ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1043/2021 от 05.08.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-1043/2021

УИД 24MS0161-01-2021-001082-96

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск 05 августа 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Нарожный И.О.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Осиной Е.Н.,

представителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора - ФИО1

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Осиной Е.Н. в интересах АО «Автоспецбаза» на постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 09.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Автоспецбаза» (ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 09.02.2021 года АО «Автоспецбаза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Осина Е.Н. в интересах АО «Автоспецбаза» обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности на основании лицензии от 27.01.2020 г. № (24)-2519-СТР/П, выданной Росприроднадзором (бессрочно), содержащей перечень отходов, с которыми ему разрешается осуществлять лицензируемую деятельность, включающий, в том числе вид отхода - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4), сбор и размещение которого разрешается на месте осуществления деятельности Общества по адресу полигона ТБО. В соответствии со ст. 18 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность утверждения нормативов и лимитов на их размещение предусмотрена законодательством только в отношении собственных отходов. Действия по инвентаризации отходов, подтверждению класса опасности отходов, утверждение паспортов отходов I - IV класса опасности, разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также размещение отходов в специально предназначенных для этого местах, должны осуществлять юридические лица или индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых эти отходы образовались (то есть собственники отходов) или другие лица, к которым перешло право собственности на отходы на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Мировым судьей не учтено то обстоятельство, что Общество не является ни образователем, ни собственником размещенных отходов - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) на Полигоне ТБО, в связи с чем, не требуется и утверждение нормативов и лимитов на их размещение. Ни судом первой инстанции, ни административным органом данные учета отходов, принятых от третьих лиц в 2020 году, по форме согласно Приложению № 2 к Приказу № 721, условия договоров с третьими лицами - образователями и/или собственниками указанных отходов, не изучались, равно как и не была дана оценка доводам Заявителя о размещении отхода - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) на эксплуатируемом Заявителем объекте размещения отходов в соответствии со специальным разрешением (лицензией). Кроме того, заявитель не согласен с выводом мирового судьи о непринятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в части недопущения захоронения «шин пневматических автомобильных отработанных», включенных в Перечень № 1589-р. Обществом заключен договоров на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО от 20.12.2018 № НФ-002314/ТКО РО с региональным оператором Левобережной технологической зоны - ООО «Красноярская рециклинговая компания», по условиям которого предусмотрен запрет на передачу отходов, не относящихся к твердым коммунальным. Таким образом, основной «Поставщик» отходов на полигон Заявителя - Региональный оператор Левобережной технологической зоны, не вправе транспортировать ТКО на объекты обработки, не предусмотренные Территориальной схемой левобережной технологической зоны, в нарушение схемы потоков ТКО, утвержденной Приказом министерства экологии и рационального природопользования от 29.10.2019 №77-1795-од, в соответствии с которым полигон ТБО Общества является единственным действующим объектом размещения ТКО в г. Красноярске, и с учетом положений пункта 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, Общество не вправе отказывать в приеме ТКО на полигон для их дальнейшего размещения. При обнаружении запрещенных к захоронению отходов факт фиксируется Обществом посредством составления акта, а сами отходы передаются контрагенту, допустившему выгрузку указанных отходов на рабочую карту. Само захоронение шин пневматических автомобильных отработанных на Полигоне ТБО, в понимании статьи 1 Закона № 89-ФЗ, Обществом не производится. В подтверждение принятия Обществом всех зависящих от него мер для недопущения Обществом захоронения на полигоне ТБО отходов, входящих в Перечень № 1589-р, в том числе «шин пневматических автомобильных отработанных» были представлены в материалы дела акты о возврате.

В судебном заседании защитник Осина Е.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.

Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, просила жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из представленных материалов, по согласованию с прокуратурой Красноярского края Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Автоспецбаза», по результатам которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. АО «Автоспецбаза» было выдано предписание № Т-470в от 28.10.2020 г. об устранении выявленных нарушений, состоящее из 9 пунктов. Срок исполнения указанного предписания был установлен 10.02.2021 г.

Предписание № Т-470в было направлено АО «Автоспецбаза» посредством электронной почты в день его вынесения – 28.10.2020 г.

На основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 05.02.2021 г. № 087-р/п была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Автоспецбаза», по факту выполнения предписания № Т-470в от 28.10.2020 г. В ходе проведения внеплановой выездной проверки были установлены нарушения предписания № Т-470в от 28.10.2020 г., в том числе:

- п. 3 – АО «Автоспецбаза» осуществляет безлимитное размещение отхода – золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО7 47 981 99 20 4) на эксплуатируемом объекте размещения отходов, в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на указанный вид отхода (в нарушение ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»);

- п. 8 – АО «Автоспецбаза» допускает захоронение на объекте размещения отходов, входящих в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронения которых запрещается» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р), а именно – шин пневматических автомобильных отработанных (в нарушение ст.ст. 34,39,51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 11, ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»).

По результатам внеплановой выездной проверки был составлен акт от 12.03.2021 г., с указанием невыполнения вышеперечисленных требований предписания от 28.10.2020 г., на основании чего был составлен протокол № Т-087в об административном правонарушении от 25.03.2021 г., предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Автоспецбаза».

