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно пп. 1, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ.009-О-РСВХ-С-2017-00927/00 (далее Решение) МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» предоставлен для использования в промышленных целях (сброс сточных, в том числе дренажных, вод) водный объект - озеро Контокки-ярви (место сброса сточных вод: 64°35"43.8" С.Ш. 30°33"21.3" В.Д.). Срок водопользования установлен по ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом 14 п. 2.3. Решения предусмотрено, что вода в оз. Контокки-ярви в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 года № 552 (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017г. № 45203):

нефтепродукты - 0.05 мг/дм3; ион аммония - 0.5 мг/дм3; нитрит анион - 0.08 мг/дм3: нитрат ион - 40 мг/дм3; железо общ. - 0.1 мг/дм3: сульфаты - 100 мг/дм3: сухой остаток -1000 мг/дм3: хлориды - 300 мг/дм3: фосфаты - 0.05 мг/дм3: содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0.25 мг/дм3; БПКполн. не должно превышать 3 О2/дм3: водородный показатель (pН) не должен выходить за пределы 6.5-8.5. растворенный кислород должен быть не менее 6.0 мг/дм3; вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты.

По результатам рассмотрения отчета МКП «Горводоканал КГО» о выполнении им условий водопользования за III квартал 2019 года установлено, что предприятием допущено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в озеро Контокки-ярви: по таким показателям как: БПК полн. - в 1.2 раза (фактически - 1.56 мг/дм3: норматив - 1.3 мг/дм3); аммоний-ион - в 2.5 раза (фактически - 0.3 мг/дм3; норматив - 0.12 мг/дм3); алюминий - в 22.75 раза (фактически - 0.91 мг/дм3; норматив - 0.04 мг/дм ).

В связи с этим в отношении МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.33 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Вина МКП «Горводоканал КГО» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов количественного химического анализа воды .19.01 (В) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом исследования физических факторов поверхностных и сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о выполнении условий водопользования, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, иными материалами дела.

Доводы жалобы о том, что при указанных обстоятельствах (осуществление сбросов, соответствующих требованиям закона и состояние воды водоема, не соответствующее этим требованиям), необходимо доказать причинно-следственую связь между действиями по сбросу и ухудшением состояния воды водлема, суд считает необоснованными.

Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

При этом вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не исключают обязанности хозяйствующего субъекта осуществлять свою деятельность на основании полученного ранее разрешения на сброс загрязняющих веществ.

В соответствии с Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по установлению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, озеро Контокки-ярви относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения.

В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

На основании ч. 1 ст. 47 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.

Таким образом, обоснованным является вывод должностного лица о том, что сброс недостаточно очищенных сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ представляет угрозу для среды обитания водных биологических ресурсов.

При этом пунктом 11 ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов установление НДС независимо от категории объекта по ряду загрязняющих веществ, в том числе аммоний-ион, алюминий (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»).

При таких обстоятельствах в действиях МК РК «Горводоканал КГО» правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые влекут отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не допущено.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматриваю.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федеральною агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия Республики Карелия «Горводоканал Костомукшского городского округа» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток через Костомукшский городской суд.

Судья ФИО5