Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2023 г. г. Каменск-Шахтинский
Судья Каменского районного суда Ростовской области Самохина Т.А., с участием помощника Каменского городского прокурора Никитенко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Каменского городского прокурора на постановление мирового судьи судебного участка №7 Каменского судебного района Ростовской области от 23.05.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Натальи Александровны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Каменского судебного района Ростовской области от 23.05.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Н.А. прекращено по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместителем Каменского городского прокурора подан протест на указанное постановление от 23.05.2023., в котором Каменский городской прокурор просит суд отменить указанное постановление и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своих требований прокурор в протесте указал, что в действиях должностного лица - начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Н.А. усматриваются нарушения ч.3 ст. 219 БК РФ в связи с принятием бюджетных обязательств на 2023 г. в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем, в действиях Курилкиной Н.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имелось.
Так в рамках реализации национального проекта «Образование» администрацией Каменского района в лице начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Щербаковой Е.И. с ООО «Билд» в лице генерального директора Хасанова P.P. заключён муниципальный контракт № на выполнение работ по строительству школы на 1000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33, на сумму 815 270,3 тыс. руб.
Срок начала и окончания строительства объекта, промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных, предусмотренных контрактом работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ.
Срок выполнения работ, согласно условиям муниципального контракта, истёк 01.10.2022, в этот же день прекращено действие лимитов, доведённых до администрации Каменского района Министерством строительства Ростовской области.
Между отделом капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района (далее ОКС и МХ администрации Каменского района) и ООО «Билд» по согласованию с Правительством Ростовской области на основании распоряжения главы администрации Каменского района Савина В.А. от 12.09.2022 № заключено дополнительное соглашение от 15.09.2022 № о продлении срока строительства до 31.05.2023.
Между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, являющимся получателем средств бюджета субъекта и Администрацией Каменского района 21.10.2022 заключено соглашение № к соглашению № о предоставлении из бюджета Ростовской области на 2022-2024 годы бюджету Каменского муниципального района субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, общим объёмом 154355060,24 руб.
Согласно приложению №1 к данному дополнительному соглашению, указанный выше размер субсидии выделен на строительство школы на 1000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, д. 33.
В связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы главой администрации Каменского района 21.10.2022 подписано распоряжение № об установлении стоимости работ по муниципальному контракту от 20.05.2020 № в размере 969 625 453,2 руб., то есть с превышением в пределах доведенных лимитов на 2022 г. и их авансовой оплаты заказчику за проведение работ в 2023 г.
Дополнительным соглашением от 21.10.2022 №, заключенным между ОКС и MX Администрации Каменского района и ООО «Билд», изменены цены ранее заключенного муниципального контракта, оплаты авансовых платежей, строительные сметы и график финансирования.
Вышеуказанные действия, направленные на определение порядка оплаты строительных работ на объекте строительства «Строительство школы на 1000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, д. 33» администрацией Каменского района приняты после заключения дополнительного соглашения от 15.09.2022 № о продлении срока строительства, то есть после прекращения действия лимитов, доведенных до Администрации Каменского района Министерством строительства Ростовской области.
Заключив дополнительное соглашение от 15.09.2022 №, отдел капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района подтверждает факт возможности исполнения договорных обязательств до 31.05.2023, несмотря на обязанность в соответствии с п. 4.3.7 возвратить в бюджет Ростовской области неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством РФ, то есть в отсутствие фактических гарантий возможности исполнения обязательств по оплате муниципального контракта в 2023 г.
Кроме того, заключение дополнительного соглашения от 21.10.2022 № между ОКС и MX администрации Каменского района и ООО «Билд», которым увеличена стоимость работ по муниципальному контракту от 20.05.2020 № также свидетельствует об отсутствии у Администрации Каменского района возможности исполнить обязательства по оплате муниципального контракта в 2023 г. в рамках ранее доведённых лимитов.
Таким образом, начальником отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Н.А. 15.09.2022 приняты бюджетные обязательства на 2023 г. в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств.
Начальник отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкина Н.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении протеста прокурора без ее участия. Протест прокурора на постановление от 23.05.2023 рассмотрен в отсутствие Курилкиной Н.А.
В судебном заседании помощник Каменского городского прокурора Никитенко А.Ю. настаивал на удовлетворении протеста, просил постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, сославшись на доводы, указанные в протесте.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, а протест заместителя Каменского городского прокурора удовлетворению не подлежит, ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно пунктам 2, 5 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Из подп. 2 п. 1 ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
На основании ст. 79 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04. 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключённого до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3- 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
В соответствии с подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годы цен на строительные ресурсы Правительство Российской Федерации постановляет установить, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключён в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допускается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст.95 и ч. 70 ст. 112 названного федерального закона изменение существенных условий контракта, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, но в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Действия по заключению государственного контракта при отсутствии соответствующих лимитов бюджетных обязательств, повлекшие заключение соответствующего государственного контракта и принятие бюджетного обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.
Мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что 23.01.2020 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключено соглашение № о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование расходных обязательств в 2021 г. 322 643 000 руб., в 2022 г. - в размере 338 192 100 руб. Как следует из Приложения №1 к данному соглашению указанный выше размер субсидии был выделен на строительство школы на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33.
29.01.2021 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и администрацией Каменского района заключено дополнительное соглашение № о предоставление из областного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которым изменены суммы субсидии на строительство школы на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33, в 2021 г. выделено 289 968 300 руб., на 2022 г. выделено 302 315 400 руб.
30.01.2020 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключено соглашение от 30.01.2020 № о предоставление из областного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которая распределена, в том числе, на строительство школы на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33, на 2020-2021 годы.
16.03.2020 и 25.06.2020 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключены дополнительные соглашения №1 и №2 о предоставлении из областного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которая распределена, в том числе, на строительство школы на 1 000 мест по указанному адресу, на 2020-2021 годы.
20.05.2020 между отделом капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района и ООО «Билд» заключён муниципальный контракт №, предметом которого является строительство школы на 1 000 мест по названному адресу. Цена контракта составила 815 270 340 руб.
29.01.2021 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету на софинансирование расходных обязательств в 2022 г. в размере 302 315 400 руб. Как следует из Приложения №1 к данному дополнительному соглашению, указанный выше размер субсидии был выделен на строительство данной школы.
03.02.2021 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключено дополнительное соглашение №3 к соглашению от 30.01.2020 о предоставление из местного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которая распределена, в том числе, на строительство на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33 в 2022 г., объём субсидии равен 35 876 700 руб.
24.12.2021 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Каменского района заключено дополнительное соглашение №4 к соглашению от 30.01.2020 о предоставление из областного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которая распределена, в том числе, на строительство на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33 в 2022 г., объём субсидии равен 253 519 700 руб.
12.02.2022 между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и администрацией Каменского района заключено соглашение о предоставление из областного бюджета субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях, которая распределена, в том числе, на строительство на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33 в 2022 г., объём субсидии на 2022 г. равен 302 315 400 руб.
15.09.2022 между отделом капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района и обществом с ограниченной ответственностью «Билд» заключено дополнительное соглашение о продлении срока строительных работ до 31.05.2023.
21.10.2022 между ОКС и МХ администрации Каменского района в лице Курилкиной Н.А. и ООО «БИЛД» заключено дополнительное соглашение №16 об увеличении стоимости работ в связи с их удорожанием по муниципальному контракту №, которая составила 969 625 453,2 руб.
21.10.2022 между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, являющимся получателем средств бюджета субъекта, и Администрацией Каменского района заключено дополнительное соглашение №, предметом которого являлось предоставление из бюджета Ростовской области на 2022-2024 годы бюджету Каменского муниципального района субсидии на строительство на 1 000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, хут. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, №33. Согласно Приложению к соглашению объём субсидии на 2022 г. составил 154 355 060,24 руб. - разница между первоначальной ценой муниципального контракта и его удорожанием.
Таким образом, общий размер денежных средств, выделенных на покрытие расходных обязательств по муниципальному контракту от 20.05.2020 № составил 969 625 453,20 руб., которые в полном объёме выплачены ООО «БИЛД» в 2022 г. авансовым платежом, что подтверждается справкой и реестрами платёжных документов, представленной ОКС и МХ Администрации Каменского района, а также графиком финансирования, из которого усматривается, что на 2023 г. не было заложено выплат подрядчику, поскольку все лимиты финансирования, как отмечено выше, доведены в 2022 г.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании вышеизложенного, мировой судья обосновано пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица - начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Н.А. не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КОАП РФ, поскольку Курилкина Н.А. действовала в пределах, предоставленных ей законом, полномочий и в рамках бюджетных лимитов на 2022 г., а увеличение сроков выполнения строительных работ по муниципальному контракту соглашением от 15.09.2022 не является само по себе принятием бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты, так как данным соглашением не затронут объем прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и (или) их исполнение.
Разрешая протест заместителя Каменского городского прокурора на постановление мирового судьи судебного участка №7 Каменского судебного района от 23.05.2023 суд приходит к выводу о законности обжалуемого постановления, на основании следующего.
Изложенные в протесте доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего бюджетного законодательства РФ и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для его разрешения, установлены мировым судьёй на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Согласно п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №7 Каменского судебного района Ростовской области от 23.05.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района Курилкиной Натальи Александровны оставить без изменения, протест заместителя Каменского городского прокурора, - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.А. Самохина