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вина АО «Автоспецбаза» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 29.04.2021 года, подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении № Т-087в от 25.03.2021 г. (л.д. 1-9);

- выпиской из ЕГРЮЛ, в соответствии с которой АО «Автоспецбаза» расположено по адресу: <...>, основной вид деятельности – сбор отходов (л.д. 155-158);

- предписанием № Т-470в от 28.10.2020 г. Енисейского регионального управления Роспотребнадзора, с указанием нарушений природоохранного законодательства, установлением срока устранения указанных нарушений не позднее 10.02.2021 г. (л.д. 58-59);

- актом проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора сублюдения АО «Автоспецбаза» требований законодательства в области охраны окружающей среды № Т-087в от 12.03.2021 г., в соответствии с которым установлено невыполнение АО «Автоспецбаза» требований предписания от 28.10.2020 г. (л.д. 23-28).

Данные доказательства были исследованы при рассмотрении дела в отношении АО «Автоспецбаза», указанные доказательства, вопреки доводам жалобы, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, им в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка.

Совокупность вышеуказанных доказательств является достаточной для рассмотрения дела по существу и принятия законного и обоснованного решения.

Нахожу, что мировым судьей верно и надлежащим образом установлены обстоятельства совершения АО «Автоспецбаза» административного правонарушения, действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.05.2016 г. № РН-03-03-31/9771 - нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. В соответствии с п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, проекты НООЛР содержат обоснование предлагаемого обращения со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения. Таким образом, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности, либо сведения об отходах, на которые им было приобретено право собственности в соответствии с Кодексом.

В соответствии с п. 86 распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» - шины пневматические автомобильные отработанные, включены в указанный перечень.

Доводы жалобы о том, что при обнаружении запрещенных к захоронению отходов факт фиксируется Обществом посредством составления акта, а сами отходы передаются контрагенту, допустившему выгрузку указанных отходов на рабочую карту. Само захоронение шин пневматических автомобильных отработанных на Полигоне ТБО, в понимании статьи 1 Закона № 89-ФЗ, Обществом не производится, являются несостоятельными, поскольку актом выездной внеплановой проверки АО «Автоспецбаза» от 12.03.2021 г., актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № Т-087 от 25.02.2021 г. (фототаблица), в ходе обследования территории 5 карты обнаружены отходы «Шины пневматические автомобильные отработанные».

Вместе с тем, полагаю, что указанное постановление подлежит изменению по следующим обстоятельствам.

Как следует из представленных в судебное заседание материалов, согласно договору № НФ-004338/НКО на оказание услуг по захоронению отходов (талоны) от 21.01.2020 г., заключенному между АО «Автоспецбаза» и ООО «Линос» - АО «Автоспезбаза» обязалась оказать услуги по захоронению твердых отходов IV, V классов опасности, в том числе золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4), в объеме 15,09 тонн, в соответствии с лицензией АО «Автопецбаза» от 27.01.2020 г., предоставляющей право сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III, IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности, бессрочно.

Согласно п. 1.7 указанного договора – право собственности на отходы принадлежат Заказчику, Исполнителем не приобретается.

Согласно договору НФ-004110/НКО на оказание услуг по захоронению отходов (талоны) от 09.12.2019 г., заключенному между АО «Автоспецбаза» и ООО «Утилитсервис» - АО «Автоспецбаза» оказал услуги по захоронению зол и шлаков от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) в объеме 20 тонн. В соответствии с п. 1.7 указанного договора право собственности на отходы принадлежат Заказчику, Исполнителем не приобретается.

Принятый во внимание судом первой инстанции договор № 2442419/4308Д на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления IV класса опасности, образующихся на объектах ВСФ ООО «РН-Бурение» от 31.07.2019 г. – не относится к событию совершенного административного правонарушения, поскольку согласно п.1.4 договора срок действия установлен до 31.12.2019 г. В соответствии с. 10.2 договора, срок действия договора может быть продлен путем подписания дополнительного соглашения, которого в материалах дела не имеется.

Указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения судом первой инстанции, учитывая изложенное, суд не находит основания для привлечения АО «Автоспецбаза» к административной ответственности за невыполнение п. 3 предписания от 28.10.2020 г., согласно которому АО «Автоспецбаза» осуществляет безлимитное размещение отхода – золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО7 47 981 99 20 4) на эксплуатируемом объекте размещения отходов, в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на указанный вид отхода; поскольку АО «Автоспецбаза» не является образователем, собственником указанных размещенных отходов.

Иные доводы жалобы заявителя фактически выражают несогласие с произведенной мировым судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Основания для признания совершенного АО «Автоспецбаза» административного правонарушения малозначительным отсутствуют, равно как и отсутствуют основания для переквалификации действий привлекаемого лица.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные 26.1 данного Кодекса.

Санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Административное наказание АО «Автоспецбаза» назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, и 4.1КоАП РФ. Наказание назначено в рамках санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, считаю, что постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 29.04.2021 года подлежит изменению, из описательно-мотивировочной части постановления подлежит исключению указание мирового судьи на выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности АО «Автоспецбаза», содержащихся в п. 3 предписания от 28.10.2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 29.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении в отношении АО «Автоспецбаза» (ОГРН <***>) – изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности АО «Автоспецбаза», содержащихся в п. 3 предписания от 28.10.2020 г., а именно:

«пункт 3 предписания: АО «Автоспецбаза» осуществляет безлимитное размещение отхода – золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО7 47 981 99 20 4) на эксплуатируемом объекте размещения отходов, в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на указанный вид отхода;».

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 29.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении в отношении АО «Автоспецбаза» (ОГРН <***>) – оставить без изменения, жалобу защитника Осиной Е.Н. в интересах - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его оглашения.

Судья И.О. Нарожный