ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2021 от 07.10.2021 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-103/2021

РЕШЕНИЕ

07 октября 2021 года г. Бабаево Вологодской области

Судья Бабаевского районного суда Вологодской области Баскова Н.А.,

с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – инженера ООО «ЖКХ Борисовское» ФИО1,

представителя Северного межрегионального Управления Росприроднадзора - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3,

рассмотрев жалобу должностного лица - инженера общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Борисовское» ФИО1на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ инженер общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Борисовское» (далее - ООО «ЖКХ Борисовское») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Северного межрегионального Управления Росприроднадзора по Вологодской области в г. Череповце была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО « ЖКХ Борисовское» в <адрес>. По результатам проверки выявлены два нарушения, которые отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с чем ФИО2, как должностному лицу, ответственному за работу полигона ТБО, было вменено допущение нарушения, а именно - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления (при осмотре полигона ТБО обнаружены вкрапления в мусор, поступивший на полигон, картона, металла, автомобильная шина). ООО «ЖКХ Борисовское» имеет лицензию на сбор, транспортировку, размещение отходов IV класса опасности, но в связи с реформированием данного направления деятельности, предприятие занимается лишь размещением (утилизацией) отходов. Мусор доставляет на полигон муниципальное предприятие Бабаевского района МП «Служба заказчика», которое занимается сбором и транспортировкой отходов в районе. Раздельный сбор мусора и извлечение полезных компонентов даже на региональном уровне не отработан надлежащим образом. В штате ООО «ЖКХ Борисовское» отсутствуют работники, занимающиеся сортировкой отходов, средств на эти цели не выделяется. В Бабаевском районе отсутствуют пункты приема автопокрышек и картона, поэтому населением указанные отходы выбрасываются в мусорные баки. Во время проверки всё указанное было доведено до сотрудников административного органа, однако, доводы оставлены без внимания. Кроме этого, административным органом допущены существенные нарушения процессуальных норм, а именно: согласно уведомлению о времени и месте составления протокола - ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 к назначенному времени прибыл в г. Череповец для составления протокола об административном правонарушении и предоставления возражений. Однако, в его присутствии протокол не составлялся в связи с отсутствием на рабочем месте должностного лица, который мог бы составить протокол, соответственно он - ФИО1 не мог ознакомиться с протоколом, заявить ходатайства и возражения. Ему было предложено ДД.ММ.ГГГГ прибыть на рассмотрение дела, и уточнено, что протоколы будут направлены по почте. Ходатайство о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие ФИО1 не заявлялось. Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствие должностного лица, направлен ДД.ММ.ГГГГ и доставлен уже после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что административным органом нарушены требования ст. 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела. Протокол составлен с существенными нарушениями процессуальных требований КоАП, что влечет признание его недопустимым доказательством по делу. Просил постановление государственного инспектора отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, факт нарушения не оспаривал, дополнительно представил ходатайство о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, так как допущенное нарушение устранено.

Представитель Управления Росприроднадзора ФИО3 в судебном заседании пояснила, что правонарушение было выявлено при проведении плановой проверки организации, выдано предписание, которое в настоящее время исполнено, нарушение устранено. Протокол действительно был составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, однако, нарушения процессуального законодательства отсутствуют, поскольку ФИО1 явился на составление протокола, причины несвоевременного составления протокола указаны в служебной записке должностного лица, в связи с чем протокол был составлен в отсутствии привлекаемого лица. Не возражает, против назначения наказания в виде предупреждения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, судья установил следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела основанием для возбуждения в отношении должностного лица - инженера ООО «ЖКХ Борисовское» ФИО1 дела об административном правонарушении и в последующем привлечения его к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ послужили обстоятельства, выявленные в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра полигона ТБО с. Борисово-Судское, расположенного по адресу: <адрес>, выявлен факт размещения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: шины пневматические автомобильные отработанные, лом черных металлов, картон. ФИО1 в соответствии с главой 2 Порядка осуществления производственного контроля предприятия, согласованного с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, как инженер, прошедший обучение по курсу организации работы по обращению с опасными отходами, является ответственным по охране окружающей среды в целом по предприятию.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р.

В соответствии с приказом о приеме на работу, приказом директора ООО «ЖКХ Борисовское» от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции инженера ЖКХ инженер ФИО1 является ответственным за обращение с отходами по предприятию.

Факт совершения должностным лицом - инженером ООО «ЖКХ Борисовское» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки Северного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, приказом ООО «ЖКХ Борисовское», о том что ФИО1 является ответственным, иными материалами дела в совокупности.

Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований закона.

Вопреки доводам жалобы, достоверных сведений, свидетельствующих о принятии ФИО1 всех мер, направленных на соблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не представлено.

Доводы жалобы о том, что ООО «ЖКХ Борисовское» имея лицензию на сбор, транспортировку, размещение отходов IV класса опасности, но занимается лишь размещением (утилизацией) отходов, в связи с чем выявленное нарушение не является нарушением требований законодательств, не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, основан на неверном толковании норм законодательства и не освобождает от соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, как и не свидетельствует об отсутствии в его деянии заявителя события административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Доводы о допущенных процессуальных нарушениях при возбуждении дела, составлении протокола об административном правонраушении, суд находит необоснованными. Как следует из служебной записки государственного инспектора ФИО4 ФИО1 и директор ООО «ЖКХ Борисовское», будучи надлежащим образом извещенные о составлении протокола об административном правонарушении, явились в назначенное время. Однако, в связи с производственной загруженностью составление протокола заняло значительное время, представители организации не дождавшись окончания составления протоколов уехали, в связи с чем протоколы были составлены в их отсутствие. Указанные факты не опровергаются и ФИО1, который в судебном заседании их подтвердил. Довод о том, что с протоколом не были ознакомлены, получили по почте ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не обоснованным, опровергается материалами дела, поскольку копия протокола была направлена по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания присутствовал представитель ФИО1, который не был лишен возможности ознакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, в том числе о нарушениях составления протокола, однако таких заявлений и ходатайств заявлено не было.

Составленный должностным лицом протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Оформление протокола в отсутствие лица, которое покинуло место составления протокола об административном правонарушении, не дождавшись завершения его оформления, не противоречат нормам названного Кодекса и не указывает на нарушение прав юридического лица, поскольку представитель ООО «ЖКХ Борисовское» самостоятельно распорядился предоставленными ему процессуальными правами.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, постановлении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия должностного лица ФИО1 правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили признать, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения заявителя от административной ответственности не имеется.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.

ООО «ЖКХ Борисовское» с ДД.ММ.ГГГГ включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как малое предприятие.

Часть 4 статьи 8.2 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания не содержат сведений о том, что ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности.

Допущенное ФИО1 нарушение в настоящее время устранено.

Рассматриваемым правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

Предупредительные цели административного производства, содержащиеся в части 1 статьи 3.1 поименованного Кодекса достигнуты самим фактом производства по настоящему делу об административном правонарушении.

Учитывая, изложенное, суд считает постановление старшего государственного инспектора Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими изменению в части назначенного наказания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - инженер общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Борисовское» ФИО1признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд, в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Бабаевского районного суда Н.А. Баскова