ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2022 от 13.05.2022 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

**** 13 мая 2022 г.

Судья Тулунского городского суда **** Битяченко С.В.,

с участием помощника Тулунского межрайонного прокурора Ильенковой А.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении *** и жалобу главы Сибирякского сельского поселения Г на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ****, а также по **** в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Г*** от ...... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Сибирякского сельского поселения Г

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ****, а также по **** в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Г*** от ...... должностное лицо – глава Сибирякского сельского поселения Г признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Г обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что администрация Сибирякского сельского поселения не является субъектом предпринимательской деятельности, в связи с чем не может являться владельцем лицензии.

В судебное заседание Г не явился, при этом о дате судебного заседания уведомлен заранее и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявил, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Г

Помощник прокурора Ильенкова А.В. считает постановление законным и обоснованным.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Г, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов дела, в период с ...... по ...... Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере нормотворчества, в том числе исполнения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, законодательства о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, жилищного, земельного законодательства, о муниципальной собственности, законодательства о чрезвычайных ситуациях, о муниципальной службе, ФЗ «О противодействии коррупции», законодательства о недропользовании в администрации Сибирякского сельского поселения, расположенной по адресу: ****, в ходе которой выявлен факт осуществления добычи подземных вод со скважины без лицензии. Проверкой установлено, что на территории Сибирякского сельского поселения в собственности Сибирякского муниципального образования имеется здание водонапорной башни, расположенное по адресу: ****, кадастровый ***. На водонапорной башне забор воды для населения осуществляется из скважины. На скважину какая-либо техническая документация отсутствует. Паспорт отсутствуют. Лицензия на пользование недрами отсутствует. Из данной водонапорной башни население обеспечивается водой. Скважина находится по тому же адресу, что и водонапорная башня и неразрывно с нею связана. Правообладателем указанных объектов водоснабжения населения является Сибирякское муниципальное образование

Пунктами 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ...... №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ...... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Обеспечение населения водой питьевого и хозяйственно-бытового назначения органами местного самоуправления может исполняться только в условиях угрозы надлежащему обеспечению населения водой, при этом в любом случае – с привлечением соответствующих лиц, обладающих правом на пользование водными объектами или недрами либо с предоставлением таким лицам права пользования своими объектами водоснабжения по правилам, устанавливаемым водным законодательством или законодательством о недрах.

Согласно ст. 11 ФЗ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Пользователями недр, в соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. (ст. 2 Гражданского кодекса РФ)

В силу требований Федерального закона от ...... №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), органы местного самоуправления не являются субъектами предпринимательской деятельности, являясь субъектами публичной власти.

Так, согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации, который не вправе заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью.

В соответствии с ч.7 ст. 37 указанного Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

Администрация сельского поселения наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом от ...... №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Администрация сельского поселения как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Финансовое обеспечение деятельности Администрации сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сельского поселения. Расходы на обеспечение деятельности Администрации сельского поселения предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (ч.3 ст. 40 Устава).

К полномочиям администрации сельского Поселения относятся реализуемые в установленном законодательством и настоящим Уставом порядке: 1) обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения сельского Поселения; 2) формирование, исполнение местного бюджета; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой сельского Поселения; разработка проектов планов и программ социально-экономического развития сельского Поселения: 5) разработка и представление Думе сельского Поселения структуры администрации сельского Поселения и положений об органах администрации сельского Поселения, наделенных правами юридического лица: 6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву Главы сельского Поселения, депутата Думы сельского Поселения, голосования по вопросам изменения границ сельского Поселения, преобразования сельского Поселения; 7) принятие решения о создании в установленном порядке печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, а также официальной информации администрации сельского Поселения; осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством; принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в порядке, определенном Думой сельского Поселения; 10) осуществление управления муниципальными предприятиями и учреждениями; 11) назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; 12) принятие решений о присвоении наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в сельском Поселении, установление нумерации домов; 13) принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского Поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом; 14) осуществление отдельных полномочий, переданных администрации сельского Поселения органами местного самоуправления муниципального района в соответствии с заключаемыми соглашениями; 16) иные полномочия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления сельского Поселения, за исключением отнесенных к компетенции Думы сельского Поселения, Избирательной комиссии сельского Поселения.

