Судья – Шабарина О.В. Дело №12-103/2021-7-271К
УИД 53RS0002-01-2021-001681-10
Р Е Ш Е Н И Е
07 октября 2021 года судья Новгородского областного суда Константинова Ю.П. (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55 стр.1),
при секретаре Семеновой М.И.,
с участием прокурора Новгородской областной прокуратуры <...>,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу О.А.А. на решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 04 августа 2021 года, которым оставлено без изменения постановление <...> главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу <...> от 13 мая 2021 года, вынесенное в отношении заместителя главного инженера – руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды акционерного общества «Б...» О.А.А. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде предупреждения,
у с т а н о в и л :
19 марта 2021 года Новгородским межрайонным природоохранным прокурором в отношении заместителя главного инженера – руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды акционерного общества «Б...» (далее – должностное лицо АО «Б...») О.А.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием разработанных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с «Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метрологических условий», утвержденными приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811, при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды <...> от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 04 августа 2021 года, должностное лицо АО «Б...» О.А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В поданной в Новгородский областной суд жалобе О.А.А. просит отменить состоявшиеся по делу постановление и судебное решение, возвратить дело на новое рассмотрение в отдел государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора. Среди доводов жалобы указано на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Срок подачи жалобы соблюден.
В судебное заседание не явились О.А.А., его защитник, Новгородский межрайонный природоохранный прокурор и представитель отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, с учетом сведений о надлежащем извещении, при отсутствии ходатайств об отложении судебного заседания, судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
В заключении прокурор <...> считала законным и обоснованным состоявшиеся по делу постановление и решение, а доводы жалобы О.А.А. –несостоятельными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судья приходит к следующим выводам.
В статье 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что по поручению прокуратуры Новгородской области Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении АО «Боровичский комбинат огнеупоров» (далее – общество) проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что юридическое лицо эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: Цех <...>, код объекта <...> от 2019-06-21, категория I, Цех <...>, код объекта <...> от 2019-06-25, категория I, <...> электростанция, код объекта <...> от 2019-10-04, категория II, <...> участок, код объекта <...> от 2019-06-21, категория II, Энергоцех, код объекта <...> от 2019-07-05, категория II, <...> цех, код объекта <...> от 2019-10-01, категория III, Отделение <...>, код объекта <...> от 2019-11-14, категория III, <...> склад, код объекта <...> от 2019-10-01, категория III, Участок <...>, код объекта <...> от 2019-06-28, категория III, <...> цех, код объекта <...> от 2019-06-25, категория III, расположенные по адресу: <...>; Цех <...>, код объекта <...> от 2019-03-28, категория II, Котельная цеха <...>, код объекта <...> от 2019-03-28, категория II, Цех <...>, код объекта <...> от 2021-01-29, категория III, расположенные по адресу: <...>; <...> лаборатория, код объекта <...> от 2019-06-21, категория II, <...> участок, код объекта <...> от 2019-06-25, категория III, расположенные по адресу: <...>; Карьер <...>, адрес: <...>, код объекта <...> от 2018-08-23, категория III; <...> цех, адрес: <...>, код объекта <...> от 2019-10-01, категория III.
При этом, у общества отсутствуют разработанные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с «Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метрологических условий», утвержденными приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811.
Факт отсутствия у АО «Б...» разработанных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811, не оспорен юридическим лицом и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, к которым относятся постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 марта 2021 года, справка главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области <...> от 04 марта 2021 года, копия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27 декабря 2016 года, копии страниц утвержденных в 2016 году Мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии события административного правонарушения подлежат отклонению.
Согласно статье 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон №96-ФЗ) при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Таким образом, законодательно закреплено требование о соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с приведенной нормой Федерального закона №96-ФЗ издан приказ Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее – Требования).
