ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2021 от 29.12.2021 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-103/2021

УИД: 28RS0030-01-2021-001534-96

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Райчихинск 29 декабря 2021 года

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой О.В.,

при секретаре Матвеевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по жалобе главы администрации г. Райчихинска ФИО1 на постановление МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением врио начальника отделения старшего судебного пристава МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ глава г. Райчихинска ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за неисполнение требования исполнительного документа в установленный срок.

В поступившей жалобе глава г. Райчихинска ФИО1 просит отменить вышеназванное постановление, поскольку при рассмотрении дела не были приняты во внимание обстоятельства, позволяющие производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании представитель главы г. Райчихинска ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, суду дополнила, что оснований для привлечения должностного лица к ответственности не имелось, поскольку бюджет г. Райчихинска не имеет возможности исполнить решение суда и организовать водоотведение в п. Восток, бюджетные ассигнования на осуществление соответствующих полномочий не выделялись. Обращает внимание на то, что администрацией г. Райчихинска предпринимались меры по исполнению решения суда: в целях исполнения решения суда администрацией города проведена следующая работа: выбраны и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории населенных пунктов городского округа города Райчихинск для размещения объектов (очистных сооружений); проведено межевание земельных участков и постановка на кадастровый учет; внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Райчихинска и п. Широкий; подготовлены и согласованы градостроительные планы земельных участков; сформированные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации; проведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на предоставленные земельные участки.

В 2020 году заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке технического задания, для разработки проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений. На разработку проектно-сметной документации и проведения инженерно-изыскательских работ и экспертиз требуется порядка 28 млн. рублей. Главой города направлялось обращение в адрес Райчихинского городского Совета народных депутатов с проектом решения о внесении изменений в решение Райчихинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» для рассмотрения вопроса о получении кредита от кредитных организаций в сумме 62000000 (шестьдесят два миллиона) рублей. Данный проект был депутатами отклонен. Также глава города обращалась в адрес Губернатора Амурской области и Министерства ЖКХ Амурской области об оказании финансовой поддержки из регионального и федерального бюджетов. Данная проблема была вынесена Правительством области для рассмотрения в Совет Федерации РФ. Согласно ответу на обращение главы г. Райчихинска в министерство ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, для рассмотрения возможности реализации мероприятий по разработке проектно-сметной документации для строительства очистных сооружений необходимо, в том числе, поручение полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе о приоритетном порядке финансирования мероприятий по развитию муниципального образования. Просила отменить постановление и прекратить производство по делу.

Представитель МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области по доверенности ФИО4 просила оставить постановление без изменения, а жалобу должностного лица без удовлетворения.

Заслушав защитника, представителя МОСП, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В соответствии со ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 113 Федерального закона № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязательны к исполнению для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций только законные требования судебного пристава-исполнителя.

Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.

Санкция части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу года удовлетворены исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности по строительству и введению в эксплуатацию очистных сооружений.

Решением суда постановлено обязать Учреждение администрации города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Широкий г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Холодный Ключ и иные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; обязать Учреждение администрации города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Восток г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Озерный и иные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс вынесено постановление -ИП о возбуждении исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в отношении должника Администрации города Райчихинска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области вынесено определение об отсрочке исполнения решения суда на 1 год, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для привлечения должностного лица администрации г. Райчихинска Амурской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ послужил факт того, что в рамках возбуждённого исполнительного производства -ИП администрация г. Райчихинска Амурской области в лице главы г. Райчихинска, являясь должником, не исполнила в полном объеме содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера от 15.09.2021г., в срок до 30.11.2021г. установленный судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству № -ИП после наложения административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Из пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ N 2478-0 следует, что положения части 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом, обстоятельств конкретного дела.

Как следует из материалов исполнительного производства -ИП, в 2020 году должником заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке технического задания для разработки проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, определена стоимость проектно-изыскательских работ для строительства очистных сооружений, на что потребуется около 28 млн. руб. В связи с невозможностью финансирования указанных работ глава г. Райчихинска неоднократно обращался к Губернатору Амурской области и Министерство ЖКХ Амурской области об оказании финансово й поддержки из регионального и федерального бюджетов.

Из вышеизложенного следует, что должником Учреждением Администрации города Райчихинска в лице главы г. Райчихинска предприняты все возможные и зависящие от него необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа.

Решение суда не было исполнено должником Учреждением Администрации города Райчихинска по объективным причинам, по обстоятельствам, не зависящим от него. Материалы дела содержат достаточные доказательства того, что должником предпринимались, и продолжаю предприниматься меры к исполнению решения суда, а именно: выбраны и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории населенных пунктов городского округа города Райчихинск для размещения объектов (очистных сооружений); проведено межевание земельных участков и постановка на кадастровый учет; внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Райчихинска и п. Широкий; подготовлены и согласованы градостроительные планы земельных участков; сформированные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации; проведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на предоставленные земельные участки. В 2020 году заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке технического задания, для разработки проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений производительностью 150 м3 в сутки в пос. Широкий. По результатам оказанных услуг определена стоимость проектно-изыскательских работ для строительства очистных сооружений производительностью 150 м3 в сутки в пос. Широкий. Кроме того главой города направлялось обращение в адрес Райчихинского городского Совета народных депутатов с проектом решения о внесении изменений в решение Райчихинского городского Совета народных депутатов от 24.12.2019 № 224/20 «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» для рассмотрения вопроса о получении кредита от кредитных организаций в сумме 62 000 000 (шестьдесят два миллиона) рублей. Данный проект был депутатами отклонен. Также глава города обращалась в адрес Губернатора Амурской области и Министерства ЖКХ Амурской области об оказании финансовой поддержки из регионального и федерального бюджетов.

В ходе рассмотрения указанной проблемы Совет Федерации РФ принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 03.03.2021 года № 66-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Амурской области», согласно которому Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендовано при формировании проекта Федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассмотреть вопрос о подготовке предложений о предоставлении в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, бюджету Амурской области межбюджетных трансфертов на софинансирование мероприятий, в том числе по строительству очистных сооружений канализации в населенных пунктах Амурской области, в том числе городе Райчихинске (абзац 4 подпункта 2 пункта 6). Кроме того ДД.ММ.ГГГГ и.о. главой города Райчихинска направлено министру ЖКХ Амурской области ФИО5 обращение с обоснованием затрат необходимых для организации водоотведения, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Восток г. Райчихинска и в п. Широкий г. Райчихинска исключающее их сбор на рельеф, ручей Озерный и иные водяные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, с просьбой оказания содействия в решении данного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ главой города Райчихинска направлено обращение губернатору Амурской области ФИО6 с просьбой оказания содействия в предоставлении субсидии на расходы из областного бюджета для исполнений решений суда.

В связи с изложенным, постановление врио начальника отделения старшего судебного пристава МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому глава г. Райчихинска ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа, подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 4 ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу главы администрации г. Райчихинска ФИО1 - удовлетворить.

Постановление врио начальника отделения старшего судебного пристава МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении должностному лицу административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалоба на не вступившее в законную силу решение судьи может быть подана в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: О.В. Грачева