ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1044/18 от 08.11.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №12-1044/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 ноября 2018 года судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре судебного заседания Семеновой В.А., с участием заявителя ФИО1, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на определение ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал»,

УСТАНОВИЛ:

определением ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю) от 19 сентября 2018 года №ОО-75/4/25 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Читы, ФИО1, выражая несогласие с принятым по его жалобе решением, просит определение должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменить, обязать Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю возбудить административное дело в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал» по ст. 13.11 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, пояснил, что в действиях директора АО «Тепловодоканал», передавшего его персональные данные третьему лицу – ООО «Надежда», содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, просил обжалуемое определение отменить.

Представители Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю ФИО2 и ФИО3 против доводов жалобы возражали, полагали обжалуемое определение законным и обоснованным, указали на отсутствие в действующем законодательстве об административных правонарушения нормы, предусматривающей ответственность за нарушение конфиденциальности, допущенной АО «Тепловодоканал» в отношении персональных данных заявителя. Указали, что Общество не передавало персональные данные заявителя третьему лицу, они были переданы сотруднику организации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно п. 1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ), являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов по дела об административном правонарушении, 30 июля 2018 года в Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю из прокуратуры Забайкальского края поступило обращение ФИО1, содержащее сведения, указывающие на наличие в действиях АО «Тепловодоканал» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

Установлено, что по результатам рассмотрения указанного обращения 19 сентября 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю принято определение №ОО-75/4/25 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю исходило из того, что нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в части соблюдения условий конфиденциальности, допущенное АО «Тепловодоканал», не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

С данной позицией уполномоченного органа нахожу возможным не согласиться в связи со следующим.

Административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Объектом административных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.

Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.

Для квалификации действий лица по статье 13.11 КоАП РФ необходимо установить нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Состав правонарушений, предусмотренных ст. 13.11 КоАП, носит универсальный характер, мерами административной ответственности охраняются различные правоотношения, в которых используются персональные данные.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (ч. 3 ст. 9 Закона о персональных данных).

Исходя из положений ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Из представленных материалов проверки усматривается, что ФИО1 в период с 12 января 2017 года по 25 мая 2018 года состоял в трудовых отношениях с АО «Тепловодоканал».

При этом в ходе проведенной Управлением Роскомнадзора по Забайкальскому краю проверки было установлено, что АО «Тепловодоканал» передан документ, содержащий персональные данные в отношении ФИО1 (выписка из личной карточки) ООО «Надежда».

Из ответа ООО «Надежда», данного по запросу Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю, следует, что Общество никаких запросов в АО «Тепловодоканал» в отношении ФИО1 не направляло.

Из ответа АО «Тепловодоканал» от 04 сентября 2018 года следует, что в ходе служебного расследования был установлен факт передачи персональных данных работника третьим лицам. В частности установлено, что за период с 19 мая 2018 года по 22 июня 2018 года в адрес общества заявлений от ООО «Надежда» или иных лиц о выдаче информации, содержащей персональные данные на работников АО «Тепловодоканал», не поступало. При этом выписка из личной карточки ФИО1, датированная 21 июня 2018 года, была выдана специалистом отдела кадров АО «Тепловодоканал» и передана юристу, который в свою очередь передал ее специалисту ООО «Надежда».

По данному факту в адрес директора АО «Тепловодоканал» Управлением Роскомнадзора по Забайкальскому краю 19 сентября 2018 года вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований ст. 7 Закона о защите персональных данных.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения ФИО1. Управлением Роскомнадзора по Забайкальскому краю выявлен факт передачи АО «Тепловодоканал» документа, содержащего персональные данные бывшего работника Общества, третьему лицу – ООО «Надежда».

При этом из материалов дела не усматривается, что ФИО1, являясь субъектом персональных данных, выразил согласие на их предоставление третьему лицу.

С учетом изложенного, оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал» в связи с отсутствием состава административного правонарушения у Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю не имелось.

Довод представителей Управления Росконмнадзора о совершении неправомерных действий сотрудником АО «Тепловодоканал» не исключает ответственности руководителя Общества, являющегося должностным лицом и подлежащего административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КОАП РФ.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В силу пункта 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность возбуждения производства по делу об административном правонарушении и обсуждения вопросов о виновности лица, наличии (отсутствии) в его действиях состава административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для обращения ФИО1 в прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении АО «Тепловодоканал» дела об административном правонарушении, имели место 20 июня 2018 года, когда сотрудник АО «Тепловодоканал» передал третьему лицу документ, содержащий персональные данные.

Следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суд при ходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения и прекращении производства по делу.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

определение ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю от 19 сентября 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Тепловодоканал» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в десятидневный срок со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Еремеева