ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2021 от 02.07.2021 Неклиновского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-103/2021

РЕШЕНИЕ

02 июля 2021 года с. Покровское

Судья Неклиновского районного суда Ростовской области Карачина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шпорт В.В. на постановление ... от ... государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Трансминерал", ..., зарегистрированного по месту нахождения: ...

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО1 (далее – должностное лицо) от ...... общество с ограниченной ответственностью "Трансминерал" (далее – Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Будучи не согласным с данным постановлением, ООО «Трансминерал» обжаловало его в суд, просило отменить постановление, производство прекратить, указав, что административного правонарушения юридическое лицо не совершало. Все обязательные требования, предъявляемые к транспортным документам, обществом соблюдены. Груз был упакован и закреплен таким образом, чтобы при перевозке не происходило его перемещения. Указал, что должностным лицом не применены положения ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В судебном заседании защитник ООО «Трансминерал» Шпорт В.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, постановление изменить. Пояснил суду, что вину в нарушении правил оформления товарно-транспортной накладной ... от 15.03.2021г. признает, однако полагает, что данное нарушение является формальным и малозначительным. Относительно наличия нарушений требований к закреплению груза, полагает выводы, изложенные в постановлении по данному вопросу, бездоказательными.

В обоснование своих доводов указывает, что в материалах дела не имеется доказательств ненадлежащей фиксации груза, напротив, перевозимый груз был расфасован в мягкие контейнеры из полипропиленовой ткани (Биг-Бэг) и закреплен посредством бандажных лент (ремней) таким образом, чтобы при перевозке не происходило каких-либо перемещений, способных изменить положение упаковок или вызвать их повреждение.

Также заявитель ссылается на то, что ООО «Трансминерал» является субъектом малого и среднего предпринимательства, просил суд изменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, надлежаще уведомленное о дате судебного заседания, свои возражения по существу жалобы не предоставило.

Выслушав защитника Шпорт В.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Часть 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за осуществление перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Часть 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ... N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" (далее - Правила), вступившему в силу с ..., перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от ... (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил установлено, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

До введения в действие вышеуказанной формы товарно-транспортные накладные заполнялись по форме, утверждённой постановлением Госкомстата России от ... N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте" (Письмо ФНС РФ от ... N ЕД-4-3/4681@ "По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом"), в соответствии с положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от ... N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее).

При этом порядок применения новых форм разъяснен письмом Минтранса России от ... N ...-ИС «О заполнении формы транспортной накладной, установленной приложением N 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 2200».

Из материалов дела следует, что товарно-транспортная накладная ... от ... оформлена по форме 0345009, утверждённой постановлением Госкомстата России от ... N 78, т.е. по ранее действовавшей форме.Учитывая пояснения Общества, а также тот факт, что разъяснения профильного ведомства изданы позднее события правонарушения, суд приходит к выводу, что действия Общества, хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля представитель Южного МУГАДН ФИО2 подтвердил, что данное нарушение имеет формальный характер, никаких неблагоприятных последствий повлечь не может.

Относительно вменяемого в вину Общества факта нарушения п. 7.5.7.1. ДОПОГ суд отмечает следующее.

Согласно п. 7.5.7.1 ДОПОГ при необходимости транспортное средство или контейнер должны быть оборудованы устройствами, облегчающими закрепление и обработку опасных грузов. Упаковки, содержащие опасные вещества, и неупакованные опасные изделия должны закрепляться с помощью соответствующих средств, способных удерживать грузы (таких, как крепежные ремни, передвижные перекладины, выдвижные кронштейны) в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы при перевозке не происходило каких-либо перемещений, способных изменить положение упаковок или вызвать их повреждение. Если опасные грузы перевозятся с другими грузами (например, тяжелое оборудование или обрешетки), все грузы должны прочно закрепляться или укладываться в транспортных средствах или контейнерах для предотвращения высвобождения опасных грузов. Перемещению упаковок можно также воспрепятствовать путем заполнения свободного пространства материалом для компактной укладки груза или путем блокировки или крепления. Если используются крепежные приспособления, такие как бандажные ленты или ремни, то их не следует затягивать слишком туго, чтобы не повредить или не деформировать упаковку. Требования настоящего пункта считаются выполненными, если груз закреплен в соответствии со стандартом EN 12195-1:2010.

Из содержания указанных норм следует, что каких-либо конкретных императивных требований по способу закрепления опасных грузов п. 7.5.7.1 ДОПОГ не содержит, обязательным является указание на то, что груз должен быть закреплен таким образом, чтобы при перевозке не происходило каких-либо перемещений, способных изменить положение груза или вызвать повреждение его упаковки, а также его высвобождение.

Доказательств того, что груз был закреплен ненадлежащим образом, материалы дела не содержат, напротив, из фототаблицы усматривается, что перевозимый груз был расфасован в мягкие контейнеры из полипропиленовой ткани и путем заполнения свободного пространства плотно размещен на транспортном средстве.

Положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников независимо от порядка и способа выявления административного правонарушения, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность применения предупреждения только при совокупности следующих условий: привлекаемое к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; административное правонарушение совершено впервые (с учетом срока, установленного статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию); отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба; назначение предупреждения в качестве административного наказания не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях; административное правонарушение не входит в перечень, указанный в ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела ООО "Трансминерал" отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Постановление по делу об административном правонарушении и материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности.

Правонарушение, совершенное обществом, в перечень составов, исключающих замену штрафа предупреждением, не входит. Допущенное обществом нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения вреда и/или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не повлекло.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств имеется, в связи с чем назначенный юридическому лицу административный штраф подлежит замене на предупреждение.

Доказательств явного пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, повлекших возникновение какой-либо существенной угрозы обществу или государству, не установлено.

Таким образом, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в данном случае положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «Трансминерал» Шпорт В.В. удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО1 (далее – должностное лицо) от ...... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу ООО «Трансминерал» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения.

Судья: Карачина А.А.