ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2017 от 28.03.2017 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

28 марта 2017 года <адрес>

Судья Бийского городского суда <адрес> Курносова А.Н., с участием помощника прокурора <адрес> Артеменко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по протесту прокурора <адрес> на постановление административной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСЖ «На перекрестке» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии при Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «На перекрестке» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.27 «Нарушение Правил благоустройства городских округов и иных поселений» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Прокурор <адрес>, не согласившись с вынесенным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Бийский городской суд <адрес> с протестом, в котором просит его отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>», в отношении ТСЖ «На перекрестке» прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Требования обоснованы тем, что товарищество собственников жилья не является владельцем здания многоквартирного <адрес> в <адрес>, на котором ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. не осуществлена очистка крыши от снега и сосулек, и не может нести ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных п.4.5 Правил благоустройства <адрес>.

Ссылаясь на ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, п.п.4.6.1., 4.ДД.ММ.ГГГГ. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что нарушение норм лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет административную ответственность по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагал, что у административного органа не имелось оснований для привлечения ТСЖ «На перекрестке» к административной ответственности по ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>», поскольку в действиях товарищества собственников жилья имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участвующий в деле помощник прокурора Артеменко Т.А. протест поддержала, суду дала аналогичные пояснения.

Законный представитель ТСЖ «На перекрестке»- председатель Овчинникова Л.Д., протест прокурора <адрес> поддержала, полагала, что он подлежит удовлетворению.

Представитель административной комиссии при Администрации <адрес> Басаргина О.И., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что ТСЖ «На перекрестке» является специальным субъектом гражданско- правовых отношений, в связи с чем виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>». Полагала, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ основано на законе, основания для его отмены и прекращения производства по делу отсутствуют.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив дело по протесту прокурора <адрес>, дело административной комиссии при Администрации <адрес> об административном правонарушении в отношении ТСЖ «На перекрестке», нахожу постановление административной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

Ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ТСЖ «На перекрестке», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. на здании многоквартирного дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, не осуществлена очистка крыши от снега и сосулек.

В ходе проверки, проведенной МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации <адрес>», установлено, что данный дом обслуживает ТСЖ «На перекрестке», которое не произвело очистку от снега крыши (верхняя покрывающая часть строения) и удаление сосулек, что могло привести к чрезвычайным ситуациям, и, тем самым, нарушило п.4.5 Правил благоустройства <адрес>, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

П.4.5 Правил благоустройства <адрес>, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что очистка от снега крыш и удаление сосулек возлагаются на владельцев зданий, строений и сооружений.

Собственник многоквартирного дома- это лицо, обладающее правом собственности на помещение в многоквартирном доме, реализующее в процессе эксплуатации многоквартирного дома права владения, пользования, содержания и распоряжения этим помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, а также части общего имущества квартиры, если такое помещение является комнатой в коммунальной квартире, которому принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения).

Как верно указано прокурором <адрес> в протесте, ТСЖ «На перекрестке» не является владельцем здания многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.2.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

П.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу подпункта «г» п.11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно- гигиеническую очистку помещений общего пользования.

В соответствии с п.п.4.6.1, 4.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать отсутствие засорения и обледенения, произвести удаление наледей и сосулек по мере необходимости. Также от снега, снежных навесов и наледи очищаются все виды кровли, балконы и козырьки. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).

Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, предусмотрена ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из п.2 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, соответственно, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.

При таких обстоятельствах, у административной комиссии при Администрации <адрес> не имелось оснований для привлечения ТСЖ «На перекрестке» к административной ответственности по ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>», поскольку в действиях данного лица имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.3 ч.1 ст.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

В силу п.2 ч.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п.1 ч.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Принимая во внимание, что в действиях ТСЖ «На перекрестке» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>», постановление административной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора <адрес> края удовлетворить.

Отменить постановление административной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>» ТСЖ «На перекрестке».

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «На перекрестке» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.<адрес> «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории <адрес>».

На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Н.Курносова