При этом приказом Росприроднадзора от 30 декабря 2020 года №1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» приказ Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 включен в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности (пункт 87), соответственно, является действующим (вступил в силу 27 июня 2020 года) и содержит положения, касающиеся установления обязательных требований.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях на территории Новгородской области утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 18 июля 2012 года №422 (далее – Порядок проведения работ №422) и с учетом периода введения в действие применяется в части, не противоречащей приказу Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811.
Согласно пунктам 5 и 9 Порядка проведения работ №422 мероприятия по уменьшению (сокращению) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ разрабатывают юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и включенные в приложение к Порядку. Мероприятия по уменьшению (сокращению) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утверждаются руководителем юридического лица или иным должностным лицом, уполномоченным на то руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и согласовываются председателем комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области в течение 30 календарных дней со дня поступления.
Необходимость и достаточность мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его производственной деятельности и места расположения, подтверждается в рамках согласования таких мероприятий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Утвержденные приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 Требования не отменяют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования выбросов в периоды НМУ.
На основании положений Требований органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации вносятся уточнения в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, касающиеся регулирования деятельности в периоды НМУ.
Согласно Требованиям разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в рекомендуемый срок, указанный в пункте 19 Требований.
Учитывая приведенные нормы, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, разработанные юридическим лицом АО «Б...» должны соответствовать Требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811.
Каких-либо исключений в отношении разработки и согласования указанных мероприятий в зависимости от содержания нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации приведенными выше нормами статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ не предусмотрено.
В рассматриваемом случае обязанность общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие указанным выше Требованиям мероприятия обществом на момент проверки с министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области согласованы не были.
Согласованные в 2016 году департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области мероприятия АО «Б...» по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий (л.д. 73-76) не соответствуют Требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811.
Действующий в Новгородской области Порядок проведения работ №422 применяется в части, не противоречащей приказу Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811, и не является препятствием для разработки обществом и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
О.А.А., являющимся должностным лицом АО «Б...», не соблюдены нормы действующего экологического законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а также не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выявленные в ходе проверки нарушения экологического законодательства, входят в должностные обязанности О.А.А., на которого, как заместителя главного инженера – руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, возложены обязанности контролировать правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений; разрабатывать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф, в связи с чем он является должностным лицом по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы, поданной в Новгородский областной суд, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемых актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица АО «Б...» О.А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Довод о незаконном рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица АО «Б...» О.А.А. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды <...> не свидетельствует о нарушении процессуальных норм КоАП РФ и прав должностного лица АО «Б...» О.А.А., соответственно, не может являться основанием к отмене постановления.
Положения статьи 25.12 КоАП РФ не предполагают участия в деле должностного лица, если оно лично, прямо или косвенно, заинтересовано в его разрешении. Это означает, что лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом. Если же такая заинтересованность имеется, то в силу названного Кодекса должностное лицо обязано заявить самоотвод (пункт 2 части 1 статьи 29.2 и часть 1 статьи 29.3). Кроме того, если усматривается заинтересованность должностного лица в том или ином разрешении дела, то ему может быть заявлен отвод со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 29.3).
Из приведенных норм следует, что законодательство об административных правонарушениях исключает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, заинтересованным в его разрешении.
Дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом – государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу <...>, что соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ в данном случае дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения Новгородским межрайонным природоохранным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (19 марта 2021 года).
Принимая во внимание порядок проведения прокурорской проверки, у государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу <...> отсутствует статус участника производства по делу об административном правонарушении (глава 25 КоАП РФ) и требования статьи 25.12 КоАП РФ в отношении должностного лица Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора <...> не распространялись.
Таким образом, оснований для заявления самоотвода у должностного лица <...> не имелось, так как обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела об административном правонарушении (статья 29.2 КоАП РФ), отсутствовали.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено должностному лицу АО «Б...» О.А.А. в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении должностного лица АО «Б...» О.А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену вынесенных по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу от 13 мая 2021 года и решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 04 августа 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица АО «Б...» О.А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу О.А.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда Ю.П. Константинова