Формирование доходов местного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходы местного бюджета могут формироваться за счет налоговых (ст. 65.1 Бюджетного кодекса РФ) и неналоговых (ст. 62 БК РФ) поступлений.

К неналоговым доходам местных бюджетов отнесены доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов; плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов; плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным государственными (муниципальными) органами, единым институтом развития в жилищной сфере, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений, - по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено настоящей статьей; плата за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от ...... №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, системный анализ указанных норм указывает на то, что администрация сельского поселения не является и не может являться юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением прибыли из деятельности по обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

Более того, администрация муниципального образования в силу своего статуса не может являться и держателем лицензии, поскольку к её полномочиям отнесена исключительно организация водоснабжения посредством привлечения на договорной основе (на условиях концессии) какой-либо организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Получении лицензии администрацией поселения не только не предусмотрено законом, но и влечет прямое нарушение законодательства, направленного на разделение компетенций и полномочий органов власти и субъектов предпринимательской деятельности, создавая условия для неравноправного доступа к источнику извлечения прибыли (использования недр в коммерческих целях) указанных субъектов.

Фактическое использование недр для водоснабжения населения органом местного самоуправления в ущерб интересам Российской Федерации должно пресекаться, а не регулироваться органами государственного контроля (надзора).

Кроме того, согласно абз. 4 ст. 11 ФЗ «О недрах» допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами.

В силу положений Раздела II ФЗ «О недрах», на пользование одним объектом с одним видом деятельности (забор воды), не может быть выдано две лицензии двум разным субъектам.

В силу требований Федерального закона от ...... № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», органы местного самоуправления вправе передавать в рамках концессионного соглашения в числе прочего и объекты водоснабжения.

Правом на передачу лицензии на водопользование органы местного самоуправления не обладают.

При этом концессионеры могут пользоваться такими объектами водоснабжения только по правилам, установленным Федеральным законом «О недрах», т.е. на основе лицензии с внесением соответствующих, предусмотренных законодательством платежей и извлечением прибыли от их использования при создании условий на такое пользование.

Органы местного самоуправления лишены такого права.

Более того, ...... Тулунским городским судом по иску Тулунского межрайонного прокурора вынесено решение об обязании в срок до ...... администрации Сибирякского муниципального образования провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта водоснабжения – водонапорной башни, расположенной по адресу: ****, в срок до ...... обеспечить передачу право пользования объекта водоснабжения водонапорной башни путем заключения концессионного соглашения в порядке, установленном ФЗ от ...... №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Таким образом, получение администрацией Сибирякского сельского поселения лицензии на пользование недрами в период исполнения решения суда, препятствует его исполнению.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В качестве доказательств в материалы дела об административном правонарушении приложены договоры, заключенные таким потребителем как глава Администрации Писаревского сельского поселения.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч.2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Полномочия Главы муниципального образования определены ст. 36 Федерального закона № м131-ФЗ, а полномочия главы Администрации Сибирякского сельского поселения производны от полномочий самой администрации, как органа местного самоуправления, взаимодействующего и возглавляемого главой поселения, но без смешения их полномочий.

Таким образом, должностное лицо, указанное в обжалуемом постановлении - Глава Сибирякского сельского поселения, самостоятельный орган с определенными законодательством полномочиями, являясь главой Администрации Сибирякского сельского поселения, не является надлежащим лицом, ответственным за действия другого органа – Администрации Сибирякского сельского поселения.

При этом постановление о назначении наказания должностному лицу – Главе Сибирякского сельского поселения Г мотивировано тем, что администрация Сибирякского сельского поселения незаконно, без лицензии, осуществляет деятельность по пользованию недрами.

При изложенных выше обстоятельствах доводы жалобы подлежат удовлетворению, должностное лицо – Глава Сибирякского сельского поселения Г подлежит освобождению от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в т.ч. решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ****, а также по **** в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Г*** от ...... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Сибирякского сельского поселения Г подлежит отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу главы Сибирякского сельского поселения Г – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ****, а также по **** в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Г*** от ...... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Сибирякского сельского поселения Г – отменить, производство прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента получения.

Судья __________________ С.В. Битяченко